Программа производственного обучения (учебной практики) и производственной практики для подготовки рабочих по профессии: 190623.23
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Лицей сервиса и индустриальных технологий" (СПб ГБПОУ ЛСИТ)
г. Санкт-Петербург
ПРОГРАММАПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ)И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИдля подготовки рабочих по профессии: 190623.23
«Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава (РПС)»(срок обучения: 2 года)
Разработчик: мастер п/о
Абу-Хаттаб Е.П.
Санкт-Петербург
2014 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с учебным планом для подготовки в профессиональном училище № 70 рабочих по профессии 190623.23 "слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава (РПС)", Программой предусматривается реализация курса за, 2 года.
Основной задачей производственного обучения является формирование у учащихся умения и навыков по основам слесарного дела, необходимым при освоении операций по ремонту подвижного состава РПС (трамвайных вагонов и троллейбусов).
Структура программы практических занятий в учебной мастерской точно отражает технологическую цепочку отработки слесарных приемов, по методу: от простого к сложному.
Для успешного освоения практических навыков в слесарной мастерской, учащимся необходимо опираться на знания, полученные по курсам: "Материаловедение", "Основы технического черчения", "Основы слесарных и слесарно-сборочных работ".
Основной вид занятий – практические работы. Текущий контроль выполнения слесарных операций – путем показа, повторения, исправления ошибок на конкретном материале.
Закрепление приемов и навыков по темам проверяются путем выполнения практических заданий.
Содержание программы включает 25 тем.
Освоение содержания программы позволит выпускнику выполнять работу по ремонту подвижного состава горэлектротранспорта на уровне второго разряда.
Производственное обучение направлено на формирование и выработку у учащихся технического мышления, умения применить полученные знания в производственных условиях и на развитие способности к самообразованию.
Мастер производственного обучения должен прививать учащимся навыки качественного выполнения работ, экономичного расходования материалов, бережного отношения к инструментам и оборудованию.
Начиная с 2 полугодия 1 курса, учащиеся переходят на производственную практику на базовые предприятия Ленгорэлектротранса (трамвайные и троллейбусные парки).
Для освоения программы производственного обучения на предприятии назначаются наставники. Текущий контроль осуществляется через дневники производственного обучения, оценки руководителя практики и контроль мастера производственного обучения.
В соответствии с ФГОС по профессии 190623.23 "слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава", практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются практики: учебная (производственное обучение) и производственная.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно, в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
После прохождения практик учащийся должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
– Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
– Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
– Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
– Осуществлять поиск информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач.
– Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
– Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
– Исполнять воинскую обязанность, в том числе, с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
– Выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава.
– Проводить демонтаж, монтаж, сборку и регулировку узлов и механизмов подвижного состава.
– Проводить ремонт узлов, механизмов и изготовление отдельных деталей подвижного состава.
– Выполнять работу на стендах, измерительных установках для исследования состояния узлов и механизмов подвижного состава.
– Проводить испытания узлов и механизмов подвижного состава.
– Оформлять техническую документацию и составлять дефектную ведомость.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Профессия – слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава.
Квалификация: 2 разряда
Слесарь должен знать:
– устройство подвижного состава (трамвайных вагонов и троллейбусов);
– принципы работы электрических машин, электроприборов, электроаппаратов подвижного состава;
– приёмы слесарных работ, обеспечивающих обработку деталей;
– виды соединений и узлов;
– устройство назначения и ремонт узлов механического оборудования подвижного состава;
– назначение и применение контрольно - измерительного инструмента;
– технологические процессы профилактического осмотра и ремонта оборудования подвижного состава (механического и электрического);
– правила технической эксплуатации;
– производственные (должностные) и технологические инструкции;
– основы электротехники и технологии металлов в объёме выполняемой работы;
– правила включения и отключения электрических приборов и машин;
– правила безопасности труда, электробезопасности, пожарной безопасности и внутреннего распорядка.
