«Развитие творческих способностей детей посредством пальчиковых упражнений для предпосылок к учебной деятельности»
«Развитие творческих способностей детей посредством пальчиковых упражнений для предпосылок к учебной деятельности»
«Истоки способностей и дарований детей
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, тянутся тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой нити. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Современное дошкольное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Известно, что дошкольный возраст наиболее благоприятный для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Детское творчество, согласно исследованиям отечественных и зарубежных педагогов и психологов, субъективно. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но делает открытия для себя. В то же время, как считает Н. А. Ветлугина, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе. Очень хорошо себя зарекомендовала разнообразная предметная деятельность при работе с бумагой (оригами, аппликация), тканью (вышивание), которая способствует развитию мелкой моторики. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики? Человеческий мозг устроен таким образом, что у человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Это также подтверждают и ученые (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина), изучившие психику детей: «что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи и оказывает большое влияние на развитие головного мозга». Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине ХХ века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце ХХ начале ХХ1 века их стало 55,5% (данные М. Е. Хватцева). Что делать? Как помочь нашим детям? Большое значение имеет использование различных техник массажа, упражнения и пальчиковые игры. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5 – 10 минут ежедневно. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активируется.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
Ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. Психологи отмечают, что и умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Различных видов моторик существует две – мелкая моторика и крупная моторика. Их развитие одинаково значимо для развития ребенка. Мелкая моторика – это точные движения пальцами, там, где требуется хорошая координация и точные движения пальцами, крупная моторика – движение тела (корпуса, рук, ног).
Итак, хотя существует действительно много способов для развития крупной и мелкой моторики, одним из самых эффективных является творчество. Известный психолог Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности человека. Такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, Н. П. Сакулина рассматривает как непременные составные творчества. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей человека от 3 до 9 лет. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способностей к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. В процессе занятий художественным и ручным трудом у детей формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста творчеству, связанному с развитием мелкой моторики (оригами, вышивание) включены в занятия по ручному труду, но количество их ограничено. Поэтому хотелось бы расширить виды этой деятельности. Учитывая актуальность данной проблемы, было решено организовать кружок дополнительного образования «Ловкие пальчики».
Мы пишем, рисуем,
Лепим, сгибаем,
Чертим и клеем,
Мнем, отрываем,
Чтоб оказаться
В сказке бумажной,
Ловкие пальчики –
Как это важно!
Основная цель программы – развитие мелкой моторики пальцев рук и творчества детей в процессе деятельности с различными материалами (бумагой, тканью, нитками).
Задачи данной программы:
Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость, ритмичность.
Совершенствовать движения рук и психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей.
Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям; самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль над собственными действиями.
Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления, концентрируется внимание, так как нужно сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат своего творчества, устная речь. У детей формируются навыки обращения с бумагой, инструментами, что немаловажно для подготовки к учебной деятельности. Изготовление работ способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Для того, чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Начиная с простых работ, мы постепенно двигались к шедеврам достойных восхищения. Рука малыша превращалась в умелую руку мастера, умеющего не только творить чудеса, но и готового к обучению в школе. В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.