Краеведческие чтения «Вечный зов» Тема: «Путешествие ложки».


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нижегородская средняя общеобразовательная школа»
Краеведческие чтения «Вечный зов»
Тема: «Путешествие ложки».
Выполнил: Житков Максим Александрович , 89040422874
8 класс, старшая группа. 14 лет.
Руководитель: Рыжова Светлана Александровна,
заместитель директора по ВР,учитель класса – комплекта 8 вида
Консультант: Плаксин Николай Григорьевич ветеран ВОв
2015 год
Введение.
Тема, взятая для конкурсной работы, очень актуальна и своевременна, так как в мае 2015 года исполнится 70 лет со дня Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Эта работа – дань светлой памяти всем защитникам нашей славной Родины, заслуги которых очень значимы не только для их малой родины, для России, но велики и для мира.
Они спасли от порабощения фашизмом все человечество. Эта работа как дань уважения всем защитникам свободы и независимости Родины. Память – это сердце народное! Память – это бессмертие!
Еще эта работа имеет большое значение для нас школьников потому, что затрагивает тему патриотического воспитания. Тема Великой Отечественной войны всегда будет актуальна на все времена. Потому что она оставила глубокий след в семье каждого человека.
Мы горды тем, что в нашем селе Борисово Покровское живет ветеран Великой Отечественной войны Плаксин Николай Григорьевич. Он наш друг и наставник, он нить, которая связывает нас с историей старинного русского села, с историей военных сражений. Он открытый, позитивный человек, всегда готовый ответить на детские вопросы. С территории Борисово– Покровского сельского совета ушло на фронт 496 человек. Вернулись с победой меньше половины.
1. Житель села ветеран Великой Отечественной войны.
Николай Григорьевич Плаксин родился 9 декабря 1926 г. в селе Борисово-Покровское. Родители уроженцы села Борисово-Покровское: мама Плаксина Прасковья Николаевна (1900 года рождения), отец Плаксин Григорий Иванович (1897 года рождения). Отец Николая Григорьевича участник 1 мировой и гражданской войн. Род Плаксиных основательный, дружный. Все трудились не покладая рук, крестьянствовали, как водится в сельских семьях, выращивали хлеб, держали скотину. Работали с утра до ночи, помогали друг другу. Во время коллективизации вступили в колхоз. (приложение 1)
В 8 лет Коля пошел в среднюю школу села Борисово-Покровского. Учился хорошо. Был единственным сыном в семье, поэтому родители и сестры возлагали на него большие надежды. Но началась Великая отечественная война, многие планы были нарушены. В 1941 году, окончив 7 классов, пошел работать в колхоз «Победа». В колхозе работал по октябрь 1943г.
17 летним мальчишкой 10 октября 1943 г. был призван в Красную Армию. Попал в учебный батальон 7 запасного полка, который размещался Красных казармах на Нижневолжской набережной в г. Горьком. Учебный батальон готовил для фронта младших командиров - пулеметчиков и минометчиков.
До мая 1944г. проходил учебу в батальоне. И сразу – на фронт.
«На фронте сначала с нами проводились занятия приближенные к боевым: мы ходили в наступление за артвалом (артиллерия бьет впереди, мы идем следом), с нами проводили танковую обкатку (в небольшом углублении солдат прижимался к земле, а над нам проезжал танк). 23 июня 1944 г. на фронте начались активные военные действия. Наша часть была придана 65 Армии. Армия прорвала оборону противника, вошла в этот прорыв и углубилась за сутки на 20 км. 27 июня 1944 года наши войска «перерезали» дорогу Бобруйск-Минск - несколько дивизий попало в окружение. Начались кровопролитные бои, наши боевые действия поддерживало около 300 самолетов. Помощь авиации помогла нам окончательно разбить немецкие дивизии и двинуться дальше.» Так Николай Григорьевич рассказывает об одной из крупномасшабных советских наступательных операций «Багратион».
В июле 1944 года участвовал в освобождении Минска. Белоруссия была освобождена от фашистских захватчиков, но враг не сдавался. Постоянно шли внезапные бои, бои без подготовки, жестокие и беспощадные.
23-25 августа перешли польскую границу, 27-28 августа форсировали приток Вислы - Нарев.
8 октября меня ранило, попал я в госпиталь г.Брест, который размещался в школе. Лечился 2 месяца. После выписки из госпиталя был откомандирован в отдельный полк связи, который обслуживал штаб фронта. Я был назначен командиром броневика. В экипаж машины входил еще водитель и пулеметчик.
