Конспект учебного занятия по окружающему миру на тему Славные символы России (4 класс)
Тема: « Славные символы России».
Форма урока: урок-презентация (усвоение новых знаний).
Цель урока:
расширить представления детей о стране, в которой они живут.
дать понятие о природе родного края.
познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном.
развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.
воспитывать любовь к Родине, к людям, к родному краю; воспитывать чувство патриотизма.
Ожидаемые результаты: усвоить, что такое флаг, гимн, герб; запомнить последовательность цветов на флаге, узнавать его среди прочих, выучить гимн; знать герб России.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, учебник «Окружающий мир» 4 класс, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
Ход урока.
Организационный момент.
Вводная беседа.
Как называется наш общий дом?
А мы кем являемся? (гражданами России)
Россия – наша Родина.
Вспомните пословицы о Родине и объясните, как вы их понимаете?
Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.
Каждому человеку дорога Родина, ее природа, ее история, ее символы.
Можно ли назвать все эти картины словами «родная природа»?
Слайды 2-4.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
Слайды 5-7.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о символах нашего государства. Что такое символ? Это отличительный знак.
Догадайтесь, о каких символах идет речь: ( Слайд 8)
А) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или цветов. (флаг)
Б) эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, официальных документах.(герб)
В) торжественная песня, принятая как символ государства или социального единства. ( гимн)
У нашей страны также есть эти славные символы. Узнаем о них подробнее.
4.Все о гербе.
Слово «герб» в переводе с немецкого означает наследство.
В старину непременной частью вооружения воина являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы.
Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового государства появился свой, новый герб. Первый герб пришел к нам с Византии. После гибели Римской империи Иван III принимает в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла. ( Слайд9)
В различные исторические периоды герб несколько видоизменялся. Менялись лишь отдельные детали: появлялись скипетр, держава и короны ( знаки императорской власти), а также цепь ордена Андрея Первозванного и гербы присоединенных к России земель. На груди орла щит с изображением воинственного всадника – неизменный герб Москвы. (Слайд 10).
После Октябрьской революции у нашей страны был другой герб. Когда был образован СССР, то возникла необходимость создать общесоюзный государственный герб. (Слайд 11)
В 1993 году двуглавый орел вновь появляется на гербе. (Слайд 12).
Нынешний герб Российской Федерации представляет собой красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Увенчан герб двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе – скипетр, в левой – держава . На груди орла в красном щите – всадник , поражающий копьем черного дракона. Почему в центре герба России герб Москвы? (Слайд 13).
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Физминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
5.Все о флаге.
У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг.
Флаги мы видим часто над зданиями Администрации Президента, Правительства, Государственной Думы и т.д. Маленькими флажками встречают почетных гостей, флажок стал символом на параде.
Самые первые флаги были военные. Появились они тогда, когда появились большие армии и возникла необходимость издали отличать , какой отряд движется – свой или вражеский. Для этой цели воины привязывали к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и так появились настоящие флаги.
В 1705 году Петр Великий учредил трехцветный флаг, заимствовал он идею флага у Голландии, самой передовой страны в тогдашней Европе. Изменил лишь порядок цветов ( гол. – красно-бело-синий). (Слайд 14).
По указу царя бело-сине-красный флаг (бесик) стал флагом торговых судов.
Каждый из монархов вносил свои поправки в государственную символику. При Александре II (1858г.) был создан черно-желто-белый флаг. Цвета его гласили – земля, золото, серебро. (Слайд 14).
Александр III (1881г.) вновь утвердил триколор.
После Октябрьской революции флаг стал красного цвета – цвета революции. Более 70 лет он был и как торговый, и как военный, и как морской. В 1922 году на нем появился серп и молот. (Слайд15).
Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится к ее флагу. Ведь под ним совершено так много подвигов. В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность. Если враг сумеет захватить знамя, часть расформировывается, как опозоренная. Красное знамя – это знамя Победы. Его водрузили над рейхстагом наши солдаты. (Слайд 16).
Красному знамени Победы воздаются такие же почести, что и государственному флагу России.
После путча 1991 года бело-сине-красный флаг вновь становится государственным. (Слайд 17).
6.Работа с учебником. С.171.
Как можно объяснить символику цветов на российском флаге?
Белый цвет – мир, чистота, правда, благородство.
Синий цвет – небо, духовность, вера.
Красный цвет – отвага, героизм, кровь, пролитая за Родину и ее независимость.
Когда отмечают День Государственного флага Российской Федерации?
( 22 августа – День Государственного флага Российской Федерации.)
Задание .
Незнайка в своем альбоме рисовал российский флаг и нарисовал три его варианта. Определи , правильный вариант флага России. (Слайд18).
Физминутка.
7.Все о гимне.
Слово « гимн» в переводе с греческого языка обозначает восхваление, торжественная песнь.
Музыку современного гимна России написал композитор А.В.Александров, стихи – С.В.Михалков. (Слайд 19).
Когда можно услышать гимн?
Как слушают гимн?
Прежде чем вы послушаете гимн, ознакомимся с его текстом в учебнике на с.173.
Прослушивание гимна Российской Федерации. (стоя).
8. Моя малая Родина.
Мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, который является частью нашей необъятной Родины. И у него тоже есть свои символы: герб, флаг, гимн. (Слайд 20).
Познакомьтесь с флагом и гербом Сургутского района .(Слайд 21).
Слайд 22.
Встают рассветы над рекой таежной,
На древних кедрах – серебром роса.
Сибирский край, нам нет тебя дороже!
И наш поселок гордость и краса.
Эти замечательные слова из гимна г.п.Фёдоровский. Слова А.Кулешова, музыка Е.Проценко. Эти люди живут в нашем поселке.
9. Рефлексия.
Назовите государственные символы России. (герб, флаг, гимн)
Что изображено на гербе России?(двуглавый орел под тремя коронами).
Кто ввел такое расположение цветов на флаге? (Петр I).
Как слушают гимн? (стоя, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь).
Кто написал музыку и слова для гимна России? ( Музыка А.В.Александрова, слова – С.В.Михалкова).
Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать. Вам придется решать многие проблемы . Но главное, что вы должны помнить всегда: любить Россию надо не за то, что она велика, а за то, что она твоя Родина.
10.Домашнее задание.
1.Учебник. с.168 – 174, читать, отвечать на вопросы.
2.Выучить гимн России.
3.Придумать символы для своего класса, своей семьи.
15