Рабочая программа по технологии для 5 класса (ФГОС-2) для девочек
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии (5 класс, вариант для девочек) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, авторской программы по учебному предмету «Технология» А.Т.Тищенко и Н.В.Синицы по направлению «Технология ведения дома», планируемых результатов основного общего образования и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
Технология. Технология ведения дома: 5 класс: /учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М. Вентана- Граф, 2015 г.
Технология: программа: 5-8 классы / А.Т.Тищенко и Н.В.Синица. – М. Вентана- Граф, 2012 г.
Технология: 5 класс: методическое пособие / Н.В.Синица, П.С.Самородский. – М. Вентана- Граф, 2015 г.
Технология ведения дома: рабочая тетрадь. 5 класс. Составитель О.Н. Логвинова. – М.: Вако, 2015 г.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
производительностью труда, реализацией продукции;
устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями; овладеют:
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
· умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиямик личным качествам человека.Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:
распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
возможность освоения содержания курса на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
На изучение курса «Технология» в 5 классе отводится 2 ч в неделю. Авторская программа рассчитана на 68 часов. В соответствии с учебным планом школы на изучение технологии в 5 классе отводится. 70 часов (35 учебных недель). В авторскую программу внесены изменения: добавлено 2 часа- 1 час на изучение темы «Электротехника» и 1 час на изучение темы «Блюда из яиц»
Название раздела и темы
Кол-во
часов
Из них
лабораторных работ
Из них
практических работ
Из них
проектов
Создание изделий из текстильных материалов (материаловедение, машиноведение, технология обработки ткани)
1. Свойства текстильных материалов.
2. Конструирование швейных изделий
3. Швейная машина
4. Технология изготовления швейных изделий
22
4
4
4
10
1
Художественные ремесла
1. Декоративно-прикладное искусство
2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства
3. Лоскутное шитьё
8
2
2
4
1
Кулинария
1.Санитария и гигиена на кухне
2.Физиология питания
3.Бутерброды и горячие напитки
4.Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
5.Блюда из овощей и фруктов
6.Блюда из яиц
7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку
15+1=16
1
1
2
2
4
2+1=3
2
1
Технология домашнего хозяйства
1.Интерьер кухни, столовой
2
2
1
Электротехника
1.Бытовые злектроприборы
1+1=2
2
Технологии творческой и опытнической деятельности.
Исследовательская и созидательная деятельность
21
Итого:
70
4
С учётом местных социально-экономических условий изучение раздела «Кулинария», целесообразнее изучать в начале учебного года (1 четверть).
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный вы бор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. Метапредметные результаты освоения учащимися
предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных
высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета (70 часов)
5 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
Раздел «Кулинария» (14 ч.)
Тема. Санитария и гигиена на кухне (1 ч.)
Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Тема. Физиология питания (1 ч.)
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Лабораторно-практические и практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.
Тема. Бутерброды и горячие напитки (2 ч.)
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление бутербродов.
Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.
Тема. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2 ч.)
Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Блюда из овощей и фруктов (4 ч.)
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.
Определение содержания нитратов в овощах. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Блюда из яиц (2 ч.) + 1 час
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку (2 ч.)
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.
Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (14 ч.)
Тема. Интерьер кухни, столовой (2ч.)
Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.
Проектирование кухни с помощью ПК.
Раздел «Электротех
·ника» (1ч.)+ 1 ч.= 2 ч.
Тема 1. Бытовые электроприборы (2ч.)
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч.)
Тема. Свойства текстильных материалов (4 ч.)
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Сравнительный анализ прочности окраски тканей. Изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Тема. Конструирование швейных изделий (4 ч.)
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема. Швейная машина (4 ч.)
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторно-практические и практические работы. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.
Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок.
Тема. Технология изготовления швейных изделий (10 ч.)
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.
Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания ручное обмётывание; временное соединение деталей смётывание; временное закрепление подогнутого края замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей стачивание; постоянное закрепление подогнутого края застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.
Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).
Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практические и практические работы. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч.)
Тема. Декоративно-прикладное искусство (2 ч.)
Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.
Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Лабораторно-практические и практические работы. Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).
Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.
Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.
Тема. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства (2 ч.)
Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.
Лабораторно-практические и практические работы. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.
Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.
Тема. Лоскутное шитьё (4 ч.)
Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (21 ч.)
Тема. Исследовательская и созидательная деятельность (21 ч.)
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Творческий проект по разделу «Кулинария». Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла». Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита творческого проекта. Варианты творческих проектов: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Направление «Технологии ведения дома»
№ п/п
Наименование раздела (темы), тема урока
Кол-во
часов
Дата
Основные виды учебной деятельности обучающихся
План.
Факт.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2 ч. )
Творческие проекты.
1
Знакомятся с примерами творческих проектов пятиклассников. Определяют цель и задачи проектной деятельности.
Этапы выполнения проекта
1
Изучают этапы выполнения проекта.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч.)
Интерьер и планировка кухни, столовой
1
Знакомятся с эргономическими, санитарно гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находят и представляют информацию об устройстве современной кухни.
Практическая работа № 1 «Планировка кухни»
1
Планируют кухню с помощью шаблонов и ПК.
Раздел «Электротехника» (1 ч)+ 1=2 ч.
Бытовые электроприборы.
1
Изучают потребность в бытовых электроприборах на кухне.
Лабораторная работа № 1 «Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне»
1
Находят и представляют информацию об истории электроприборов. Изучают принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2 ч. )
Работа над проектом «Кухня моей мечты»
1
Выполняют проект по разделу «Технологии жилого дома. Оформляют портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.
Защита проекта «Планирование кухни-столовой»
1
Составляют доклад для защиты творческого проекта. Защищают творческий проект
Раздел «Кулинария» (14 ч)
Санитария и гигиенана кухне
1
Овладевают навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов.
Организовывают рабочее место. Определяют набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.
Осваивают безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.
Оказывают первую помощь при порезах и ожогах
Физиология питания. Лабораторная работа № 2 «Определение качества питьевой воды»
Находят и представляют информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивают исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составляют индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды
Бутерброды.
Пр. работа № 2 «Приготовление бутербродов»
Приготавливают и оформляют бутерброды. Определяют вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивают хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере.
Горячие напитки.
Пр. работа № 3 «Приготовление горячих напитков»
Приготавливают горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводят сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находят и представляют информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустируют бутерброды и горячие напитки. Знакомятся с профессией пекарь
Блюда из круп и бобовых. Лабораторная работа № 3 «Изучение упаковки крупы».
Читают маркировку и штриховые коды на упаковках. Знакомятся с устройством кастрюли-кашеварки. Определяют экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовят рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определяют консистенцию блюда. Готовят гарнир из бобовых . Находят и представляют информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых . Дегустируют блюда из круп, бобовых . Знакомятся с профессией повар
Блюда из макаронных изделий. Пр. работа № 4 «Приготовление блюда из крупы и макаронных изделий».
Готовят гарнир из макаронных изделий. Находят и представляют информацию о блюдах из макаронных изделий. Дегустируют блюда из макаронных изделий.
«Блюда из овощей и фруктов» (4 ч )
Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.
Выполняют кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполняют фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивают безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывают точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки.
Лабораторная работа № 4 «Определение содержания нитратов». Пр. работа № 5 «Приготовление салата из сырых овощей».
Определяют доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Читают технологическую документацию. Соблюдают последовательность приготовления блюд по технологической карте. Готовят салат из сырых овощей или фруктов. Соблюдают последовательность приготовления блюд по технологической карте.
Тепловая кулинарная обработка овощей.
Осваивают безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Находят и представляют информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов.
Пр. работа № 6 «Приготовление блюда из варёных овощей».