17 января 1945 г. освободили столицу Польши. Варшава стояла вся в руинах. Наши войска с боями подвигались дальше и освободили Лодзь, крепость Познань, часть Пруссии. В марте освободили первый немецкий город Ланзберг. Весь город был, в огне. Вспоминает Николай Григорьевич: "Мы на машине переправлялись через реку, переправа незнакомая, машина застряла. Мы стали ее выталкивать, промокли все насквозь, на берегу стали стягивать сапоги, чтобы сменить портянки, ложка была за голенищем, но вдруг команда "По машинам". Я сапоги натянул, а ложку забыл. А какой солдат без ложки? Доехали до города, остановились у дома с краю. Зашли в дом, в котором жила пожилая немецкая семья и девочка. Немец немного говорил по-русски. Я объяснил как мог, что мне нужна ложка. Пожилой немец повел меня на второй этаж и объяснил, что там живет фрау, сын которой эсесовец воевал около Царскосельского села и присылал ее посылки с награбленным добром. Фрау вынесла из спальни коробки со столовым серебром. В первой лежали чайные ложки, во второй - половник, поварешки, а вот в третьей ложки. Я попросил у нее одну ложку. Ложка была серебряной. Серебро оказалось принадлежало какой-то царской семье - на ложке был вензель «Н». Эта ложка до сих пор хранится у меня. (приложение 2)
Дальше были бои на Одере, на Наре - там пришлось вступить в бои с власовцами, они сопротивлялись отчаянно. Им терять было нечего - в плен предателей не брали.
20 апреля 1945 года подошли к Берлину, 24 апреля вошли на окраину города. Под Познанью меня ранило 2-ой раз в ногу, а 27 апреля на речке Шпрее я получил легкое ранение в плечо.
2 мая освободили Берлин. 9 мая 1945 года закончилась война, победу я встретил в Берлине».
3. Путешествие ложки.
После рассказа Н.Г.Плаксина, мне стало интересно узнать о ложке подробнее. Я составил маршрут - путешествия ложки (приложение 3), когда ее украли из России и вернули обратно.
Вначале я узнал о военных событиях.
К югу от Санкт-Петербурга расположен небольшой город Пушкин, названный так в честь знаменитого русского поэта, жизнь которого была тесно связано с этими местами. До 1918 года город назывался Царским Селом, и именно с этим названием связаны самые яркие страницы истории города. Царское Село являлось парадной летней резиденцией российских императоров.
Страшное слово «война» ворвалось в мирную жизнь пушкинцев 22 июня 1941 года — в солнечный летний день, в разгар народного гулянья в царскосельских парках. В 12 часов дня по радио выступил заместитель председателя Совета Народный комиссаров В. Молотов. Он сообщил, что немецкие войска без объявления войны вторглись в пределы Советского Союза, и призвал всех граждан страны выполнить свой долг по защите своей Родины.
Одновременно с эвакуацией людей проводилась эвакуация наиболее ценных произведений искусства наших музеев: изделий из золота, серебра, драгоценных камней, хрусталя, картин, мебели, бронзы, фарфора, люстр, янтарных изделий из коллекции Янтарной комнаты, восточного оружия и множества других предметов историко-художественного значения. Уже 30 июня была отправлена первая партия музейных ценностей в г. Горький. Многие музейные ценности были перенесены в подвалы Екатерининского дворца, но, к сожалению, большая их часть при оккупации была разграблена. Когда Ленинград оказался отрезанным от страны, музейные ценности стали вывозить в Ленинград, в подвалы Исаакиевского собора.
Кратковременную оборону города Пушкина держали в основном воинские части, отходившие по приказу командования из-под Луги и Пскова. Бои шли непрерывно, обе стороны несли большие потери. В ночь с 14 на 15 сентября поступил приказ: трем батальонам 500-го полка переменить позицию — занять оборону под Пулково, пушкинским истребительным батальонам и одному батальону 500-го стрелкового полка было предписано прикрывать их отход и не дать фашистам, наступавшим из Рехколова, Соболева, Баболово и Красной Слободы захватить Пушкин и выйти к Пулковским высотам. 13 сентября батальоны в районе станции Александровская приняли неравный бой. 16 сентября 1941 года фашисты заняли станцию Александровскую, а 17 сентября — оккупировали город Пушкин. Захватив город, оккупанты заняли под казармы и жилье для офицеров залы Екатерининского и Александровского дворцов, многие особняки, санатории, детские учреждения. В здании Лицея разместились танкисты, в павильоне «Эрмитаж» — зенитчики. Свой штаб фашисты разместили в Александровском дворце, здесь же расположилось гестапо, в подвалах дворца — тюрьма. Нижний этаж Екатерининского дворца был превращен в гигантский гараж. Дворцовая церковь — в стоянку и мастерскую для велосипедов и мотоциклов. В первом этаже Камероновой галереи немцы устроили конюшню и кузницу, в великолепных помещениях Агатовых комнат — офицерский клуб и казино.
