ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №22 (с использованием ЭОР) по химии в 9 классе по теме: «СОЕДИНЕНИЯ ГАЛОГЕНОВ»
ГБОУ СОШ №1437 ЗАО г. Москвы
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №22
(с использованием ЭОР) по химии в 9 классе по теме:
«СОЕДИНЕНИЯ ГАЛОГЕНОВ»
(автор учебника О.С.Габриелян)
Учитель химии: Башкатова И.В.
высшая квалификационная категория
г. Москва
2015 год
Цели урока:
рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов; изучить качественные реакции на галогенид-ионы; рассмотреть природные соединения галогенов и способы применения.
Задачи урока:
-обучающие: обучить применению полученных знаний на практике, выработке точности движений;
-развивающие: активизировать мыслительную активность, познавательную самостоятельность учащихся путем вовлечения в разные виды деятельности;
-воспитательные: воспитывать экологическую культуру, проводить профориентирование.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: изложение учебного материала, поисковая деятельность, самостоятельная исследовательская деятельность, работа с учебником.
Оборудование урока:
компьютер, экран,
периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева,
образцы природных минералов галогенов,
образцы изделий и веществ, производимых на основе соляной кислоты (белила, изделия из пластмасс, соли NaCl, AlCl3, KCl, FeCl3),
прибор для получения НСl,
вата, спиртовка, пипетки, магнитные модели НСl, Н+, Сl-,
штативы для пробирок, пронумерованные пробирки, тест-полоска на хлорид-ион (из лаборатории «Пчелка»), водопроводная и почвенная вода,
растворы NaCl , КВr , KI , АgNO3 .
Ход урока
І. Организационный момент. (1 мин.)
Учитель: (приветствие, вступительное слово)
Сегодня на уроке мы будем изучать соединения галогенов. Вы узнаете о том, как и где они применяются. Вам предстоит научиться распознавать галогениды опытным путем.
Где пригодятся эти знания? Для чего мы изучаем эту тему? Для того, чтобы извлечь для себя пользу свойств данных веществ, для грамотного и разумного их использования в повседневной жизни. Возможно, что ваше будущее будет неразрывно связано с такими видами деятельности, где эти знания, несомненно, пригодятся.
ІІ. Повторение пройденного материала. (12 мин.)
Учитель:
-что мы изучали на прошлом уроке?
1. Проверка домашнего задания:
2 ученика работают у доски: а) проверка задания №4 (стр.25);
б) выполнение задания по карточке.
2. Работа с классом
Экспресс-опрос:
-что означает слово «галогены»?
-какое место в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева занимают галогены?
-что означает номер группы?
-в каком порядке идет увеличение радиусов атомов галогенов?
-в каком агрегатном состоянии (при н.у.) находятся галогены?
-что является причиной разнообразия их агрегатного состояния?
-как изменяется интенсивность окраски галогенов?
-какой самый электроотрицательный из них?
-как изменяется химическая активность галогенов в ряду FI?
-какой химический элемент активнее: а) Сl или I;
б) F или Br;
в) I или Br?
-с чем взаимодействуют галогены?
-какие вещества образуют галогены с металлами?
Интерактивное задание: ресурс №125231:
//www.school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06891-8cff-11db-
Отвечают ученики, работающие у доски.
ІІІ. Изучение нового материала. (22мин.)
Записываем тему урока.
Объяснение учителя:
1. Галогеноводороды и соответствующие им кислоты.
..
НГ Н : Г : Н-Г
..
2. Физические свойства галогеноводородов.
Растворимость (1:500).
Рис. 51 (стр.26).
3. Кислоты.
Интерактивное задание: ресурс №125236
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06894-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=pupil&class
НF HСl HBr HI
прочность химической связи уменьшается
сила кислот увеличивается
4. Физические свойства соляной кислоты.
5. Получение соляной кислоты.
Карточка-ресурс: №125238 http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06895-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=pupil&class
Способы получения соляной кислоты:
(объяснение учителя)
а) промышленный способ:
Н2 + Сl22НСl + 183,6 кДж
б) лабораторный способ:
NaCl + H2SO4 НСl + NaHSO4
кр. конц. г. кр.
Демонстрация прибора для получения HСl (ознакомление с порядком сборки прибора).
Рис.52 (стр.26)
-Можно ли эту реакцию провести в растворе? (ответ: нет)
6. Химические свойства соляной кислоты:
(беседа с классом)
-Как распознать кислоту среди других растворов веществ?
Демонстрация опыта: изменение окраски индикатора в кислой среде.
-Какие ионы обусловливают кислую среду? (ответ: Н+)
-Что это значит? (ответ: кислота диссоциирует)
Работа с магнитными моделями (ученик моделирует процесс диссоциации кислоты на магнитной доске).
-С какими веществами реагируют кислоты?
(выполнение задания №1 – доп. лист)
7. Применение соляной кислоты (рис.53, стр.27):
а) очистка поверхности металлов;
б) при паянии;
в) получение солей;
г) производство пластмасс и синтетических материалов;
д) приготовление лекарств;
е) производство красок.
Демонстрация изделий, которые изготавливают на основе НСl.
Рассказ учителя о значении НСl.
Дем. опыт: ученик определяет наличие хлора в водопроводной воде (использование лаборатории «Пчелка»).
8. Другие кислоты галогеноводородов.
