Выступление на педсовете на тему «Разновозрастное обучение и воспитание на занятиях в объединении «Теремок»»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества ст-цы Петропавловской
Выступление на педсовете на тему
«Разновозрастное обучение и воспитание на занятиях
в объединении «Теремок»» ​.
Педагог дополнительного образования
Фисенко Анна Сергеевна
ст. Петропавловская
2017г.
«Разновозрастное обучение и воспитание на занятиях
в объединении «Теремок»» ​.
Программа «Теремок» направлена на развитие активной личности, стремление к творческому самовыражению, расширение и углубление эрудиции и компетенции учащегося.
Цель программы: раскрыть и развить творческие способности учащихся через воспитание интереса к искусству изготовления игрушек и сувениров.
Задачи:
обучающие:
познакомить с историей возникновения кукол;
познакомить с историей возникновения цветов из лент;
познакомить с историей возникновения фоамирана;
обучить детей изготавливать кукол из ткани и капрона;
обучить основным законам композиции;
научить правилам раскладки и перевода лекал, раскрой ткани.
познакомить с выкройкой игрушки и раскрой деталей по лекалам;
научить пользоваться молдами, пресс-формами для изготовления и оформления различных видов цветов;
развивающие:
развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
развить чувство цвета, пропорции;
развить индивидуальные способности: самостоятельность трудолюбие, способность к восприятию новых знаний;
воспитательные:
воспитать способность видеть и воспринимать прекрасное, прилежание и тщательность в работе, аккуратность, опрятность;
воспитать уважительное отношение к товарищам по творчеству и их труду.
Занятия в творческом объединении «Теремок» дают возможность каждому учащемуся попробовать свои силы в разных видах декоративно - прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Система дополнительного образования предоставляет значительные возможности для современного решения задач воспитания, так как ориентирована на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в динамическом обществе.
Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Ученые педагогики давно задаются вопросом: «Что больше всего влияет на успеваемость, степень усвоения материала?» Квалификация педагога? Затраты на обучение? Уровень развития одногруппников?
Результаты грандиозного исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Все важно: и квалификация педагога, и оборудование кабинета… Но больше всего влияет …класс, группа. Развитие товарищей по классу, группе, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее, чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе, группе, квалификация учителя.
В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело педагога за «малым»- помочь классу, группе умело организоваться на своих занятиях.
Особенностью организации учебно – воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования является работа в группах смешанного разновозрастного состава. Дело в том, что образовательные программы педагогов дополнительного образования ориентированы на определенную возрастную категорию детей, срок обучения. Так в моё объединение «Теремок» ребенок может записаться и в 8 лет, и в 10 лет, и даже в 13 лет. Но при этом никто не торопит его в усвоении азов в изготовления игрушек и сувениров. Каждый работает в своем темпе, а он у всех разный. Вот поэтому и получается, что в группе всегда есть и младшие школьники (начинающие) и старшие (опытные и еще не совсем опытные).
 Разновозрастное обучение отличается прежде всего разным возрастом учащихся, а значит иной формой социализации. Деятельным общением с людьми разной компетенции и различными навыками. И уже отсюда следует отсутствие единой внешней задачи.
Каждый решает ту задачу, которая посильна для него и решает её до полного исчерпания. Решает сам или вместе с другими.Полное исчерпание задачи – это важная составляющая учебного процесса. Учащиеся воспитываются в духе «любое дело должно быть доделано до конца», а сам процесс обучение – это творческий процесс.
       Образовательный процесс в разновозрастных учебных группах можно выстроить на идеях педагогики сотрудничества: учение без принуждения, трудной цели, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа, создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы, личностного подхода, взаимообучения, продвижения в индивидуальном темпе, самоконтроля и взаимоконтроля.  
Позиция педагога в разновозрастной группе
В ситуации работы с разновозрастной группой позиция педагога по отношению к ученикам существенно изменяется: взрослый должен быть старшим членом растущего разновозрастного коллектива, а не только носителем общекультурных ценностей.
При этом я как педагог не должна унижать детей публичной демонстрацией их неумения, незнания. При работе в вертикали педагогу нельзя говорить детям “ты должен” без действительного предварительного принятия ребенком на себя некоторых обязательств перед группой конкретных людей.
В моей практики было и такое: «Мы не хотим работать ни с какими малышами”, – слышала я перед тем, как сделать свои группы разновозрастными. В то же время малыши приходили “на практику”, и было ясно видно, насколько серьезнее и взрослее становились ребята в присутствии младшеклассников. Почему же они так настойчиво убеждали взрослых, что не хотят принимать в свою группу новеньких младших учеников?
Это убеждение в обществе настолько сильно, что многие воспринимают общение с младшими как ситуацию, отнимающую время, силы и знания у старших, которые якобы вместо того, чтобы потратить это все на себя, то есть “получить новые знания”, вынуждены работать на несмышленых малышей.
Обычно занятия в нашем объединении начинается так. Учащиеся рассаживаются по собственному желанию, распределившись по возрастам: каждому интереснее со сверстниками...
