Комплексное познавательно-развивающее занятие для детей среднего школьного возраста
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
«Школа правовых
знаний».
Комплексное познавательно
-
развивающее занятие для
детей среднего школьного возраста.
воспитатель:
Кочергина Н. Е.
Декабрь 2012 год.
ГКОУ Калужской области для детей
-
сирот и детей, оставшихс
я без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная)
школа
-
интернат для детей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
Цель: Закрепить знания основ российского законодательства.
Задачи:
Формирование правовых знаний, правил поведения в обществе,
толерантности, способности к социализации в обществе.
Использование приобретѐнных знаний в повседневной жизни для
осознания себя гражданином России.
Воспитание у детей гражданской ответстве
нности и правового
самосознания, уважения к высказываниям одноклассников, их правам.
Коррекция развития речи, коммуникативных навыков.
Предварительная работа:
Занятие «Сказочная викторина по правам
детей», презентация «Права человека», обсуждение проблемн
ых ситуаций
из жизненного опыта, репетиция сценок.
Материал:
Презентация «Школа правовых знаний» (показ слайдов),
сигнальные карточки с цифрами на каждого ребѐнка, карточки для игры
«Домино», ѐлочка и новогодние игрушки, книги с произведениями для
задани
я «Сказочная викторина», наличие текста сценок для обыгрывания
детьми.
ГКОУ Калужской области для детей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная)
школа
-
интернат для детей
-
сирот и детей, оставшихся б
ез попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая.
Хранимая богом родная земля.
Россия
–
священная наша держава.
Россия
–
любимая наша
страна.
Могучая воля, великая слава.
Твоѐ достоянье на все времена.
На планете Земля много разных стран.
Как называется страна, в которой мы с вами живѐм?
Каждая страна имеет свои отличительные особенности, по
-
другому их
называют
–
государственные символы
. Россия тоже имеет свои символы. К
ним относятся: флаг, герб, гимн страны. Атрибутами, символизирующими
нашу страну
,
являются валенки, самовар, балалайка, матрѐшка, хоровод
среди русских берѐз.
Столица России
–
Москва, самый главный город страны. В Москве
находится
самый главный дом основного закона
–
дом правительства. В этом доме
работает правительство, т. е. команда людей, которая руководит нашей
страной, а именно, создаѐт те правила, по
-
другому они называются
–
законы,
выполняя которые граждане нашей с
траны делают жизнь для себя и других
людей счастливой и безопасной.
Руководит этой командой главный человек нашей страны
–
президент. Кто?
Это В. В. Путин.
Самый главный закон России, который определяет жизнь государства, прав и
обязанности его граждан
–
н
азывается Конституцией. День принятия
основного закона страны
–
Конституции
–
12 декабря 1993 года. Этот день
является государственным праздником.
ГКОУ Калужской области для детей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная
(коррекционная)
школа
-
интернат для детей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
В каждой стране свои законы, но есть и общие, всемирные. Главные из них
записаны во Всеобщей декларации прав чел
овека. Это международный
документ, защищающий права человека.
Как и у взрослых, так и у детей есть права. Чтобы уберечь детей от зла и
сделать их детство счастливым, взрослые составили документ, где записаны
права, защищающие детей. Называется он
–
Конвенц
ия о правах ребѐнка.
Какими же правами могут пользоваться и
взрослые,
и дети нашей страны?.
Ребята, назовите дату своего рождения (дети называют). В тот день, когда вы
родились, вы получили
право на жизнь.
Каждый из нас имеет
право на охрану здоровья.
Это
право даѐт
возможность нам бесплатно лечиться в поликлинике или в больнице.
Право на образование
позволяет всем учиться, а детям в школе бесплатно и
обязательно.
Право на отдых
. Благодаря этому праву после напряжѐнной недели учѐбы и
труда, мы можем
отдохнуть в выходной день, в отпуске или на каникулах.
Право на свободу и личную неприкосновенность
говорит о том, что никто
не имеет права лишить нас свободы без особых причин.
Право на личное имущество
даѐт возможность на его приобретение и
гарантию защ
иты от посягательства посторонних.
Дом, в котором мы с вами живѐм, защищает
право на неприкосновенность
жилища.
В необходимых случаях мы имеем
право на специальную охрану.
А также каждый гражданин нашей страны
имеет право иметь семью
.
Каждый гражданин
нашей страны имеет права, но также обязан
выполнять правила
–
законы, при нарушении которых несѐт наказание.
ГКОУ Калужской области для детей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная)
школа
-
интернат для д
етей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
Сегодня мы с вами отправимся на занятие в школу правовых знаний, где с
помощью игровых заданий постараемся ещѐ раз разобраться в
справедливости наших
прав и обязанностей.
Всем вам известна
игра «Домино»
и еѐ правила. Каждый из вас получит
карточку, напоминающую по форме костяшку домино, но на ней написаны с
одной стороны
–
потребности человека, а с другой
–
его права.
Обучение в школе, право жить с
родителями,
семья, сотовый телефон, плеер,
право на личное имущество, отдых и развлечение,
право на отдых, получение паспорта,
право на гражданство, лечение в санатории
,
право на охрану здоровья, личные письма и дневники,
право на личную жизнь,
право на бесплатное образование.
