Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (3 класс)



Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»
Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от других произведений.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные события и предметы в сказке; выделять особенности литературной сказки.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Дети читают выразительно стихи.
Актуализация знаний. Введение в тему
(В классе организована выставка книг детских изданий сказок Пушкина. Висит портрет.)
Беседа
Что вы помните из биографии поэта?
Какие сказки Пушкина вы помните?
Какие чудеса в них встречаются?
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. «Подруга дней моих суровых», называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов старинные и грозные песни о горькой народной доле.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
«Что за прелесть эти сказки! говорил он. Каждая есть поэма». Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей. Имя поэта никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!
Переход к изучению нового материала
Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Скольких художников вдохновили сказки Пушкина!
Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. {«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
Из чего ясно, что это сказка? {Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
Что еще можно узнать из заголовка? {Из заголовка можно узнать о героях сказки.)
Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? {Иван Яковлевич Билибин.)
Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
Работа по теме урока
(Сказку читает целиком учитель. Можно прослушать аудиозапись. Ученики следят по учебникам.)
Какие чувства остались у вас после чтения? (Ответы учеников.)
Хороший ли конец у сказки? Почему? {У сказки хороший конец. Ведь в сказке добро всегда побеждает зло.)
Рефлексия
Подведение итогов урока
Докажите, что это сказка.
Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
С какой сказкой ознакомились на уроке?
Назовите героев сказки, которых вы запомнили.
Какой эпизод из сказки понравился?
Было ли вам жалко кого-нибудь или, наоборот, вы злились?
Почему?
Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?
Домашнее задание
Прочитать сказку.

















15