Программа по истории Чановского района (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Юрковская основная общеобразовательная школа
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________Н.А. Боброва
«____»_________2012г
«Утверждаю»
Директор:
_______В.В. Круне
Приказ № _____
от «___» ___________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«История Чановского района»
5 КЛАСС

Составитель рабочей программы:
Шпанагель И.Г.
2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природные особенности. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Чановской земле.
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения своего села, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Программа “История Чановского района” предназначена для учащихся 5 класса, реализуется в течение 2013-2014 учебного года. Итого 35 ч.
Цели программы:
Познакомить учащихся с историко-культурным наследием Чановского района; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
1.Изучение прошлого и настоящего Чановского района, обычаев, традиций и духовной культуры. 2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родной стороне. 3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций. 4.Активизация поисковой деятельности учащихся. 5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. 6.Формирование у школьников навыков информационной культуры. 7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Основные направления:
Программа “История Чановского района” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
В результате изучения истории района ученик должен:
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
Применять полученные знания на практике
Механизм реализации программы:
Исходя из целей и задач, используются следующие методы:
практические
рассказ педагога и рассказы детей
беседы
дискуссии
встречи с интересными людьми
мини сочинения
походы, экскурсии
конкурсы, викторины
составление презентаций Power Point
приемы:
организация походов, экскурсий;
проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
составление летописей, очерков об исторических событиях, по истории населенного пункта;
изучение методической, учебной литературы, исследований участников программы;
проведение конкурсов;
пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
Принципы, лежащие в основе работы:
Принцип дифференцированного подхода (к каждому ребенку индивидуальный подход)
Принцип добровольности (зачисление в группу только по желанию)
Принцип доступности и последовательности.
Принцип использования средств краеведения в деятельности детских коллективов.
Принцип единство требований ко всем членам групп.
Предполагаемые результаты
приобретение учащимися знаний об истории, культуре п. Юрки и Чановского района, топонимики.
овладение школьниками навыками изучения истории родного края;
использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии);
пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися);
пополнение фондов школьного краеведческого музея работами учащихся по краеведению.

Тематический план
№ Темы занятий Кол-во
часов
1 Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае 1
2 Красотою славится наша земля. Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. 2
3 Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. 2
4 С чего всё начиналось. Заселение Барабы древними племенами. 2
5 Топонимика нашего района 2
6 Озеро Чаны 2
7 Растительный мир района 2
8 Животный мир 2
9 Я и моя деревня. Моя деревня через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем 2
10 Район в годы ВОВ 1
11 « Их имена навечно останутся в нашей памяти» Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны. Создание папки «ВОВ в судьбе моей семьи» 2
12 Им гордится наш район. 1
13 Известные семьи района 1
14 Культурные и исторические достопримечательности района 1
15 Рождение нашей деревни. Сбор материала для создания папки. 2
16 Я и моя деревня. Моя деревня через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем 2
17 «Не позволяй душе лениться». Сбор материалов о людях разных профессий в районе 4
18 Обработка собранного материала 2
19 Создание презентации 2
Всего 35
Заключение: Данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Литература:
Краеведческий материал: альбомы - «Здесь мой отчий дом», «В нашей школе юбилей», «Ветераны Великой Отечественной», «Передовики нашего села», «Орденоносцы села», «Твои люди, село», «Участники боевых действий Республики Чечня», «Летопись школы т. 2» и др.
Вырезки из газет: «Чановские вести» № 61.1995 г., №99.2002г., №93.2002г., №77.2002г.,№77.2002. и др. «Советская Сибирь» от 27.08.2000г.
Воспоминания.
«С поклоном к тебе, земля Чановская». ЦЭРИС Новосибирск. 2010
Интернет ресурсы