2
3
3
2
4
д1
1
4
7
5
7
6
6
5
ГКОУ Калужской области для детей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная)
школа
-
интернат для детей
-
сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
Давайте сейчас
вспомним сказки,
которые вы читали в раннем детстве. Читая
их вы, наверное, не задумывались о том, что даже в сказках наши любимые
герои сталкиваются с законом и беззак
онием. К сожалению, в них есть много
примеров по нарушению прав. Ваша задача
–
внимательно выслушать вопрос
и с помощью сигнальной карточки указать правильный ответ.
Вопросы:
В каких сказках герои могут пожаловаться на
нарушение их права на неприкосновенно
сть жилища?
(«Лиса и заяц», «Три поросѐнка», «Сказка о рыбаке и
рыбке»)
Герои,
каких сказок воспользовались правом на
свободное передвижение? («Лягушка
-
путешественница» В. М. Гаршина, «Путешествие
Нильса с дикими гусями» С. Лагерлѐф)
В каких сказках
нарушены пава на свободу и герои
оказались в плену? («Снежная королева» и
«Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Сестрица Алѐнушка
и братец Иванушка»)
У
героев,
каких сказок нарушено право на отдых?
(«Золушка» Ш.Перро, «Двенадцать месяцев» С.Я
Маршак, «Морозко»)
В
каких сказках герои подвержены жестокому
обращению и нарушено право на жизнь? («Золотой
ключик» А.Н Толстого, «Красная шапочка» Ш.Перро,
«Волк и семеро козлят»)
В какой сказке герой не воспользовался своим правом
на образование? («Золотой ключик или прикл
ючение
Буратино» А.Н.Толстого)
ГКОУ Калужской области для детей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная)
школа
-
интернат для детей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными
возможностями здоровья VIII вида».
Сейчас я предлагаю вам ситуационную
игру «Имею право».
Мы посмотрим
несколько сценок с вашим участием и определим, кто в них прав
–
взрослые
или дети.
Сценки:
Мама:
Немедленно сделай музыку потише1Уже полночь, весь дом
разбудишь!
Сын;
А я имею право на отдых и досуг. Я привык отдыхать с громкой
музыкой.
Педагог:
Кто здесь прав? (Мама. Сын нарушает права соседей на отдых в
тишине. Он не уважает права других людей.)
Учитель:
Оля, ты сегодня дежурная. Вытри, пожалуйста, доску и
полей цветы.
Оля:
Вы не имеете права заставлять меня дежурить. Конвенция о правах
ребѐнка запрещает насилие над детьми.
Педагог:
Объясните, пожалуйста, права ли Оля? (Кроме прав у Оли есть и
обязанности
дежурного, как и всех детей в классе, а также есть
обязанность уважать прав других людей на чистоту и порядок.)
Мама:
Сынок, а почему ты не вынес мусорное ведро и за хлебом не
сходил?
Сын:
Потому что Конвенция о правах ребѐнка запрещаетиспользовать
труд д
етей.
Педагог
:
Вот такой борец за права ребѐнка. Может быть он прав? (Нет.
Обязанность вынести мусор и купить хлеб он выполняет не только для
членов семьи, но и для себя. Это не принудительный труд, а помощь по
хозяйству, так как мама тоже имеет право на о
тдых. Сын должен уважать
еѐ право.)
ГКОУ Калужской области для детей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная)
школа
-
интернат для детей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными в
озможностями здоровья VIII вида».
Учитель:
Дима, ты разрисовал парту в кабинете математики!
Дима:
А что здесь такого? Я имею право на любимое занятие
–
рисование.
Педагог:
Кто разъяснит Диме его права и обязанности? (Рисовать нужно
не на парте, а на доске
или в альбоме. Одноклассники имеют право сидеть
за чистой партой. Дима обязан уважать права других учеников.)
Подруги
Маша:
Ты не видела мою синюю тетрадочку?
Вера:
Она лежит на столе в моей комнате. Я еѐ немного почитала и очень
удивлена, как ты можешь
такое писать?
Маша:
Это же мой личный дневник и ты не имеешь право его читать.
Педагог:
На чьей стороне правда? (Вера нарушила права Маши. Только с
Машиного разрешения Вера может читать дневник девочки.)
Игра «Да
–
нет». На предлагаемые выражения дети да
ют ответ в виде
слов «да» и «нет».
Я могу громко смеяться во время урока.
Я могу выступать на школьных праздниках.
Я могу нагрубить человеку.
Я могу не следить за внешним видом.
Я могу прийти в грязной обуви в чисто убранное помещение.
Я могу оказать помощ
ь тому, кто в этом нуждается.
Я могу принять участие в конкурсе рисунков.
Я могу взять без разрешения чужую вещь.
Я могу жестоко обращаться с животными.
Я могу вести здоровый образ жизни.
ГКОУ Калужской области для детей
-
сирот и детей, оставшихся без п
опечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная)
школа
-
интернат для детей
-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
Рефлексивная минутка.
Ребята, а какой праздник приближается,
символом которого в нашей стране
является ѐлка? (Новый год.)
А раз приближается праздник, то мы имеем право на что? (На отдых.)
Педагог ставит на стол небольшую ѐлочку.
Сейчас мы с вами украсим нашу ѐлочку, по очереди, пожалуйста, подходите,
называйте пра
ва, о которых мы сегодня говорили и вешайте новогоднюю
игрушку.
Получилось у нас украсить ѐлку?
А как вы думаете, почему? (Внимательно слушали и всѐ правильно
запомнили.)
Все ли права мы сегодня назвали?
Конечно же, мы продолжим знакомство с правами челове
ка во время
следующих занятий, а сейчас я предлагаю вам использовать ваше право на
отдых и пойти заняться любимыми полезными для отдыха делами.