Из опыта работы педагога-психолога Внедрение инновационных технологий в работу с детьми с ОВЗ


МБОУ «Вознесеновская СОШ»
Ивнянского района Белгородской области
Использование современных методов диагностики и коррекционной работы с детьми с ОВЗ (СФГОС) в деятельности ПМПкПодготовила педагог-психолог
Конобеева В.С.
2016 г, март

Использование современных методов диагностики коррекционной работы с детьми с ОВЗ (СФГОС) в деятельности ПМПкВпервые в отечественной истории законодатель предусматривает введение специальных федеральных государственных образовательных стандартов образования (СФГОС) для детей с ОВЗ.
В соответствии со Стандартом образования в каждой школе предусматривается создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций:
•  диагностическая функция обеспечение своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
•  коррекционно-развивающая функция обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; содействие формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
•  консультативная функция обеспечение непрерывности специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
•  информационно-просветительская функция направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Её главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Оперативно решать задачи позволяет новое оборудование, поставленное в нашу школу в рамках реализации государственной программы «Доступная среда». Полученное оборудование сенсорной комнаты включает в себя достаточно обширный инструментарий для диагностической и коррекционной работы.
Прежде всего, отмечу программное обеспечение диагностических методик готовности к школьному обучению (4-й лишний, тест на внимание, восприятие формы, цвета, тест на логическо-образное мышление, тест на уровень развития памяти, тест развития речи, детские матрицы Равена)
Развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением в исполнении «Возьми и сделай» содержит интерактивные игры, направленные на развитие физических и когнетивных способностей ребёнка. Игра «Воздушные шары» позволяет тренировать координацию и статическое сохранение позы, положения рук. А так же тренировать координацию совместных действий и взаимоотношений с партнёром по игре. Игра «Что под зонтиком» так же развивает координацию, как вариант мелкую моторику индивидуально или с партнёром. Игра «Рисование» развивает навыки динамической и статической координации, совместные действия, выстраивание последовательности движений, проработка навыков социального партнёрского взаимодействия. Игра «Звёздный путь» регулирует координацию, возможно использование в упражнениях по развитию памяти и релаксационных упражнениях. Игра «Волейбол» направлена на развитие сложной динамической координации с заданием на внимание.
Развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением в исполнении «Игры с Тимом» содержит интерактивные игры, направленные на развитие физических и когнетивных способностей ребёнка. Включает в себя игры на сложную динамическую координацию движения с заданием на внимание, дифференциацию и указание цвета и фигур – Игра «Инопланетяне», Игра «Велосипедист». На развитие мыслительных навыков, пространственных способностей, тренировку внимания, прогнозирование результата, координацию направлены игры «Паровозик», «Распорядок дня».
Очень ёмким инструментом является методика диагностики и коррекции конструктивной деятельности. Оригинальная методика позволяет определить степень недоразвития конструктивного праксиса и интеллектуального развития в целом, а так же прогнозировать обучаемость. Методика позволяет выявить недоразвитие пространственного анализа и синтеза, отграничивая детей с интеллектуальной недостаточностью от нормально развивающихся сверстников. Качественный анализ полученных данных позволяет выявить причины несовершенства конструктивной деятельности, установить характер выявленных нарушений. И самое главное возможно использование методики с целью коррекции различных видов недоразвития конструктивной деятельности. Данная методика аналогична известным «кубикам Кооса».
Следующим инструментом является программа компьютерного тестирования и обработки результатов «развитие и коррекция мышления младших подростков» и «развитие и коррекция мышления подростков» созданные на основе сложной и объёмной методики ШТУР. Сетевая версия позволяет проводить диагностику и коррекционную работу в групповой форме, сразу получить результаты диагностики, возможность их распечатки. В рамках методики можно сформировать большое количество развивающих и коррекционных заданий. Отследить динамику изменений и даже сформировать групповой отчёт.
И ещё одним инструментом представлена диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Она включает в себя 6 диагностических методик (тест Басса-Дарки, FPI, тест «Минутка», ПДО, опросник Томаса, тест УСК). Новые инструменты позволяют значительно сократить время на обработку результатов, позволяют создавать групповые отчёты и, самое главное, отслеживать динамику результатов.
Инновационные решения в виде программно-аппаратных технологий разработаные ведущими российскими научными институтами позволяют эффективнее реализовать федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы (для разных групп детей с ОВЗ).