Методическая разработка урока по биологии на тему:«Сравнение клеток растений, животных и прокариот»
Методическая разработка урока по биологии на тему: «Сравнение клеток растений, животных и прокариот»
Пургина Н.А.
Цели урока:
Систематизировать, фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран.
Показать единство всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории.
Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле.
Способствовать развитию у обучающихся умений сравнивать, анализировать, делать выводы.
Содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету биология, окружающей среде обитания.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: мультимедийная установка, схематические изображения частей клетки растения и животного, учебники, микроскоп, таблицы, дидактический материал.
Ход урока.
I. этап – Организационный
Приветствие, фиксация отсутствующих;
Проверка готовности студентов к занятию;
Определение целей учебного занятия.
II. этап – Актуализация знаний
Несколько уроков назад мы начали изучать клетки, познакомились с растительной и животной клеткой, с прокариотами. Сегодня подводим итоги наших знаний, показываем взаимосвязь между строением клетки и выполняемой функцией, учимся распознавать органоиды клеток.
Для актуализации знаний учащихся предложено вспомнить основные положения клеточной теории. Группа разделяется на 3 команды, выбирают капитанов команд.
Задание 1.
Преподаватель предлагает учащимся вспомнить основные положения клеточной теории. Каждая команда называет одно из положений клеточной теории:
- клетка является универсальной структурной и функциональной единицей живого:
- все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы
жизнедеятельности:
- клетки образуются только при делении предшествующих им клеток:
- клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована, и организм представляет собой целостную систему.
Преподаватель: Общий план строения клетки помогает вспомнить поэма о клетке:
Участник каждой команды представляет отрывок из поэмы:
1.
Живёт на свете человек
Но сколько ни смотри
Не разглядишь ты и во век,
Что у него внутри.
И люди, побеждая рок,
Пытались отгадать,
Что с вами за один урок,
Должны мы здесь узнать.
Возьмём к примеру, дом стоит
Из тыщи кирпичей,
И мир природы состоит
Из маленьких частей.
Вам кажется, мала она,
Но в микроскоп взгляните,
Ведь это целая страна
Как в натуральном виде
И в той стране столица
Является ядром,
Внутри её хранятся
Запасы хромосом.
2.
В столице, как положено,
От центра совсем рядышком
От мира отгорожено
Главенствующее ядрышко.
А цитоплазма ширится
Огромным океаном
Вокруг него границей
Наружная мембрана.
И органы другие там
Трудом поглощены,
Своим, согласно отраслям,
На благо всей страны.
3.
Все знают без энергии
Придёт всему конец
Её даёт митохондрия,
Работает как ТЭЦ
Заводов рибосомы
Работа нелегка
Их очень вклад весомый
При синтезе белка.
А эндоплазма сети,
То транспорт для веществ
Пути – дороги эти
Основа связи есть.
Ещё есть комплекс Гольджи
Покуда полный тайн.
Его ты, если хочешь,
Попробуй, разгадай
4.
Учёным, чтобы решить секрет
Всех клеточных проблем,
Ещё на много, сотен лет
Работы хватит всем.
Страна, с названьем «клетка»
В огромном мирозданье
Как капля у пипетки
В глубоком океане.
Размеры ей малы даны
Но нет важней другого
Ведь в ней то и заключены
Все принципы живого.
III. Этап обобщения и закрепления
План
1. Расширить знания об основных частях клетки и её органоидах.
2. Найти различие в строении клеток.
3. Заполнить таблицу: «Сравнение клеток растений и животных»
Преподаватель: Мир живой природы чрезвычайно многообразен, и в основе этого многообразия лежит отличие в строении клеток, образующих организмы. Вместе с тем все клетки имеют много общих признаков.
Задание 3.
Каждой команде даётся индивидуальное задание:
Команда 1. Рисует органоиды животной клетки
Команда 2. Рисует органоиды растительной клетки
Команда 3. Рисует органоиды прокариот.
Преподаватель: Сегодня на нашем уроке мы рассматриваем разные клетки, но все они состоят из трёх основных отделов.
Подумайте и назовите эти отделы.
Далее проводится самостоятельная работа с тестом учебника, в ходе которой учащиеся заполняют схему, представленную на слайде: «Общий план строения клеток».
«Общий план строения клеток»:Все клетки имеют одинаковый план строения – состоят из поверхностного аппарата, цитоплазмы и ядерного аппарата.
Основу поверхностного аппарата клеток составляет плазматическая мембрана. Надмембранный комплекс поверхностного аппарата клеток многообразен. У прокариот, в большинстве случаев он представлен клеточной стенкой различной толщины. У растений- это клеточная стенка из целлюлозы. У грибов и членистоногих состоит из хитина.
Цитоплазма – это внутреннее содержимое клетки, исключая её ядерный аппарат. В цитоплазме выделяют гиаплазму и органоиды. В ней также могут
находится разнообразные включения, например капельки жира, гранулы глигогена, и др. Гиалоплазма –водный раствор органических и неорганических веществ, в котором расположены все остальные компоненты.
В цитоплазме проходят основные процессы обмена веществ.
Ядерный аппарат у прокариот представлен нуклеотидом ( от латинского нуклеус- ядро)-кольцевой молекулой ДНК, которая не изолирована от гиалоплазмы мембраной. Таким образом ядерный аппарат прокариот включает только генетический материал. Ядерный аппарат эукариот называется ядром. Оно заполнено густым ядерным веществом – кариоплазмой и отделено от цитоплазмы двухслойной ядерной мембраной.
В кариоплазме ядра расположено одно или несколько ядрышек и хромосом.
Хромосома образована молекулой ДНК и белками. Ядро является важным звеном в управлении процессами, происходящими в клетке.
