Рабочая программа по дисциплине Трудовое право
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
_____________________________________________________________________________Западный филиал РАНХиГС«УТВЕРЖДАЮ»
Директор колледжа
-338074035433000________________Л.И. Мотолянец«____» ________________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудовое право
уровень подготовки
повышенный
профиль образовательной программы среднего образования
«Право и организация социального обеспечения»
Квалификация выпускника
Юрист
Форма обучения
очная
Калининград, 2015
Рабочая программа дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (специальностям) среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Составитель:
М.В. Майорова - преподаватель Западного филиала РАНХиГС при Президенте РФ.
Рецензенты:
И.В. Вельможная - преподаватель Западного филиала РАНХиГС
Эксперты:
А.И. Иванов – к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой Гражданско-правовых дисциплин Аккредитованного образовательного частного Учреждения высшего профессионального образования «Московского финансово- юридического университета МФЮА»
Рассмотрена на заседании ПЦК
протокол № 1
от « 28 » августа 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Рецензия 3
Паспорт рабочей программы дисциплины 4
Область применения программы 4
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 4
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины 4
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины 5
Структура и содержание дисциплины 6
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 6
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Трудовое право» 6
Условия реализации рабочей программы дисциплины 13
Требования к минимальному материально - техническому обеспечению 13
Информационное обеспечение обучения 13
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 15
Рецензия
На рабочую программу дисциплины «Трудовое право» по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», составленную преподавателем Западного филиала РАНХиГС при Президенте РФ Майоровой Мариной Викторовной.
Программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», базовая подготовка.
Программа по дисциплине «Трудовое право» является частью цикла дисциплин по выбору.Максимальный объем учебной нагрузки составляет 123 часа, в т.ч. обязательная аудиторная нагрузка обучающегося 82 часа (из них 32 часа – практические, 50 – лекции). Объем самостоятельной работы 41 час
Рабочая программа отражает результаты освоения дисциплины, отражает требования к знаниям и умениям обучающихся.
Приводится характеристика уровня освоения учебного материала по каждой теме. В рабочей программе отражены условия реализации программы, информационное обеспечение обучения, Интернет-ресурсы.Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
Рецензент И.В. Вельможная
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ТРУДОВОЕ ПРАВО
1.1. Область применения программы
Рабочая программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Рабочая программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной переподготовке.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина является частью цикла дисциплин по выбору.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
Используя нормативно-правовые источники, такие как Трудовой кодекс РФ, Указы Президента РФ, Постановления министерств и ведомств, для регулирования отношений между работниками и работодателем в сфере трудовых правоотношений.
Составлять документы, регламентирующие трудовые отношения в процессе исполнения трудовой функции.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:ледующими социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес овке): государственного образоватеЮрист должен обладать следующими общими компетенциями:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК-1);
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК-2);
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-3);
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК-4);
Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности (ОК-5);
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК-6);
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК-8);
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы (ОК-9).
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 123 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 82 часов (в т.ч. 32 часов – практические, 50 часов – лекции);
самостоятельной работы обучающегося – 41 часа.
Итоговая аттестация по текущим оценкам в 3 семестре, итоговая аттестация по экзаменационным оценкам в 4 семестре.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды работы
Вид работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 123
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе: 82
практические занятия 32
контрольные работы -
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе 41
Итоговая аттестация в виде экзамена -
2.2. Примерный тематический план и содержание дисциплины
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Наименование разделов
и тем Содержание материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)(если предусмотрены) Объем часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Введение «Трудовое право» как учебная дисциплина. Цель и задачи дисциплины. Связь дисциплины с другими учебными дисциплинами и областями знаний. Ее роль в и место в подготовке специалиста. 2 Тема 1.
Общая часть Содержание материала:
1. Источники трудового права и принципы правового регулирования труда
2. Субъекты трудового права
3. Правоотношения сферы трудового права
4. Социальное партнерство в сфере труда.
Коллективный договор
Практические занятия:
Социальное партнерство при заключении коллективных договоров.
