Разработка урока по предмету музыка по теме Образы зимней природы в творчестве композиторов

Открытый урок в 4 классе
«Образ зимы в творчестве композиторов»


Цель: Воспитывать духовно-нравственную культуру школьников на примере произведений классической музыки. Развивать эмоционально-образное отношение к музыке.

Метод обучения: метод рассказа, беседы, сравнения, метод «забегания вперёд» и возвращения к пройденному.

Ход урока:
- Зимой природа так красива. Всё вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в белые снежные одежды.

- Вот ветер тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница-зима

- Звучит песня «Здравствуй, гостья зима».

- У замечательного русского композитора П.И. Чайковского есть цикл музыкальных произведений «Времена года». Какие произведения, из этого цикла вы прослушали? («На тройке»). Летит тройка, а вокруг просторы полей. Мелодия привольная, раскидистая, бесконечная, как русские просторы.

- В какой форме написано произведение? (3-х частная)

- В какой части слышно звучание колокольчиков?

- Послушайте.

- А сейчас послушайте произведение для голоса в сопровождении фортепьяно. Называется оно «Пороша».

- Погода зимой разная, то все красиво и бело кругом как в сказке, а бывает подует злой лютый ветер заметая всё вокруг.

- Послушайте произведение Р. Шумана «Дед Мороз». Не добрый дедушка Мороз, который приходит к детям под Новый год, а стихия. У Н.А. Некрасова есть стихотворение созвучное с этим произведением, перекликающееся с ним по характеру.

Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи
Мороз воевода дозором
Обходит владения свои.

- В каком регистре написано это произведение?

- Какая музыка по характеру? (сердитая, хмурая, слышна тяжёлая поступь)

- В средней части слышны порывы ветра, зимнее ненастье, встревоженная, беспокойная, тёмная музыка.

Речевая игра «Мороз».

«Кабы не было зимы» - исполнение.




15