Презентация на тему Адаптация детей раннего возраста через игровую деятельность
Презентация на тему:«Адаптация детей раннего возраста через игровую деятельность»Презентацию подготовилаВоспитатель младшей группыМБДОУ «Детский сад №2»г. ОханскАскарова Анастасия Решитовна
Ежегодно в наш детский сад поступает около 20 малышей в возрасте от 1 года до 2 лет. Мы представляем опыт работы детского сада по вопросам адаптации детей раннего возраста.
Своё выступление мне хочется начать словами Сухомлинского В.А. Твердо убежден, что есть качества души,без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка.
ДЕТСКИЙ САД - новый период в жизниребенка. При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источником стрессовых ситуаций. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни, отрыв от дома и близких могут стать для ребенка серьезной психологической травмой.При поступлении в дошкольное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям. Очень важно чтобы этот переход для малышей был плавным, мягким, бестравматичным. Поэтому поступление детей раннего и младшего дошкольного возраста в детский сад требует повышенного внимания и от родителей и от всего персонала дошкольного учреждения.
Работа по обеспечению адаптационного периода в нашем детском саду ведется в три этапа:I этап (с момента записи ребенка родителями – до поступления детей в группу) - психологическая, методическая, материально – техническая подготовка всех участников педагогического процесса.II этап (период длительностью 10 недель с момента поступления детей в группу) – психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.IIIэтап – подведение итогов адаптационного периода.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ:составление графика комплектования группы; знакомство с родителями;заключение договоров с родителями;ознакомление родителей с режимом дошкольного учреждения;методист, воспитатели, специалисты планируют воспитательную, развивающую работу с детьми, создают игровое пространство группы. С целью получения дополнительной информации о ребенкевоспитатели используют различные анкеты и просто беседуют сродителями. Стараются узнать как можно больше о его привычках и повозможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними(например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, спеть знакомуюпесенку, предложить знакомую игрушку). Проводят беседы с родителямио предварительной подготовке ребенка к детскому саду.
Чтобы ребёнок справился с изменениями в жизни, взрослым необходимо подготовить его. Как родители могут помочь своему ребёнку ?- Прежде всего, важно знать, что условия уверенности и спокойствияребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость егожизни, т.е. чёткое соблюдение режима. Поэтому нужно максимальноприблизить домашний режим к распорядку дня детского сада.-По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь емупреодолеть страх перед незнакомыми людьми, учить обращаться кдругому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.-Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетныйпоказ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.-Приучать к элементарным гигиенически навыкам,самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
На втором этапе: ведется непосредственная работа пооптимизации адаптационного периода.Цель этой работы - социализациядетей раннего возраста, нормализацияповедения в период адаптации.
Педагогический и медицинский персонал определили следующие направления деятельности во время адаптационного периода у детей: - Индивидуальный подход; - Сохранение, укрепление здоровья ребенкапутем создания соответствующих условий; - Создание предметно-развивающей среды; - Организация игровой деятельности,направленная на формирование эмоциональныхконтактов «ребенок взрослый» и «ребенок - ребенок».
Индивидуальный подход к ребенку осуществляется за счет:Постепенного заполнение групп. В неделю принимается не более 2-3малышей. Т.к персоналу легче уделить больше внимания новичку. Гибкого режима пребывания детей в начальный период адаптации сучетом индивидуальных особенностей. В первые дни оставляем ребенкана 1,5 -2 ч, увеличивая время пребывания вначале до сна, затемоставляем на сон, и до вечера.Сохранения в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек,потому что резкое разрушение любых привычек (будь то соска,бутылочка, памперсы) осложнит приспособление к новым условиям.Один из способов смягчения разлуки с мамой заключается в том, чтомы просим приносить с собой ребёнку из дома какую-либо игрушку,которую он, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себяболее спокойно. Таким образом у малыша часть домашней привычнойобстановки переносится в детский сад, что способствует более быстройадаптации ребёнка.
Сохранение и укрепление здоровья: В первое время пребывания малыша в ясляхчасто осложняется поведенческая реакция,нарушается сон, питание, коммуникативность(ребенок плохо идет на контакт с взрослымии ровесниками), что в конечном счетеотрицательно сказывается на его состоянииздоровья.
- Медицинский работник, ведет усиленный контроль за физическим состоянием детей (следит за сном, аппетитом, температурой, стулом), проводит в группах совместно с воспитателями дополнительные профилактические мероприятия (ежедневный приём, осмотр, беседы с родителями, витаминизация, ведёт паспорта здоровья детей).- Педиатр районной поликлиники еженедельно проводит профилактические осмотры детей группы раннего возраста. - Стараясь избежать изнеженности, перегревания, постепенно приучая детский организм переносить те климатические условия, в которых мы живем, создавая атмосферу здорового образа жизни, воспитатели проводят закаливание, используя как природные факторы (солнце, воздух, вода), так и специально организованные мероприятия, игры.