Начинается общая работа, но замечается, что для младших она тяжела: они теряются в общем разговоре, готовы отключиться от работы и начать привлекать к себе внимание другими способами. Старшие же, напротив, чувствуют себя уверенно, готовы работать и не терпят, если им этого не позволяют.
На занятиях в объединении «Теремок» я –педагог прошу о помощи тех, кому на занятии особенно легко, но предупреждаю, что старшеклассникам для этого придется увеличить скорость своей работы: “За то же время вы должны не только сообразить сами, что нужно делать, но и показать младшим. Это усложняет вашу работу и под силу не всем”. Причем одному -двум младшим помогает сам педагог, тем самым как бы ставя старших учеников на один уровень с собой. В результате работают очень успешно все ребята.
Реализация сотрудничества эффективно воплощается в жизнь при применении диалогических форм обучения, которые подразумевают творческое отношение и обмен креативной деятельностью. Осуществление педагогического диалога в учебном процессе позволяет в ходе учебно-познавательной деятельности детей развивать их коллективистские связи.
Приведем примеры способов работы отмеченные в процессе работы:
1. Старшие ребята, демонстрируя увлеченность начатым делом, инициируют работу еще не включенных младших. Усталость и желание бросить начатое дело наступает одновременно у всех ребят, однако старшие (возможно, из-за присутствия все тех же младших) продолжают работать, несмотря на усталость, что заставляет и младших не бросать начатое дело, а у старших повышается ответственность за взятые на себя обязательства. Общее дело с возложением максимальной ответственности за результат на старших может стать еще одним приемом работы в учебных вертикалях.
2. В разновозрастной группе старшие могут помочь “выпадающим” младшим, что немаловажно для проведения индивидуальной работы со всеми учениками в учебных группах. При этом наблюдается двойной эффект: младший получает помощь в важном для него вопросе и ощущает себя комфортно и защищенно, а старший не только помогает педагогу, но и имеет возможность утвердиться в собственных знаниях, выявить свои точки непонимания, структурировать собственные представления о мире в общении с другими людьми.
Создание учебных пар старший – младший с обязательной последующей демонстрацией обоим их роста может быть еще одним приемом работы в учебных вертикалях.
3. В процессе работы стали возникать устойчивые разновозрастные группы внутри объединения «Теремок». В этих группах дети разных возрастов легко общаются, помогают друг другу, принимают помощь.
4. Педагог отмечает развитие умения ребят быстро приспосабливаться к изменяющимся группам, принятие на себя ответственности за неуспешность других и готовность помочь.
Каковы функции разновозрастного обучения?
Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей на занятиях, где обучаются несколько человек, весьма ограничен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение учащихся разных возрастов в разновозрастную группу обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию ребенка, избежать монотонности при организации учебного процесса.
Практика показывает, что ученикам нравятся разновозрастные занятия. Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на их легче работается, больше самостоятельности, ответственности самих учащихся. Дети отмечают, что им интересно общаться с учениками других возрастов.
Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности, поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычных уроках, а в этой ситуации осознает свою полезность, востребованность как помощников педагога при организации работы младших учащихся. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от них постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.
В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторскую функцию. Старшим предоставляется возможность выполнять роль взрослого, взять на себя ответственность. Особенно важно включать учеников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить роль консультанта, помощника педагога, руководителя группы.
Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На разновозрастном занятии старших стимулируют проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.
Стимулирующая функция разновозрастного занятия проявляется не только в актуализации положительных качеств, старших учеников. У младших также повышается заинтересованность, активность. Опыт показывает, что разновозрастные занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию учения, познавательные интересы учащихся.
Такие занятия стимулируют развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разных возрастов.
Практика организации и проведения занятий в объединении «Теремок» показала, что наибольших результатов можно добиться работая именно в разновозрастной группе: когда занимаются дети разного возраста, но это им абсолютно не мешает, а даже стимулирует.
Также из всего выше сказанного можно сделать еще несколько выводов:
Как показывает практика, важнее всего не образование педагога, не материальные затраты на обучение, а жизненные цели, которые ставят перед собой одногруппники ученика. Если в группе развито общее стремление к знаниям, достижению высоких целей, то и каждый ученик будет лучше учиться.
Образование – это то, что человек способен отдавать другим. Эта отдача является одновременно и способом получения знаний, и критерием его личностного роста.
В ситуации работы с разновозрастной группой позиция педагога по отношению к ученикам существенно изменяется: взрослый должен быть старшим членом растущего разновозрастного коллектива, а не только носителем общекультурных ценностей.
Если дать возможность младшим выбирать себе партнеров для занятий, а старшим быть выбранными, постепенно дети начнут принимать друг друга такими, какие есть, а не стараться быть везде и во всем идеальными.
Дополнительное образование имеет явные преимущества перед образовательной школой в процессе формирования, становления личности ребенка, так как сюда он идет по собственному желанию, а не по принуждению. И мы, педагоги, стараемся сделать его пребывание в кружках, секциях, объединениях комфортным во всех отношениях: начиная от санитарных и заканчивая моральными - психологическими. Форму выбирает сам педагог….