Комплексное познавательно-развивающее занятие для детей среднего школьного возраста


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
«Школа правовых знаний». Комплексное познавательно - развивающее занятие для детей среднего школьного возраста. воспитатель: Кочергина Н. Е. Декабрь 2012 год. ГКОУ Калужской области для детей - сирот и детей, оставшихс я без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». Цель: Закрепить знания основ российского законодательства. Задачи:  Формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, толерантности, способности к социализации в обществе.  Использование приобретѐнных знаний в повседневной жизни для осознания себя гражданином России.  Воспитание у детей гражданской ответстве нности и правового самосознания, уважения к высказываниям одноклассников, их правам.  Коррекция развития речи, коммуникативных навыков. Предварительная работа: Занятие «Сказочная викторина по правам детей», презентация «Права человека», обсуждение проблемн ых ситуаций из жизненного опыта, репетиция сценок. Материал: Презентация «Школа правовых знаний» (показ слайдов), сигнальные карточки с цифрами на каждого ребѐнка, карточки для игры «Домино», ѐлочка и новогодние игрушки, книги с произведениями для задани я «Сказочная викторина», наличие текста сценок для обыгрывания детьми. ГКОУ Калужской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся б ез попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая. Хранимая богом родная земля. Россия – священная наша держава. Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава. Твоѐ достоянье на все времена. На планете Земля много разных стран. Как называется страна, в которой мы с вами живѐм? Каждая страна имеет свои отличительные особенности, по - другому их называют – государственные символы . Россия тоже имеет свои символы. К ним относятся: флаг, герб, гимн страны. Атрибутами, символизирующими нашу страну , являются валенки, самовар, балалайка, матрѐшка, хоровод среди русских берѐз. Столица России – Москва, самый главный город страны. В Москве находится самый главный дом основного закона – дом правительства. В этом доме работает правительство, т. е. команда людей, которая руководит нашей страной, а именно, создаѐт те правила, по - другому они называются – законы, выполняя которые граждане нашей с траны делают жизнь для себя и других людей счастливой и безопасной. Руководит этой командой главный человек нашей страны – президент. Кто? Это В. В. Путин. Самый главный закон России, который определяет жизнь государства, прав и обязанности его граждан – н азывается Конституцией. День принятия основного закона страны – Конституции – 12 декабря 1993 года. Этот день является государственным праздником. ГКОУ Калужской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». В каждой стране свои законы, но есть и общие, всемирные. Главные из них записаны во Всеобщей декларации прав чел овека. Это международный документ, защищающий права человека. Как и у взрослых, так и у детей есть права. Чтобы уберечь детей от зла и сделать их детство счастливым, взрослые составили документ, где записаны права, защищающие детей. Называется он – Конвенц ия о правах ребѐнка. Какими же правами могут пользоваться и взрослые, и дети нашей страны?. Ребята, назовите дату своего рождения (дети называют). В тот день, когда вы родились, вы получили право на жизнь. Каждый из нас имеет право на охрану здоровья. Это право даѐт возможность нам бесплатно лечиться в поликлинике или в больнице. Право на образование позволяет всем учиться, а детям в школе бесплатно и обязательно. Право на отдых . Благодаря этому праву после напряжѐнной недели учѐбы и труда, мы можем отдохнуть в выходной день, в отпуске или на каникулах. Право на свободу и личную неприкосновенность говорит о том, что никто не имеет права лишить нас свободы без особых причин. Право на личное имущество даѐт возможность на его приобретение и гарантию защ иты от посягательства посторонних. Дом, в котором мы с вами живѐм, защищает право на неприкосновенность жилища. В необходимых случаях мы имеем право на специальную охрану. А также каждый гражданин нашей страны имеет право иметь семью . Каждый гражданин нашей страны имеет права, но также обязан выполнять правила – законы, при нарушении которых несѐт наказание. ГКОУ Калужской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная) школа - интернат для д етей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». Сегодня мы с вами отправимся на занятие в школу правовых знаний, где с помощью игровых заданий постараемся ещѐ раз разобраться в справедливости наших прав и обязанностей. Всем вам известна игра «Домино» и еѐ правила. Каждый из вас получит карточку, напоминающую по форме костяшку домино, но на ней написаны с одной стороны – потребности человека, а с другой – его права. Обучение в школе, право жить с родителями, семья, сотовый телефон, плеер, право на личное имущество, отдых и развлечение, право на отдых, получение паспорта, право на гражданство, лечение в санатории , право на охрану здоровья, личные письма и дневники, право на личную жизнь, право на бесплатное образование. 