Заполнить таблицу по нормативно-правовым источникам отрасли трудового права по юридической силе.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить реферат на тему: «Защита трудовых прав работников», составить таблицу развития трудового законодательства России, Подготовить сообщение о социально-партнёрских соглашениях.
Примерная тематика самостоятельной внеаудиторной самостоятельной работы
Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующие трудовые правоотношения. 14
2
4
4
4
6
12
Ознакомительный Репродуктивный.
Тема 2.
Особенная часть
Содержание учебного материала
1.Содействие обеспечению занятости населения в РФ
2. Понятия занятости населения
3. Государственная политика в области занятости
4.Социальные гарантии и компенсации безработных граждан
Практические занятия:
На основании закона о занятости выделить основные принципы государственной политики.
Решение практических ситуации по теме.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить доклад о социальных гарантиях при потере работы.
Составить кроссворд на тему: «Занятость населения»
Составить опорный конспект: «О занятости населения в РФ»
10
2
4
4
6
10 Ознакомительный Репродуктивный.
Тема 3. Трудовой договор Содержание учебного материала
1. Понятие трудового договора. Стороны,
содержание трудового договора
2.Сроки трудового договора
3.Порядок заключения трудового договора
4.Документы, необходимые при приеме на работу
5.Испытания при приеме на работу
6. Изменение трудового договора
7. Виды переводов на другую работу
Перевод на другую постоянную работу.
8. Временный перевод на другую работу
9. Расторжение трудового договора
Расторжение трудового договора по инициативе работника
10. Виды основание расторжения трудового договора
11. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Практические занятия:
Составьте трудовой договор с работников предприятия.
Заполните титульные лист трудовой книжки и сведения о работе (прием, перевод, увольнение).
Составление проектов приказов, регламентирующих процесс приема, увольнения, перевода работников.
Решение производственных ситуаций.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составьте доклад на тему: «История трудового договора»
Составьте таблицу : «Отличие трудового договора от гражданско-правовых сделок»
Составьте опорный конспект: «Существенные и факультативные условия трудового договора»
Решение практических задач.
20
2
4
2
2
2
2
4
2
2
14
12
Ознакомительный Репродуктивный Продуктивный.
Тема 4.
Рабочее время и время отдыха
Содержание учебного материала
Понятия и виды рабочего времени
Понятия и виды времени отдыха
Практические занятия:
Составление документации по предоставлению ежегодного оплачиваемого отпуска.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить доклад на тему: «Дополнительные отпуска, порядок их предоставления».
Составить доклад на тему: «Сверхурочное, ночное, неполное рабочее время или неполная рабочая неделя»
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Рабочее время и время отдыха для несовершеннолетних работников.
4
2
2
6
7
Ознакомительный Репродуктивный.
Всего: 123 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
Ознакомительный – узнавание ранее изученных объектов, свойств, понятий;
Репродуктивный - выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством;
Продуктивный – планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплины «Трудовое право»;
Оборудование учебного кабинета:
Учебные столы
Стулья
Доска
Стол преподавателя
Учебно-практические пособия
Нормативно-правовые акты
Раздаточный материал
Сборники тестов, заданий для самостоятельных и практических работ
Слайды по отдельным темам или по всему курсу в целом
Технические средства обучения:
Компьютеры с установленной системой «Гарант» или «КонсультантПлюс»
Мультимедийное оборудование (видеопроектор)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями)
Гражданский Кодекс Российской Федерации (ред. от 19.07.2011 г.)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 21.07.2011 г.)
Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 21.07.2011 г.)
Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. Трудовое законодательство: актуальные вопросы, комментарии, разъяснения: практич. пособие (отв. ред. Ю.П. Орловский). - "Издательство Юрайт", 2012 г.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями и дополнениями)
Информационные решения кадровых вопросов
Описание журналов блока "Библиотека консультаций: кадры"
Обзор судебной практики на тему "АО. Исполнительные органы" (по состоянию на май 2012 г.)