Готовят гарниры и блюда из варёных овощей. Осуществляют органолептическую оценку готовых блюд. Овладевают навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады
«Блюда из яиц»(2 ч )+ 1ч.
Технология приготовления блюд из яиц.
Находят и представляют информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам
Лабораторная работа № 5 «Определение свежести яиц».
Пр. работа № 7 «Приготовление блюда из яиц».
Определяют свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовят блюда из яиц.
«Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку» (2 ч )
Сервировка стола к завтраку»
Подбирают столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирают столовые приборы и посуду для завтрака.
Пр. работа № 8 «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку».
Составляют меню завтрака. Рассчитывают количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполняют сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывают салфетки. Участвуют в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом»
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (5 ч. )
Подготовка к выполнению проекта «Воскресный завтрак для всей семьи»
Готовятся к выполнению проекта по разделу «Кулинария».
Заполнение паспорта проекта.
Оформляют портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Составляют доклад для защиты творческого проекта.
Работа над проектом. «Воскресный завтрак для всей семьи»
Выполняют проект по разделу «Кулинария».
Защита проекта «Воскресный завтрак для всей семьи».
Защищают проект по разделу «Кулинария».
Проверка знаний по теме «Кулинария»
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22 ч)
«Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения» (4 ч)
1.Производство текстильных материалов.
Составляют коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения . Знакомятся с профессиями оператор прядильного производства и ткач.
2. Лабораторные работы № 6, 7, 8: «Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Сравнительный анализ прочности окраски тканей».
Определяют направление долевой нити в ткани. Исследуют свойства нитей основы и утка. Определяют лицевую и изнаночную стороны ткани. Определяют виды переплетения нитей в ткани. Проводят анализ прочности окраски тканей. Оформляют результаты исследований
3.Текстильные материалы и их свойства.
Изучают характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Знакомятся с профессиями оператор прядильного производства и ткач.
4. Лабораторная работы № 9 «Изучение свойств тканей из хлопка и льна». Проверка знаний по теме «Свойства тканей»
Исследуют свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
«Конструирование швейных изделий» (4 ч )
1. Конструирование швейных изделий. Определение размеров швейного изделия.
Снимают мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывают по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Находят и представляют информацию об истории швейных изделий
2 Швейные изделия для кухни.
Строят чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Копируют готовую выкройку.
3. Построение чертежа фартука на поясе.
Строят чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Копируют готовую выкройку.
4. Построение чертежа юбки на кулиске. Пр.работа № 9 «Снятие мерок и изготовление выкроек»
Строят чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Копируют готовую выкройку. Находят и представляют информацию об истории швейных изделий
«Швейная машина» (4 ч )
Подготовка швейной машины к работе.
Изучают устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливают швейную машину к работе: наматывают нижнюю нитку на шпульку, заправляют верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх.
Приёмы работы на швейной машине. Лабораторная работы № 10 «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины».
Выполняют прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполняют закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад.
Основные операции при машинной обработке изделий. Пр. работа № 12 «Изготовление образцов машинных работ».
Выполняют прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполняют закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад.
Машинные швы. Лабораторная работы № 11 «Изготовление образцов машинных швов».
Находят и представляют информацию об истории швейной машины. Овладевают безопасными приёмами труда
«Технология изготовления швейных изделий» (10 ч )
Раскрой швейного изделия.
Определяют способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполняют экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивают детали швейного изделия.
Пр. работа № 10 «Раскрой швейного изделия».
Выполняют экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы.
Швейные ручные работы.
Изготовляют образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание.
Пр. работа № 11 «Изготовление образцов ручных работ».
Изготовляют образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание.
Швейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка ткани.
Проводят влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание
Пр. работа № 13 «Проведение влажно-тепловых работ». Проверка знаний по теме «Влажно-тепловая обработка ткани».
Проводят влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание
Закрепление материала по теме «Машинные швы».