2 3 3 2 4 д1 1 4 7 5 7 6 6 5 ГКОУ Калужской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». Давайте сейчас вспомним сказки, которые вы читали в раннем детстве. Читая их вы, наверное, не задумывались о том, что даже в сказках наши любимые герои сталкиваются с законом и беззак онием. К сожалению, в них есть много примеров по нарушению прав. Ваша задача – внимательно выслушать вопрос и с помощью сигнальной карточки указать правильный ответ. Вопросы:  В каких сказках герои могут пожаловаться на нарушение их права на неприкосновенно сть жилища? («Лиса и заяц», «Три поросѐнка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)  Герои, каких сказок воспользовались правом на свободное передвижение? («Лягушка - путешественница» В. М. Гаршина, «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлѐф)  В каких сказках нарушены пава на свободу и герои оказались в плену? («Снежная королева» и «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка»)  У героев, каких сказок нарушено право на отдых? («Золушка» Ш.Перро, «Двенадцать месяцев» С.Я Маршак, «Морозко»)  В каких сказках герои подвержены жестокому обращению и нарушено право на жизнь? («Золотой ключик» А.Н Толстого, «Красная шапочка» Ш.Перро, «Волк и семеро козлят»)  В какой сказке герой не воспользовался своим правом на образование? («Золотой ключик или прикл ючение Буратино» А.Н.Толстого) ГКОУ Калужской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». Сейчас я предлагаю вам ситуационную игру «Имею право». Мы посмотрим несколько сценок с вашим участием и определим, кто в них прав – взрослые или дети. Сценки:  Мама: Немедленно сделай музыку потише1Уже полночь, весь дом разбудишь! Сын; А я имею право на отдых и досуг. Я привык отдыхать с громкой музыкой. Педагог: Кто здесь прав? (Мама. Сын нарушает права соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)  Учитель: Оля, ты сегодня дежурная. Вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить. Конвенция о правах ребѐнка запрещает насилие над детьми. Педагог: Объясните, пожалуйста, права ли Оля? (Кроме прав у Оли есть и обязанности дежурного, как и всех детей в классе, а также есть обязанность уважать прав других людей на чистоту и порядок.)  Мама: Сынок, а почему ты не вынес мусорное ведро и за хлебом не сходил? Сын: Потому что Конвенция о правах ребѐнка запрещаетиспользовать труд д етей. Педагог : Вот такой борец за права ребѐнка. Может быть он прав? (Нет. Обязанность вынести мусор и купить хлеб он выполняет не только для членов семьи, но и для себя. Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству, так как мама тоже имеет право на о тдых. Сын должен уважать еѐ право.) ГКОУ Калужской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными в озможностями здоровья VIII вида».  Учитель: Дима, ты разрисовал парту в кабинете математики! Дима: А что здесь такого? Я имею право на любимое занятие – рисование. Педагог: Кто разъяснит Диме его права и обязанности? (Рисовать нужно не на парте, а на доске или в альбоме. Одноклассники имеют право сидеть за чистой партой. Дима обязан уважать права других учеников.)  Подруги Маша: Ты не видела мою синюю тетрадочку? Вера: Она лежит на столе в моей комнате. Я еѐ немного почитала и очень удивлена, как ты можешь такое писать? Маша: Это же мой личный дневник и ты не имеешь право его читать. Педагог: На чьей стороне правда? (Вера нарушила права Маши. Только с Машиного разрешения Вера может читать дневник девочки.) Игра «Да – нет». На предлагаемые выражения дети да ют ответ в виде слов «да» и «нет». Я могу громко смеяться во время урока. Я могу выступать на школьных праздниках. Я могу нагрубить человеку. Я могу не следить за внешним видом. Я могу прийти в грязной обуви в чисто убранное помещение. Я могу оказать помощ ь тому, кто в этом нуждается. Я могу принять участие в конкурсе рисунков. Я могу взять без разрешения чужую вещь. Я могу жестоко обращаться с животными. Я могу вести здоровый образ жизни. ГКОУ Калужской области для детей - сирот и детей, оставшихся без п опечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида». Рефлексивная минутка. Ребята, а какой праздник приближается, символом которого в нашей стране является ѐлка? (Новый год.) А раз приближается праздник, то мы имеем право на что? (На отдых.) Педагог ставит на стол небольшую ѐлочку. Сейчас мы с вами украсим нашу ѐлочку, по очереди, пожалуйста, подходите, называйте пра ва, о которых мы сегодня говорили и вешайте новогоднюю игрушку. Получилось у нас украсить ѐлку? А как вы думаете, почему? (Внимательно слушали и всѐ правильно запомнили.) Все ли права мы сегодня назвали? Конечно же, мы продолжим знакомство с правами челове ка во время следующих занятий, а сейчас я предлагаю вам использовать ваше право на отдых и пойти заняться любимыми полезными для отдыха делами.