Слесарь должен уметь:
– выполнить слесарные работы по изготовлению и ремонту деталей средней сложности;
– разбирать и собирать простые узлы агрегатов механического оборудования подвижного состава, аппаратов и арматуры электроосвещения;
– выполнять очистку, промывку и протирку деталей и приборов электрооборудования;
– производить соединение деталей и узлов электромашин, электроприборов по простым электромонтажным схемам;
– производить простой монтаж и демонтаж узлов и агрегатов подвижного состава;
– читать машиностроительные чертежи средней сложности;
– соблюдать правила и инструкции по безопасности труда и противопожарным мероприятиям, а так же правила внутреннего распорядка.
Обучение на предприятии завершается выдачей производственной характеристики, с рекомендацией о присвоении соответствующего разряда.
Итог производственного обучения и производственной практики - выпускная работа.
Тематический планпроизводственного обучения
№ п/п
Наименование тем
Кол-во часов
Первый курс
1-ое полугодие
Обучение в учебной мастерской
1
Вводное занятие
2
2
ТБ и ППБ
4
3
Экскурсия на предприятие
6
Слесарные работы
4
Разметка плоских поверхностей
18
5
Рубка, правка и гибка
24
6
Резка металла
24
7
Отливание
24
8
Сверление, зенкование, развертывание
24
9
Нарезание резьбы
18
10
Клепка, запрессовка, выпрессовка
24
11
Комплексные работы
24
Проверочные работы
12
Итого: за 1-ое полугодие:
204
2-ое полугодие
Обучение на производстве
12
Безопасность труда и пожарная безопасность
6
13
Выполнение слесарных работ 1-2 разряда
282
Итого: за 1-ое полугодие:
288
Всего за первый курс:
492
Тематический планпроизводственного обучения
№ п/п
Наименование тем
Кол-во часов
Второй курс
1-ое полугодие
14
Безопасность труда, пожарная безопасность
6
15
Разборка деталей и узлов механического оборудования
48
16
Ремонт колесных пар и редукторов передаточных механизмов
108
17
Ремонт карданной передачи
36
18
Ремонт рулевого управления
18
19
Ремонт тормозных устройств
60
20
Ремонт вспомогательных механизмов
30
Итого: за 1-ое полугодие:
306
2-ое полугодие
21
ТБ и ППБ
12
22
Пневматическое низковольтное оборудование
72
23
Электрооборудование
72
24
Обслуживание подвижного состава в цехах, Эксплуатация. Выполнение осмотров и заявочных ремонтов
72
25
Работы на штатном месте
96
Выпускные квалификационные работы
Итого: за 2-ое полугодие:
324
Всего за второй курс:
630
Всего за весь курс обучения:
1122
Тематический планпроизводственной практики
№ п/п
Наименование тем
Кол-во часов
Второй курс – 2-ое полугодие
1
Ремонт узлов независимой подвески тяговых двигателей трамвайных вагонов
30
1.1
Разборка и ремонт узлов
6
1.2
Проверка наличия трещин в балках подвески
6
1.3
Проверка и ремонт резиновых амортизаторов
6
1.4
Проверка состояния пояса крепления двигателя
6
1.5
Проверка состояния валиков, крюков, коромысла
6
2
Ремонт редукторов
30
2.1
Очистка корпуса редуктора, промывка картера и прочистка синусов
6
2.2
Проверка сцепления шестерён с валом и дифференциалом. Проверка конуса.
