Презентация для педагогов Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры


Из опыта работы воспитателя 1 младшей группы «Букашечки»Ефимовой М.В.Слободской д/сад «Пряничный домик» о.в.Развитие сенсорных способностей детейраннего возраста через дидактические игры
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
АктуальностьГлавной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное развитие, направленное на формирование окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Целью сенсорного развития является формирование сенсорных способностей у малышей.На этой основе выделяются следующие задачи: - Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;-формирование систем сенсорных эталонов;-формирование умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.


1 период (до трех лет) – период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления – некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.) по Л.А Венгеру
Процесс восприятия у детей раннего возраста характеризуется рядом свойств:- избирательность - выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания ребенка- предметность - все свойства предмета не отделяются от самого предмета.- константность— способность узнавать объект вне зависимости от его расположения, удаленности, освещенности.

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада,направленная на развитие сенсорных способностей Тактильно -развивающие панели в зеленой зоне.


Игры в тактильном центре Д/и «Замочки»Д\и «Звездочки»


Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: -внимания-памяти-наблюдательности- сообразительности


Сенсорная комната Д/и «Найди игрушку»Д/и «В гости к уточке»


Игры на развитие крупной и мелкой моторики«Тактильные дорожки»


Дидактические игры на закрепление цвета, величины, формы

Дидактические игры на развитие мелкой моторики

Дидактическая игра формирует умения детей сравнивать, анализировать, соотносить предметы , делать простейшие выводы, развивает ребенка интеллектуально.Д/и «Найди фигуру»Д/и«Подбери по цвету»


Особенности восприятия детей определяют необходимость использования дидактических игр в разных видах деятельности.

Дидактические игры на закрепление цвета, величины , формы.Д/и «Мозаика»Игры с блоками Дьенеша



Дидактические игры на развитие мелкой моторикиД/и «Веселые прищепки»



Дидактические игры на развитие тактильных ощущенийД/и «Волшебный сундучок»


Знакомьтесь, наш друг питон- Рома!


Знакомьтесь, наш друг питон- Рома!


«Родители являются полноправными участниками образовательных отношений»
Развивающие игры руками родителейД\и «Накорми поросенка»Д\и «Резиночки»
Развивающий коврик и книжка - малышка

Условия для развития сенсорных способностей детей:Наличие детской деятельности для освоения сенсорных эталонов и перцептивных действийНасыщение эмоционально-значимым содержанием.Последовательность ознакомления в процессе детской деятельности.Наличие эффективных методов и приемов работы.Совместного участия в процессе игр детей и взрослых.
Необходимый материал по развитию сенсорных способностей представлен в следующей литературе:1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». Книга для воспитателя детского сада, под ред. Л. А. Венгера, - М.: Просвещение, 1989г.2. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1983 г. 3. Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» - М.: просвещение, 1983 г.
Спасибо за внимание!