Разработка урока по предмету музыка по теме Образы зимней природы в творчестве композиторов
Открытый урок в 4 классе
«Образ зимы в творчестве композиторов»
Цель: Воспитывать духовно-нравственную культуру школьников на примере произведений классической музыки. Развивать эмоционально-образное отношение к музыке.
Метод обучения: метод рассказа, беседы, сравнения, метод «забегания вперёд» и возвращения к пройденному.
Ход урока:
- Зимой природа так красива. Всё вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в белые снежные одежды.
- Вот ветер тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница-зима
- Звучит песня «Здравствуй, гостья зима».
- У замечательного русского композитора П.И. Чайковского есть цикл музыкальных произведений «Времена года». Какие произведения, из этого цикла вы прослушали? («На тройке»). Летит тройка, а вокруг просторы полей. Мелодия привольная, раскидистая, бесконечная, как русские просторы.
- В какой форме написано произведение? (3-х частная)
- В какой части слышно звучание колокольчиков?
- Послушайте.
- А сейчас послушайте произведение для голоса в сопровождении фортепьяно. Называется оно «Пороша».
- Погода зимой разная, то все красиво и бело кругом как в сказке, а бывает подует злой лютый ветер заметая всё вокруг.
- Послушайте произведение Р. Шумана «Дед Мороз». Не добрый дедушка Мороз, который приходит к детям под Новый год, а стихия. У Н.А. Некрасова есть стихотворение созвучное с этим произведением, перекликающееся с ним по характеру.
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи
Мороз воевода дозором
Обходит владения свои.
- В каком регистре написано это произведение?
- Какая музыка по характеру? (сердитая, хмурая, слышна тяжёлая поступь)
- В средней части слышны порывы ветра, зимнее ненастье, встревоженная, беспокойная, тёмная музыка.
Речевая игра «Мороз».
«Кабы не было зимы» - исполнение.
15