Занятие по изобразительному искусству на тему Иллюстрирование: Герой любимой сказки
Открытое занятие
по изобразительному искусству на тему
«Герой любимой сказки».
Место проведения: МБУ ДО ЦДО «Радуга» г. Сочи
Дата проведения: 30.11.2016г. 16:40-18:20, 02.12.2016г. 16:40-18:20.
Занятие рассчитано на 4 учебных часа: 1 час – теория, 3 часа – практика.
Цели: провести занятия по теме на основе модерации.
1-Инициация
Вхождение или погружение в тему
(15 мин.)
АМО «Познакомься с игрушкой»
Цель: создание веселой, игровой обстановки.
Материал: игрушка кукольного театра – Петрушка.
Проведение:
Педагог:
Добрый день, ребята. А у нас сегодня гость, и сейчас мы его увидим. Ну-ка покажись.
Появляется игрушка. Роль ее исполняет один из детей.
Петрушка:
Здравствуйте, дорогие ребята. Рад, что сегодня попал к вам на занятие. Очень люблю творческих детей. А вы рады меня видеть?
Дети:
Да.
Петрушка:
А еще я очень люблю сказки. Я сам живу в сказке. В ней много интересного, но самое главное – в сказках живут мои друзья. А сейчас я бы хотел узнать у вас, какие сказки вы любите и почему.
Дети по очереди рассказывают о своих любимых сказках.
Петрушка:
Какие вы молодцы, ребята! Столько интересных сказок знаете.
Педагог:
Да, Петрушка, наши ребята и в самом деле молодцы. Они не только любят сказки, но еще и очень хорошо рисуют.
Петрушка:
А сказки иллюстрировать умеют?
Дети:
Умеем.
Педагог:
Конечно, умеют. Сегодня мы и займемся иллюстрированием любимых сказок.
2-Формирование ожиданий обучающихся
(10 мин.)
АМО «Любит - не любит»
Цель: выявить ожидания детей и определить опасения для того, чтобы процесс обучения был эффективным.
Материалы: цветная бумага в виде лепестков ромашки – белая для «любит» и серая для «не любит», ножницы, скотч.
Проведение:
Педагог раздает каждому из детей по лепестку белого и серого цвета и ручки.
Педагог:
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство со сказками, проведем викторину, попробуем выполнить эскизы с любимыми героями сказки. После чего вам предстоит выполнить работу в цвете тем материалом, который вам больше всего нравится. Но прежде, чем мы начнем, я бы хотела, чтобы вы написали на лепестках ромашки то, что вы любите делать на занятиях (белые лепестки) и чего делать не любите (серые лепестки). Подумайте и подпишите лепестки.
Дети подписывают свои лепестки и отдают педагогу. Педагог приклеивает их к заранее заготовленному листу ватмана с нарисованными на нем серединками для ромашек (черными - для серых лепестков и желтыми - для белых лепестков).
3-Интерактивная лекция
(20 мин.)
Литературная викторина «По страницам сказок»
Цель: вызвать у детей интерес к сказкам, проверить уровень знаний.
Материалы: мультимедийный проектор со слайдами по теме, карточки с загадками, жетоны-баллы за ответы, призы (на усмотрение педагога).
Проведение:
Педагог:
А сейчас, Петрушка, мы проверим, насколько хорошо наши ребята знают сказки. Я подготовила загадки. За каждый правильный ответ я буду давать жетон. В конце викторины подсчитаем жетоны, которые получит каждый ответивший. Тот, кто наберет больше всего жетонов, будет награжден. А тебя, Петрушка, я попрошу следить за тем, кто первым поднимет руку и правильно ответит на вопрос.
(На экране появляется Слайд 1).
Петрушка:
Хорошо. Я буду очень внимательным.
Педагог:
Ребята, вы готовы?
Дети:
Да!
Педагог:
Итак, первая загадка:
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Дети:
Золушка!
Педагог:
Верно, это Золушка. (На экране появляется Слайд 2).
Слушайте внимательно следующую загадку:
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дети:
Дюймовочка!
Петрушка:
Правильно, ребята. Сказка про Дюймовочку - моя любимая сказка!
(На экране появляется Слайд 3).