При проведении закаливающих процедур педагоги не стремятся к специальным методикам, но проводят их регулярно и в игровой форме. Поддерживается оптимальный температурный режим группе, одежда детей в группе и во время пребывания на прогулкесоответствует погодным условиям и температуре. Умывание в течение дня, постепенное обучение полосканиюрта, питье прохладной воды. Воспитатели организуют хождение босиком по ковру, тактильнымковрикам, ребристой дорожке. Используют элементы контрастных воздушных ванн приподготовке ко сну.Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказываютфизические нагрузки: утренняя гимнастика, физкультурныезанятия, подвижные игры.
В организации работы в адаптационный период большое значение имеет развивающая предметно-развивающая среда.Развивающая предметно-развивающая среда мотивирует деятельность детей. Она мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей, игрушкидоступны для самостоятельного пользования, площадь группы максимально освобождена для игр и подвижной деятельности детей.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому в группе имеется полочка «Моя семья». Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями, рассматривание которых всегда поднимают настроение загрустившему малышу. - Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра. - В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры. Кроме того, монотонные движения руками или сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции.Для этой цели оборудован сенсомоторный уголок, в котором находятся пирамидки, вкладыши с геометрическими формами, крупные детали строительного материала и конструктора.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовымипредметами. В группе есть уголок «Дом»,где дети могут, играяповторять действия родителей (варить кушать, кормить гостей, что-то отремонтировать), тем самым как бы приближая к себе своих близких,что не только успокаивает малышей, но и учит их общению друг с другом. Рядом с уголком размещается живые цветы, мы считаем, чторастения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют наэмоциональное состояние человека и конечно же на маленькогоребёнка.
- Полочка с домашними вещами и игрушками способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формированию у ребенка чувства уверенности в себе. - Главным же расслабляющим средством для детей является игра.Основная задача игр в этот период формирование эмоциональногоконтакта между ребенком и воспитателем, ребенком и другими детьми.На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не толькоисточником внимания и доброжелательности, но и действий. В ходеТакого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное – новыеспособы действия с предметами.
Организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, педагог воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениями.Игры и психологические минутки проводятся с детьми каждый день. Работа начинается с утреннего приема детей, это речевыенастройки, психологические игры, утренняя гимнастика,повышающие эмоциональный настрой детей.
- Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила.
- Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она не только развлекает малышей, но и способствует формированию их представлений об окружающем мире, развивает речь, тренирует память, умение соотносить свои движения с текстом, развивает мелкой моторики моторику пальцев.
- Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Поэтому используются игрушки-забавы, игры-инсценировки, куклы Бибабо, приглашаются необычные гости – зайчики, собачки, лисички.
- особую значимость в адаптации ребенка имеет музыкальное воспитание. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. Вначале музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия с внесением в группу и обыгрыванием детских музыкальных инструментов: колокольчики, погремушки и др. Затем приглашает детей в музыкальный зал.
-Наличие магнитофона в группе позволяет слушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы», а иногда и современные популярные мелодии. Слушание музыки помогает детям расслабится, успокоится, а также развеселится и потанцевать.Во время укладывания спать могут звучать колыбельные песни или спокойная музыка, это снимает у детей тревожность, возбуждение, уводит страх.
- Чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывают такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. С помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, побуждает познавательную активность. Известно, что элементы фольклора можно подобрать на все случаи жизни.
Маленькие песенки – потешки помогают в проведении режимных моментов.Процессы умывания, одевания, раздевания, принятия пищи, приборки игрушек воспитатель сопровождает стишками.
В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как:- элементы телесной терапии (обнять, погладить, подержать на коленях); - релаксационные игры.
Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовываем на улице.Для того, чтобы сформировать эмоциональные контакты между ребенком и воспитателем, ребенком и другими детьми мы используем игровые приемы, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, на освоение окружающей среды ребенком, что приносит очень неплохие результаты.( Пузырь, Зайка, Найди игрушку)
- Для того чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным необходимы согласованность действий родителей и воспитателей. С целью создания доверия и информированности в раздевалке организована фотовыставка «А у нас в детском саду». Здесь же сосредоточена настенная и настольная наглядная информация по темам « Советы специалиста», «Адаптация», « Мы растём» и др. Проводятся родительские собрания. консультации для родителей. Ежедневное информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребёнка в индивидуальной беседе.
Третий этап: - Совещание по итогам адаптационного периода,родительское собрание.- Совещание по итогам адаптации.- Анкетирование родителей.- Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка:- Индивидуальные беседы;- Родительское собрание.Адаптационный период считается законченным, еслиребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, просыпается вбодром настроении, играет со сверстниками.
Использование представленной технологии приводит к адекватному, почти безболезненному приспособлению детей к условиям дошкольного учреждения: они быстрее входят в жизнь группы, проявляют самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками. Наблюдается положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях, сенсорных представлениях, речевом общении. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Спасибо за внимание!