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (отв. ред. проф. Ю. П. Орловский). - "КОНТРАКТ": ИНФРА-М", 2010 г.
Буянова М.О., Гусов К.Н., Захаров М.Л. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - "Проспект", 2009 г.
Справочник кадровика: полное практическое руководство (под редакцией Ф.Н. Филиной). - (7 изд., перераб. и доп.). - "ГроссМедиа": РОСБУХ, 2011 г.
Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 502 актуальных вопроса по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения. Практич. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - "Издательство Юрайт", 2010 г.
Крапивин О.М., Власов В.И. Трудовой договор. Заключение. Изменение. Прекращение. Защита персональных данных работника. - Система ГАРАНТ, 2011 г.
Дополнительные источники:
Правовые последствия задержки зарплаты (Т.Ю. Бляшко, "Отдел кадров коммерческой организации", N 3, март 2012 г.)
Оплата труда государственных гражданских служащих: правовые аспекты (А. Петров, "Вопросы трудового права", N 3, март 2012 г.)
Срочный трудовой договор: основания и пределы действия (И. Андриановская, "Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 3, март 2012 г.)Рабочее время: установление, изменение, оплата (А. Рогожина, "Кадровик. ру", N 2, 3, февраль, март 2012 г.)
Интернет-ресурсы:
http://www.garant.ru Справочная правовая система «Гарант».
www.consultant.ru - Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
Вырабатывать навыки самостоятельного решения правовых задач
Использовать межпредметные связи с другими дисциплинами.
Составлять трудовые договоры, коллективные договоры, приказы работодателя
знать:
Основные производственные понятия дисциплины «Трудовое право».
Нормативно-правовое обеспечение трудовых правоотношений.
Текущий контроль качества обученности студентов осуществляется в устной и письменной формах:
а)проверка качества аналитической обработки материалов информационно-правовых систем Гарант и Консультант+, дополнительной литературы,
б)проверка качества подбора дидактических материалов,
в)проверка осуществления анализа и реферирования научно-методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
г)проверка качества сбора дополнительных материалов.
Эта деятельность осуществляется посредством:
а) проведения экспресс-опросов,
б) фронтальных устных опросов,
ж) тестирования по отдельным темам или блокам тем,
в) проверки правильности решения задач по образцу и ситуационных задач,
г) проверки правильности заполнения таблицы
2) Периодический (рубежный) контроль -
в виде письменных контрольных работ (в том числе тестовых) как результат освоения ведущих тем и разделов дисциплины.
3) Промежуточный контроль в виде:
а) устных зачетов по теме или блоку тем,
б) контрольных работ,
в) контрольных тестовых заданий
4) Итоговый контроль в виде экзамена по дисциплине.
Проверку знаний и умений студентов, а, следовательно, и степень формирования общих и профессиональных компетентностей в рамках учебной дисциплины «Трудовое право» целесообразно осуществлять с помощью следующих форм и методов контроля:
тестирование;
фронтальный опрос;
тренинг;
работа в «малых группах»;
решение ситуационных и практических задач;
подготовка докладов;
ролевая игра;
контрольная работа.
На каждом практическом занятии необходимо создавать условия для проведения анализа собственной деятельности (рефлексии) студентами, отвечая на вопросы «Что получилось?», «Что не получилось?», «Почему не получилось?», «Что необходимо сделать, чтобы добиться лучших результатов?».
В процессе изучения учебной дисциплины «Трудовое право» целесообразно провести входное анкетирование обучающихся, позволяющее выявить отношение к предмету, наличие знаний и умений по данной дисциплине, представлений о ее роли в деятельности специалиста. Подобное анкетирование необходимо провести по окончанию изучения курса. Данные, полученные в результате сравнительного анализа проведенного анкетирование на входе и на выходе обучения, позволят оценить степень самоопределения обучающихся, степень сформированности общих и профессиональных компетентностей, а также качество деятельности самого преподавателя.
Итоговое контроль знаний проводится в виде экзамена по дисциплине.