Педагог:
Сказка очень интересная, правда я люблю все сказки Г.Х.Андерсена. И следующая загадка:
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали,
Как же их дочурку звали?
Дети:
Снегурочка!
Педагог:
А мы сейчас проверим, правильно ли вы ответили.
(На экране появляется Слайд 4).
Петрушка:
Какие молодцы! Правильно!
Педагог:
Следующая загадка:
За умными мозгами –
Он в город шел с друзьями.
Преграда не страшила.
Был смельчаком….
Дети:
Страшила!
Петрушка:
Я знаю Страшилу! А вы, ребята, знаете из какой он сказки?
(На экране появляется Слайд 5).
Дети:
Волшебник Изумрудного города.
Педагог:
Видишь, Петрушка, наши дети хорошо знакомы с этой сказкой.
И наверняка отгадают следующую загадку:
Бабушка в лесу живет,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метет,
В ступе по небу летает.
Из кости ее нога.
Эту бабу звать …
Дети:
Яга!
(На экране появляется Слайд 6).
Петрушка:
Ребятушки, а скажите, в каких сказках встречается Баба-Яга?
Дети перечисляют сказки с Бабой-Ягой.
Педагог:
Баба-Яга персонаж русского эпоса, поэтому встречается во многих русских народных сказках. И следующая загадка:
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
Дети:
Буратино!
(На экране появляется Слайд 7).
Педагог:
Верно! А как звали девочку, которая наказала его за эту шалость?
Дети:
Мальвина.
(На экране появляется Слайд 8).
Педагог:
Совершенно верно. Проказника Буратино наказала за шалости строгая Мальвина. Ребята, слушайте внимательно следующую загадку:
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый.
Ходит он на двух ногах
В ярко-красных сапогах.
Дети:
Кот в сапогах.
(На экране появляется Слайд 9).
Педагог:
Правильно!
Петрушка:
А я тоже знаю загадку. Можно загадать ее для ребят?
Педагог:
Конечно.
Петрушка:
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот.
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?
Дети:
Кот Матроскин из Простоквашино.
(На экране появляется Слайд 10).
Петрушка:
Какие молодцы! Отгадали-таки мою загадку!
Педагог:
Так ведь все знают героев из сказки про Простоквашино. А ты знаешь, Петрушка, наши дети не только умные, но и очень ловкие и внимательные.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Сейчас мы тебе покажем. Ребята вставайте из-за столов. Слушайте внимательно и повторяйте за мной:
Это легкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там – окно.
Приседаем быстро, ловко,
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
Петрушка:
Да, ребята и правда ловкие и внимательные.
Педагог:
Ну вот, немного размялись. И теперь слушайте следующую загадку:
Кто знает сказку эту с детства,
Поймет, о чем я говорю:
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю?
Дети:
Печь!
(На экране появляется Слайд 11).
Педагог:
Верно! Емеля путешествовал по царству на печи. Следующая загадка:
Я попала в странный лес,
Дивный лес Страны чудес.
Вместе с кроликом я тут.
Знаешь, как меня зовут?
Дети:
Алиса из Страны чудес.
(На экране появляется Слайд 12).
Педагог:
А вот загадка про еще одну сказочную героиню:
Долго-долго терпела посуда
И решила: «Уходим отсюда!»
Даже ложки ушли и стаканы,
И остались одни тараканы.
Все ушли от нее, без разбора
Имя этой неряхи - ….
Дети:
Федора!
(На экране появляется Слайд 13).
Петрушка:
Знаю я эту Федору! Горе на себя накликала. Вот только вовремя опомнилась и пообещала больше грязь не разводить.
Педагог:
А вот следующий персонаж сказки наоборот был гостеприимным и его очень любили друзья:
Пуха вместе с Пятачком
Пригласил к себе он в дом.
Двух друзей сажал за столик
Длинноухий, добрый …..
Дети:
Кролик!
(На экране появляется Слайд 14).
Педагог:
И последняя загадка:
Хоть твердит, что он – мастак,
Попадал не раз впросак,
Просто он – большой зазнайка,
И зовут его - …..
Дети:
Незнайка!
(На экране появляется Слайд 15).
Петрушка:
Какие молодцы! Все загадки отгадали!
