Система поликультурного образования в сельской общеобразовательной школе
Система поликультурного образования в сельской общеобразовательной школе
Учватова Дарья Викторовна
учитель мокшанского языка
МБОУ «Приреченская СОШ»
Рузаевского муниципального района
Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур.
Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.
Современные подходы к образованию по отношению к духовно- нравственному воспитанию школьников – это личностно-ориентированный, экологический, аксиологический, этнопедагогический и поликультурные подходы.
Непрерывным процессом, начинающимся с рождения и продолжающимся в течение всей жизни, так же, как и образование, является воспитание.
Этнокультурное и поликультурное образование и воспитание – основа всей патриотической работы, проводимой в республике.
Поликультурность человека закладывается не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана. Основным фактором воспитания у детей этнической толерантности справедливо является семья, образовательные учреждения, социум. Семья является наиболее важным социальным институтом и играет решающую роль в первичной социализации ребёнка. По отношению к детям, семья является основным проводником социального влияния. Качества, привитые детям в семье, отличаются прочностью и продолжительностью воздействия. В многонациональном обществе возрастает роль семьи в этнической и межэтнической социализации-вхождении индивида в систему культурных ценностей своей нации и других народов мира. Понимание педагогами, родителями сущности этнической и межэтнической социализации поможет формированию у детей уважительного отношения к своему и другим народам, более эффективно проводить работу по воспитанию у них толерантности, веротерпимости, дружбы народов.
Учреждения образования призваны координировать воздействия на детей этнической среды. В полиэтнической среде особенно необходимо тесное сотрудничество семьи и школы в решении проблем, связанных с воспитанием детей, в привлечении детей, родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий, в проведении индивидуального и группового консультирования детей и родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, в пропаганде и разъяснении прав детей, семьи. Работая с семьёй правомерно обращаться к народным традициям. Это способствует взаимопроникновению, взаимоединению культур, обычаев, традиций, влияет на развитие личности, формируя уважительное отношение к другим национальностям. В качестве приоритетных направлений отмечается:
- приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этносоциума через родной язык и культуру;
- приобщение к национальным обычаям и обрядам - верованиям, национально-прикладному искусству;
- создание условий для самореализации посредством формирования, развития способности адаптироваться в условиях жизни общества.
Поэтому требуется не только обогащение предметных дисциплин поликультурным компонентом содержания образования, но и введение междисциплинарнах специальных курсов по выбору, способствующие формированию поликультурной компетентности. Таким курсом может служить кружки, например, «Финно-угорский кружок», который позволяет интегрировать процесс формирования поликультурной компетентности учащихся.
Внедрения в учебный процесс Финно-угорского кружка во многом способствует формированию поликультурной компетентности учащихся в условиях сельского поликультурного образовательного пространства. Центральное место в структуре кружка занимает изучение истории, культуры, устного народного творчества народов. В содержание кружка входит знакомство с национальным составом финно-угорских народов, с образом жизни, формой культуры и быта, с народными обычаями и традициями.
Курс системы занятий призван способствовать решению задач по утверждению в чувствах и сознании учащихся национальных и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, a также развитию интереса и историческому прошлому России и Мордовии, к их традициям. Включение в учебно-воспитательный процесс местный культурно-исторический опыт, нормы, традиции, способы и стили жизнедеятельности способствуют формированию самобытности, разносторонне развитой личности.
Библиографический список 1. Письмо Министерства образования России от 15.10.2003 г. № 24-51-212/13-28- 51-793/16 [Электронный ресурс] / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2. Акбиева З. С. Развитие психологического соответствия человека и профессии в поликультурной образовательной среде вуза: автореф. дис. ... доктора психол. наук. – М., 2009. К