6
2.3
Проверка состояния втулок, стакана, маслоотражателей, колец и сальниковых уплотнителей
6
2.4
Замена неисправных подшипников
6
2.5
Заливка редуктора маслом и испытание на холостом ходу и под нагрузкой
6
3
Ремонт карданного вала
30
3.1
Разборка карданного вала
6
3.2
Обезжиривание и сортировка деталей
6
3.3
Ремонт фланцев и крестовин с заменой подшипников или втулок
6
3.4
Сборка карданных валов с заполнением смазки
6
3.5
Проверка карданных валов на балансировочном станке
6
4
Ремонт заднего моста троллейбуса
30
4.1
Проверка состояния, ремонт и переборка рессор
6
4.2
Проверка, осмотр и крепление деталей и узлов заднего моста
6
4.3
Проверка крепления колёс к ступицам, состояния шин и давления воздуха в них
6
4.4
Замена подшипников, сальников полуосей и ступиц. Ремонт ступицы заднего моста
6
4.5
Устранение неисправностей, зачистка тормозных барабанов, смена колодок
6
4а
Ремонт сцепных тяговых приборов и песочниц трамвайных вагонах
30-а
1
Разборка амортизационного узла
6
2
Проверка и ликвидация коррозии внутренней поверхности болтов и заклёпок в теле стержня
6
3
Проверка гаек амортизационного узла и состояния резьбы гаек
6
4
Проверка, ремонт песочниц. Засыпка песка в бункер и проверка действия
6
5
Устранение неисправностей, зачистка тормозных барабанов, смена колодок
6
Итого:
120
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Наименование тем
Кол-во часов
Первый курс
Обучение в учебной мастерской
204
1
Вводное занятие
2
2
ТБ и ППБ
4
3
Экскурсия на предприятие
6
4
Разметка плоских поверхностей
18
5
Рубка, правка и гибка
24
6
Резка металла
24
7
Отливание
24
8
Сверление, зенкование, развертывание
24
9
Нарезание резьбы
18
10
Клепка, запрессовка, выпрессовка
24
11
Комплексные работы
24
12
Проверочные работы
12
Обучение на производстве
288
13
Безопасность труда и пожарная безопасность
6
14
Выполнение слесарных работ по 2-му разряду
14.1
Комплексные работы
18
14.2
Сверление, зенкование, развертывание
12
14.3
Нарезание резьбы
12
14.4
Выполнение неразъемных соединений
12
14.5
Комплексные работы
12
14.6
Притирка
12
14.7
Разметка пространственная
12
14.8
Распиливание и припасовка
12
14.9
Шабрение
12
14.10
Проверочная работа
12
14.11
Слесарная обработка ролика для ножовки по металлу
12
14.12
Детали разъемных соединений
12
14.13
Детали с узлом и агрегатом
12
14.14
Опойка жгута в колодку
12
14.15
Изготовление уголка
12
14.16
Изготовление прямой проушины
12
14.17
Изготовление угловой проушины
12
14.18
Изготовление люка
12
14.19
Подгонка крышки воздухосборника
12
14.20
Подгонка защитных кожухов
12
14.21
Комплексные работы
24
14.22
Проверочные работы
12
Всего за первый курс:
492
№ п/п
Наименование тем
Кол-во часов
Второй курс
15
Безопасность труда, пожарная безопасность
6
16
Разборка деталей и узлов механического оборудования
48
16.1
Технология ведения сборочных работ в условиях различных видов посадок
12
16.2
Порядок соединения узлов
6
16.3
Правила пользования контрольно-измерительных инструментов
6
16.4
Практическая работа
6
16.5
Контроль сборочных работ
6
16.6
Особенности контроля качества сборки
6
16.7
Использование контрольно-измерительных
6
17
Ремонт колесных пар и редукторов передаточных механизмов
108
17.1
Назначение и типы тележек, требования к тележкам, основные их элементы
6
17.2
Рессоры и амортизаторы
6
17.3
Центральное рессорное подвешивание
6
17.4
Устройство шкворневого соединения
6
17.5
Независимая подвеска тяговых двигателей
6
17.6
Крепление тормозной системы на тележке
6
17.7
Безмоторные тележки и требования к ним
6
17.8
Устройство колесных пар вагонов специального назначения
6
17.9
Устройство подрезиненного колеса
6
17.10
Неисправности колесной пары
6
17.11
Колесные пары прицепных вагонов и их назначение
6
17.12
Устройство осевых букс
6
17.13
Требование по ПТЭ к колесным парам.
Тяговые передачи, применяемые на вагоне
6
17.14
Назначение и устройство редуктора.
Требования к редуктору, смазка.
