Консультация для воспитателей:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Отдел образования исполнительного комитета
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
Консультация для воспитателей:
«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
пгт Джалиль Учитель-логопед:
МБДОУ №4 Гарайшина Л.И
« Красная шапочка»
2015г.
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)
Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.
Как же развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста?
Конечно же, в игре.
«Мозаика», «Пазлы»- В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.
«Конструктор»-для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений. . Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима, что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее
упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами
геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь
пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить
насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других
доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и
воображение, фантазию ребенка.
Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Сейчас
продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а
сделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он
попробует на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита.
Дети постарше учатся завязывать шнурки. Это могут быть готовые шнуровки, сделанные мамой или завязывание шнурков на предметах (кофточки, ботинки, шапочки и т.д.).
Игры с использованием мелких предметов, из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать, сжать или разжать – это то, что поможет вашему малышу в будущем лучше усваивать школьную программу. Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения.
Родителям можно использовать подручные материалы для развития мелкой моторики рук:
-Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».
-Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком , кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет способствовать развитию глазомера.
-Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребёнка попросите их развязать, и наоборот.
- Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.
-Хорошо развивает мелкую моторику «Оригами». Да и потребуется лишь одна бумага. Хорошо бы, если сделанные работы вы смогли бы обыграть, например, придумайте совместно сказку и поиграйте в неё вместе с ребёнком.
-Сложи фигуру из спичек. Только в эту игру в целях безопасности играйте только рядышком с ребёнком. Попробуйте сложить кораблик или какую другую фигуру. В этой игре у ребёнка будут развиваться и воображение, и творчество. А если вы поставите условие, чтоб ребёнок повторил вашу фигуру, то развиваться будут и внимание, и память.- . Спрятанный предмет. Игрушки из киндер сюрприза спрячьте в горох или фасоль, и ребенок пусть ищет все игрушки, закопанные в крупе. При выполнении этого задания происходит точечный массаж.
-Прищепки. При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь. Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребёнок с помощью прищепок превратит фигуру в какой нибудь предмет.
-Игры с тенью развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию у ребёнка.
-Работа с нитками очень разнообразна:
Рисование нитью по силуэту.
Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону.
Плетение разноцветными шнурками.
-Создание картин с помощью семян и плодов.
- Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:
В новеньких сапожках
-Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Топаем дружнее: топ- топ- топ».
Для создания игр для развития мелкой моторики рук используйте всю свою фантазию. Главное - помните! Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!
Успехов вам и терпения!