Педагог:
Теперь нужно подсчитать жетоны за правильные ответы.
Дети подсчитывают заработанные жетоны, выясняют, у кого их больше.
Петрушка:
Я считаю, что все ребята – молодцы! И знаю, чем их наградить.
Петрушка награждает детей заранее заготовленными гостинцами.
Петрушка:
Ребята, мне было у вас очень весело, но мне нужно возвращаться в сказку. Мои друзья меня заждались. До новых встреч. До свидания!
Дети:
До свидания!
Первое занятие по теме – 45 мин.
4- Проработка содержания темы
(25 мин.)
Работа над эскизом
Цель: продолжать учить детей работать над эскизами к будущему рисунку в материале.
Материалы: листы формата А4 для каждого ребенка, простые карандаши, ластики, сказки с иллюстрациями.
Проведение:
Педагог:
Ребята, сейчас ваша задача проработать эскиз к вашему будущему рисунку в цвете. Выберите себе персонажа из любимой сказки. А чтобы он был похож на персонажа из выбранной сказки, вы должны подметить самые мелкие детали в его образе – мимику, жесты, особенности фигуры и одежды. Например, у Незнайки была огромная шляпа, Кот Матроскин носил тельняшку, Баба-Яга – горбатая старушка с костяной ногой.
И еще одно правило для работы над эскизом – все линии должны быть тонкими. Задание понятно?
Дети:
Да.
Педагог:
В таком случае приступайте к заданию.
АМО «Любит - не любит»
(5 мин.)
По ходу прохождения занятия (пока дети работают над эскизами) педагог выделяет на ватмане с ромашками красным фломастером страхи, которые не оправдались, желтым – ожидания, которые удалось реализовать.
5- Эмоциональная разрядка (разминка)
(10 мин.)
АМО «Электрическая цепь»
Цель: взбодрить уставших детей, переключить внимание на подвижную игру для создания комфортной атмосферы.
Материалы: стол (тумба, стул) и любой предмет, который удобно стоит.
Структура: все участники делятся на две равные группы, и становятся друг напротив друга в цепочку, взявшись за руки.
В начале двух равных цепей, на равном расстоянии стоит ведущий и держит за руку последнего участника из каждой цепи.
Все играют молча. Ведущий одновременно сжимает руки последних участников из каждой цепи. Получив сигнал от ведущего, участник должен сжать руку своему соседу. Таким образом, сигнал передается по всей цепи. Задача, чтобы сигнал быстрее был передан в начало цепи и первый, стоящий около стола участник, получив сигнал, должен ухватить лежащий на столе предмет. Та цепь, которая более слаженно и быстрее передаст сигнал, побеждает. Можно повторить несколько раз.
Проведение:
Педагог:
Ребята, отвлекитесь от своей работы. Я предлагаю вам немного размяться.
Педагог объясняет правила игры. Дети делятся на две группы и становятся так, как предлагает педагог. Ведущим может быть один из детей или педагог.
Педагог:
Ну что, ребята, понравилась вам игра?
Дети высказывают свое мнение.
Педагог:
Нам осталось только подвести итоги сегодняшних занятий.
6-Подведение итогов
(5 мин.)
АМО «Итоговый круг»
Цель: выяснить впечатления детей от прошедшего занятия.
Материал: лист бумаги большого формата, фломастер.
Проведение:
На доске крепится лист ватмана. На нем пишутся два вопроса крупным шрифтом (например, «Что мне понравилось?» и «Что мне не понравилось?»). Дети по очереди кратко высказываются, записывая свои мысли под каждым вопросом, не обсуждая их друг с другом. При этой игре важно помнить, что «краткость – сестра таланта», поэтому, когда очередному участнику предоставляется слово, то одновременно подается сигнал – ему передают предмет, который он затем передает дальше и т.д.
Педагог зачитывает ответы, анализируя их и, дети вместе делают выводы и подводят итоги занятий.
Педагог:
Ребята, на следующих занятиях мы продолжим работу над иллюстрациями к любимым сказкам. А сегодня наше занятие подошло к концу. Все вы хорошо потрудились. Молодцы! До новых встреч, До свидания.
Дети:
До свидания,