6
17.15
Неисправности редуктора
6
17.16
Назначение и устройство карданного вала
6
17.17
Неисправности карданного вала, требования к нему
6
18
Ремонт карданной передачи
36
18.1
Неисправности карданных валов
6
18.2
Объем и последствия ремонта карданных валов
6
18.3
Разборка и сборка вагонов
6
18.4
Дефектация деталей
6
18.5
Рабочий и измерительный инструмент
6
18.6
Сборка карданного шарнира
6
19
Ремонт рулевого управления
18
19.1
Неисправности механизмов рулевого управления
6
19.2
Последовательность ремонта гидроустройств руля и насоса
6
19.3
Рабочий инструмент и приспособления при ремонте
6
20
Ремонт тормозных устройств
60
20.1
Общие сведения о торможении
6
20.2
Назначение и типы механических тормозов
6
20.3
Назначение и устройство центрального барабанного тормоза
6
20.4
Работа центрального барабанного тормоза
12
20.5
Работа стояночного тормоза
12
20.6
Устройство рельсового тормоза
12
20.7
Подвеска рельсового тормоза
6
21
Ремонт вспомогательных механизмов
30
21.1
Назначение и типы тяговых приборов
6
21.2
Назначение и виды тяговых двигателей
6
21.3
Назначение основных узлов кузова
6
21.4
Устройство обшивки салона
6
21.5
Устройство кабины водителя
6
22
ТБ и ППБ
12
23
Пневматическое низковольтное оборудование
60
23.1
Назначение пневматического оборудования
6
23.2
Группы аппаратов пневмосистемы
6
23.3
Устройство и работа регулятора давления
12
23.4
Предохранительный и обратный клапаны
12
23.5
Резервуары и манометры
6
23.6
Компрессор. Назначение и устройство
6
23.7
Редукционный клапан
6
24
Электрооборудование
60
24.1
Общие сведения
6
24.2
Устройство генератора Г 32
6
24.3
Ремонт генератора Г 32
6
24.4
Ремонт генератора Г 32 1 – 2 раз.
12
24.5
Подключение генератора Г 32
6
24.6
Проверка щеток генератора Г 32
6
24.7
Замена щеток генератора Г 32
12
25
Обслуживание подвижного состава в цехах, Эксплуатация. Выполнение осмотров и заявочных ремонтов
72
25.1
Тормозные цилиндры. Подключение клапанов
12
25.2
Аппараты тормозной системы
12
25.3
Устройство электровыключателя
6
25.4
Работа ЭПВ включения и выключения типа
12
25.5
Аппараты вспомогательной системы
12
25.6
Воздухопроводы и воздушные резервы
12
25.7
Звонок, предохранительная сетка
6
26
Работы на штатном месте
96
26.1
Шумоизмеритель
6
26.2
Привод стеклоочистителя
12
26.3
Проверка и замена щеток 1-2 раз.
12
26.4
Генератор Г 263. Устройство. 1-2 раз.
12
26.5
Ремонт генератора Г 263 1-2 раз.
12
26.6
Ремонт. Выполнение работ 1-2 раз.
12
26.7
Цепи освещения. Электросхемы. 1-2 раз.
12
26.8
Выполнение работ 1-2 раз.
18
Выпускная квалификационная работа
24
Всего за второй курс:
630
Итого за весь курс обучения:
1122
Список использованной литературы
1. Гельфгат Ю.И. Сборник задач и упражнений по технологии машиностроения:
Учеб. пособие для машиностр. техникумов – М.: 1986,
2. Общемашиностроительные нормативы времени на слесарную обработку и
слесарно-сборочные работы по сборке машин. Мелкосерийное и единичное
производство. М.: Машиностроение, 1974. -219 с.
3. Технология машиностроения: учебник для
студ.высших.учеб.заведений/Л.В.Лебедев.-М.: «Академия», 2006.-528 с.
3. Колесов И.М. Основы технологии машиностроения.- М.: Высшая школа, 2001.
4. Данилевский В.В. Технология машиностроения.- М.: Высшая школа, 1984.
5. Силантьева Н.Л., Малиновский В.Р. Техническое нормирование труда в
машиностроении.- М.: Машиностроение, 1990Гоцеридзе Р.М. Процессы
формообразования и инструменты.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.
6. Данилевский В.В., Гельфгат Ю.Н. Лабораторные работы и практические
задания по технологии машиностроения.- М.: Высшая школа, 1988.
7. Справочник технолога-машиностроителя / Под редакцией Косиловой А.Г.,
Мещерякова Р.К. Т.2 - М: Машиностроение, 1985.
8. Режимы резания металлов. Справочник / Под редакцией Барановского Ю.В. –
М: Машиностроение, 1972.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15