Подводят итоги проделанной работы.
Технология изготовления швейных изделий.
Обрабатывают проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществляют самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Находят и представляют информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевают безопасными приёмами труда. Знакомятся с профессиями закройщик и портной
Пр. работа № 14 «Обработка проектного изделия».
Обрабатывают проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществляют самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализируют ошибки. Находят и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевают безопасными приёмами труда. Знакомятся с профессиями закройщик и портной
Проверка знаний по теме «Создание изделий из текстильных материалов»
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4 ч)
Работа над проектом «Наряд для завтрака».
Определяют цель и задачи проектной деятельности. Изучают этапы выполнения проекта.
Оформление паспорта проекта.
Выполняют проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».
Оформление паспорта проекта.
Оформляют портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Составляют доклад для защиты творческого проекта
4. Защита проекта.
Защищают творческий проект
Раздел «Художественные ремёсла» (8 ч)
«Декоративно-прикладное искусство» (2 ч )
Декоративно – прикладное изделие для кухни.
Изучают лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывают и фотографируют наиболее интересные образцы рукоделия. Анализируют особенности декоративно-прикладного искусства народов России
Экскурсия в школьный музей.
Посещают краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Находят и представляют информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину
«Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства» (2 ч )
Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства
Зарисовывают природные мотивы с натуры и осуществляют их стилизацию.
Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.
Выполняют эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создают графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора
«Лоскутное шитьё» (4 ч )
Лоскутное шитьё.
Изучают различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывают узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора
Лоскутное шитьё по шаблонам. Аппликация.
Изготавливают шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирают лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия.
Стёжка (выстёгивание). Обработка срезов лоскутного изделия.
Изготавливают образцы лоскутных узоров. Обсуждают наиболее удачные работы.
Практическая работа № 16 «Изготовление образцов лоскутных узоров»
Изготавливают образцы лоскутных узоров. Обсуждают наиболее удачные работы. Находят и представляют информацию об истории лоскутного шитья
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (5 ч)
Работа над проектом «Лоскутное изделие для кухни-столовой».
Определяют цель и задачи проектной деятельности. Изучают этапы выполнения проекта.
Оформление паспорта проекта.
Выполняют проект по разделу «Художественные ремёсла».
Оформление паспорта проекта.
Оформляют портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Составляют доклад для защиты творческого проекта
4. Защита проекта.
Защищают творческий проект
Оценка проектов и подведение итогов.
Оценивают проекты и подводят итоги
Описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
Содержание
Класс
Автор
Название
Издательство
Год издания
Учебно – методическое обеспечение
1
Программа
5-8
А.Т.Тищенко,
Н.В.Синица
Технология
Москва,
Вентана - Граф
2012
2
Учебник для общеобразовательных организаций
5
Н.В.Синица, В.Д.Симоненко
Технология
Москва,
Вентана - Граф
2015
3
Рабочая тетрадь
5
Составитель О.Н. Логвинова
Технология
Москва,
Вентана - Граф
2015
4
Методическое пособие
.
5
Н.В.Синица, П.С.Самородский.
Технология
Москва,
Вентана - Граф
2015
5
6
Печатные пособия (таблицы по предмету, портреты и др.)
№п/п
Название таблиц
1.
2.
...
Информационные средства (мультимедийное оборудование, электронные учебники, электронные базы данных и др.)
№
п/п
Название
1.
2.
...
Технические средства обучения (компьютеры, проекторы, интерактивная доска и др.)
№
п/п
Название
1.
Ноутбук «HP»
2.
Мультимедийный проектор «XJ-M140-EJ»
3
Доска магнитная
4
Экран настенный самофиксирующийся «»SCUTUM»
5
МФУ «Workcentre 3220»
6
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность ознакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
технологическими свойствами и назначением материалов;
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья; выполнять по установленным нормативам следующие
трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
· распределять работу при коллективной деятельности;использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
Заголовок 215