После завершения этой работы команда 1.- даёт описание поверхностного аппарата клеток, команда 2-описание цитоплазмы, команда 3. –описание ядерного аппарата. После этого демонстрируется слайд с заполненной схемой.
В качестве закрепления учащиеся отвечают на вопрос: « Какое положение клеточной теории подтверждает ваша схема?».
Преподаватель: Следующий этап нашего урока связан с выявлением различий в строении прокариот и эукариот. Чтобы выявить различия каждая команда представляет свою нарисованную клетку:
Команда 1.- представляет животную клетку.
.Каждый из участников команды представляет органоиды животной клетки:
Демонстрируется слайд:
Эндоплазматическая сеть – представляет систему трубочек и полостей. Существует 2 вида сети: гладкая и шероховатая (гранулярная) ЭПС.
На поверхности гладкой сети идёт синтез липидов и углеводов. На шероховатой сети - синтез белков. Находится в животной и растительной клетке.
Демонстрируется слайд:
Комплекс Гольджи – система внутриклеточных цистерн, в которых накапливаются вещества, синтезированные клеткой. Находится в животной и растительной клетке.
Демонстрируется слайд:
Лизосомы – это маленький мембранный пузырёк диаметром 0,4 -1 мкм, содержащий 50 видов различных ферментов, способных расщеплять белки, углеводы и липиды. Находятся в растительной и животной клетке.
Демонстрируется слайд:
Митохондрии – это энергетические органоиды. Форма митохондрий различна. Митохондрии состоят из двух мембран: наружная гладкая, а внутренняя образует многочисленные выросты – кристы. На кристах и происходят процессы клеточного дыхания, необходимые для синтеза АТФ.
Присутствуют во всех клетках эукариот.
Преподаватель: команда 2 представляет растительную клетку.
Обучающиеся рассказывают об органоидах растительной клетки.
Демонстрируется слайд: «Строение хлоропласта»
Хлоропласт состоит из наружной и внутренней мембран. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя образует выросты внутрь хлоропласта – ламеллы. Ламеллы могут образовывать локальные расширения, имеющие вид уплощённых мешочков – тилакоидов. Пигмент хлорофилл располагается внутри мембран тилакоида. Находится только в растительной клетке. Функция хлоропласта – осуществление процесса фотосинтеза.
В качестве закрепления учащимся задается вопросы:
Перечислите известные вам виды пластид?
Назовите их местоположение в частях расте6ний?
Преподаватель: команда 3 представляет прокариоты.
Демонстрируется слайд: бактерии и сине – зелёные водоросли.
Обучающиеся – Прокариоты не имеют обособленного ядра, Единственная кольцевая молекула ДНК находится в центре клетки. В цитоплазме прокариотических клеток нет мембранных органоидов: митохондрий, пластидов, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом. Их функции выполняют складки и впячивания наружной мембраны – мезосомы.В цитоплазме прокариот беспорядочно располагаются мелкие рибосомы .Цитоскелета в прокариотических клетках тоже нет, но иногда встречаются жгутики.
Преподаватель: Мы изучили строение клеток прокариот и эукариот. Выяснили отличие растительной и животной клетки.Учащимся предлогают составить таблицу: Сравнение клеток прокариот и зукариот.
Обучающиеся работают с учебником, заполняют таблицу в тетрадь.
Для закрепления материала предлагаются тестовые задания:
Задание по вариантам – 10 минут
Вариант №1
В состав клеток всех организмов в отличие от большинства тел неживой природы входят:
А – молекулы воды;
Б – органические веществ;
В – атомы углерода, кислорода, водорода;
Г – неорганические вещества.
2. Липиды и полисахариды выполняют в клетке запасающую фукцию, так как их молекулы:
А – нерастворимы в воде;
Б.- состоят из более простых молекул;
В – сохраняют и передают наследственную информацию;
Г – хорошо растворимы в воде.
3. Каталитическая функция белков проявляется в:
А – защите клетки от чужеродных тел;
Б – транспорт веществ;
В – передача информации от одной клетки к другой;
Г. – ускорение химических реакций в клетке.
4.Функция хранения и передачи наследственной информации в клетке
выполняют молекулы:
А – ДНК.
Б – белка.
В – липидов
Г – полисахаридов
5. Какие функции выполняют молекулы белка в клетке.
6. Какую роль в биосинтезе белка выполняют разные виды нуклеиновых кислот.
Вариант № 2.
1. Клеточного строения не имеют:
А – простейшие;
Б – грибы;
В – вирусы;
Г – водоросли.
2. Сохранение и передачу наследственной информации в клетке осуществляется:
А – пластиды;
Б – хромосомы;
В – рибосомы;
Г – митохондрии.
3. Бактерии относятся к группе организмов т.к. не имеют:
А – рибосом;
Б – цитоплазмы;
В – плазматической мембраны;
Г – оформленного ядра.
4. В клетках растений в отличие от животных есть:
А – пластиды;
Б – ядро;
В – плазматическая мембрана
Г – рибосомы.
5. Почему вирусы считают внутриклеточными паразитами.?
6. Что собой представляют хромосомы. Какова их роль в клетке?
Преподаватель: Подводит итоги работы. Делая соответствующий вывод: «Все живые организмы имеют клеточное строение, сходный биохимический состав клеток, что говорит об общности их происхождения.
Сообщает домашнее задание.
.
Список литература:
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник – Биологи – 2008
А.Ю. Гаврилова – Биология. 10 класс.
Д.К. Беляева – поурочные планы Волгоград 2006г.
И. Р. Мухамеджанов – тесты, зачёты по общей биологии – М: ВАКО, 2006
Научно- методический журнал Биология в школе № 6, 2008
15