НF - фтороводородная кислота (плавиковая)
4 НF + SiO2 SiF4 + 2H2O
Эту реакцию используют для изготовления надписей и рисунков на стекле (рассказ учителя о художественных произведениях М. Чюрлениса).
Задание «Материал в «копилку» (повышенной сложности – к ЕГЭ).
9. Соли галогеноводородных кислот, их применение.
Учитель: галогены в природе существуют только в связанном состоянии.
Ресурс №125242 http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06897-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=pupil&class
Демонстрация минералов:
NaCl – поваренная соль, галит
KCl – сильвин
KCl
·NaCl - сильвинит
CaCl2- флюорит, плавиковый шпат
HgCl2- сулема (яд!!!)
CaCl2
·6H2O- кристаллогидрат хлорида кальция
AgBr- бромид серебра
KI- йодид калия
Растворы NaBr и KBr- неправильное название «бром»
Ученик: доклад «Соли галогеноводородных кислот, их применение».
10. Качественные реакции на галогенид-ионы.
Демонстрационные опыты:
а) качественная реакция на хлорид-ионы:
AgNO3 + NaCl AgCl + NaNO3
белый ос.
Ag+ + Cl- AgCl
б) качественная реакция на бромид-ионы:
AgNO3 + KBr AgBr + KNO3
светло-
желтый ос.
Ag+ + Вr- AgBr
в) качественная реакция на йодид-ионы:
AgNO3 + KI AgI + KNO3
желтый ос.
Ag+ +I- AgI
г) качественная реакция на фторид-ионы:
2NaF+ CaCl2 CaF2 + 2NaCl
белый ос.
Са2+ + 2F- CaF2
(с фторидами должен работать учитель!!!)
ІV.Закрепление. (7 мин.)
Практическое задание «Эксперты»:
Опыт 1. Распознавание галогенид-ионов.
Опыт 2. Распознавание соляной кислоты среди выданных веществ (НСl, NaOH, НNО3).
2 ученика (по желанию) выполняют задания на демонстрационном столе.
3-й ученик выполняет задание №2 и №3 (см. лист доп. задания).
Остальные учащиеся выполняют
интерактивные задания: ресурс №67177 http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/0a9318e5-d15e-5b8f-482c-8f3d5a790bb6/?from=c954277b-ff0a-4db8-3bd0-81f1c77802a6&interface=pupil&class
V. Итоги урока. (2мин.)
1. Что вы узнали на уроке? Чему научились?
2. Что вам понравилось, запомнилось?
3. Какие полезные советы отметили для себя?
4. Как и где можно применить полученные знания, в каких видах профессиональной деятельности?
Выставление оценок.
VІ. Задание на дом. (1мин.)
§19, №1(устно), №4(письменно)
Задание №4 «Крестики-нолики», №5 «Знакомый номер» (см. лист доп. задания). Если останется время – выполняется в классе, нет – дома.
Соединения галогенов
№1
С какими из перечисленных веществ взаимодействует соляная кислота:
Zn, Cu, NaOH, AgNO3 , NaCl ,CuO, SO2?
№2
Назвать соли: KBr, BaCl2, NaCl, CaF2, NaI, NH4Cl.
№3
В каких случаях происходит связывание ионов:
1) Н+ и Сl- 4) Ag+ и I-
2) Ag+ и Br- 5) Na+ и Сl-
3) Ag+ и NO3- 6) Ag+ и Сl-
№4
«Крестики-нолики»
Вычеркните прямой линией три вещества, в которых хлор имеет одну и ту же степень окисления:
Cl2O
HClO3
HCl
Cl2O7
HClO
ClO2
NaCl
HClO4
ClF
№5
«Знакомый номер»
Установите соответствие. Ответ запишите в виде цифр в последовательном порядке.
А) Сильвинит
Б) Газообразное агрегатное состояние
В) Приправа к пище
Г) Реактивом на ионы Сl- являются
1) KCl
·NaCl
2) CaF2
3) NaCl
4) Cl2
5) Ba2+
6) Br2
7) Ag+
Ответ:
Материал - в «копилку»
(повышенной сложности – к ЕГЭ)
2НВr + H2SO4= Br2 + SO2 + 2H2O
6HI + H2SO4=3I2 + S+ 4H2O
16HCl + 2KMnO4 = 5Cl2 + 2KCl +2MnCl2 +8H2O
8 HI + H2SO4= 4I2 + H2S+ 4H2O
MnO2 + 4HCl = MnCl2 +Cl2 + 2H2O
Приложение к план-конспекту урока №22 «Соединения галогенов»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип,
вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Химические свойства галогенов.
Интерактивное задание
Модель
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06891-8cff-11db-
2
Галогеноводороды и галогеноводородные кислоты.
Интерактивное задание
Модель
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06894-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=pupil&class
3
Получение хлороводоро-да.
Карточ-ка-ресурс
Видеофраг
мент
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06895-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=pupil&class=
4
Нахождение галогенов в природе.
Карточ-ка-ресурс
Иллюстрация
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/bed06897-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09&interface=pupil&class
5
Определение веществ, реагирующих с хлороводо-
родной кислотой.
Интерактивное задание
Тест
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/0a9318e5-d15e-5b8f-482c-8f3d5a790bb6/?from=c954277b-ff0a-4db8-3bd0-81f1c77802a6&interface=pupil&class
Заголовок 1Заголовок 215