За 28 месяцев оккупации фашистами было проведено несколько эвакуаций населения в Германию и на оккупированные территории. Грабежу культурных и исторических ценностей был задан систематический и планомерный характер. Были созданы специальные организации «Эйзатцштаб» и «Кунсткомиссион». Вслед за армией и полицией в городе мародерствовали так называемые специалисты по культурным ценностям для вывоза в Германию. Захваченный в плен нашими войсками оберштурмбанфюрер 4-й роты особого назначения Норманн Форстер 10 ноября 1942 года сообщил, что вывозятся ценности из Екатерининского дворца-музея: «Со стен сняты китайские шелковые обои и золоченые украшения, наборный пол сложного рисунка увезли в разобранном виде. Из дворца императора Александра вывезена старинная мебель и богатая библиотека в 6-7 тысяч книг на французском языке и свыше 5-ти тысяч книг и рукописей на русском языке. Среди этих отобранных книг большое количество греческих и римских классиков, являющихся библиографической редкостью». Были увезены уникальные паркеты из Лионского зала с инкрустацией из перламутра, похищены 98 икон, сняты живописные плафоны. Летом 1942 года вывезена облицовка знаменитой Янтарной комнаты. По свидетельству самих немцев, «грабеж буквально охватил всех, все стремились отправить в Германию посылки с музейными изделиями из фарфора, золоченой бронзы, гобеленами». ( приложение 4)
Наше предположение, что именно в это время ложка и остальное столовое серебро было вывезено в Германию.
Ложка серебряная, вес около 46 грамм, а на ней вензель, в виде заглавной буквы Н.
Следующий шаг все узнать о вензеле.
Вензель — это соединение инициалов какого-то лица в одно изображение. Чаще всего это начальная буква имени и фамилии, реже — отчества. Буквы при этом чаще всего применяются прописные, а соединяются при помощи вязи. Вензеля царствующих особ обычно состояли из первых букв их имени (иногда отчества), а кроме того, титула и цифры. Могли украшаться коронами или венками. Особо отличившихся подданных государи награждали вензелями в знак особого расположения.
Фактически, вензель — это усложнённая монограмма с более замысловатым переплетением инициалов и добавлением к ним различных украшений, узоров и витиеватостей. Если буквы принадлежат одному лицу, то вензель считается простым, если нескольким — то сложным. Он может быть украшен короною, венком и т. п.
Вензель Государя состоит из стилизованной буквы "Н", над которой расположена Большая Императорская Корона. Буква опирается на римскую цифру "II".
Если такой вензель состоит из одной только начальной буквы имени (хотя бы и с цифрой), то получает название вензелевого изображения имени 272415584835государя Николая 1. В 1826 году император Николай I подписал там Манифест о порядке престолонаследия. Туда же, в Царское, он приехал после смерти своей единственной дочери - Софьи Нарышкиной.
Наши предположения, этой ложкой могли пользоваться и при Николае "I" и при Николае"II".
На нашей ложке вензель простой, может быть эта ложка была подарена кому - то из приближенных или принадлежала дворянскому семейству, например Нарышкиным. В справочнике написано, что вензелевые изображения имени жалуются иногда государями в знак особой милости и в этом случае как бы указывают близость пожалованного лица (или учреждения) к государю.
Самое главное, что ложка, проделав такой долгий путь из России в Германию, вернулась опять на Родину, благодаря защитнику нашей Родины, нашего земляка Плаксина Н.Г.
Цель и задачи работы:
Каждый человек – личность. Личности составляют свою малую историю. Из сотен тысяч малых историй составляется история всей нашей многострадальной страны. Каждая личность, оставляя после себя благородную память, своей деятельностью возвышает и свою малую родину. Вот почему нам необходимо проследить вклад каждой личности в историю своей малой родины. Каждый участник Великой Отечественной войны внес свою лепту в копилку победы. Мы все обязаны знать о каждом из них и бережно хранить светлую память о каждом участнике войны. Поэтому свою тему я считаю актуальной и необходимой. Выбрав данную тему, я ставил перед собой следующие цели: 1. Воспитание любви и уважения к истории своего края, сохранение в светлой памяти о каждом участнике Великой Отечественной войны. 2. Приобщение к духовным ценностям своего края, участников войны. 3. Привитие чувства гордости за свою малую родину и защитников Родины в Великой Отечественной войне.
Данная работа мне была очень интересна еще и тем, что пока я ее писал, узнал много новой информации для себя: история Царскосельского села, история семьи Нарышкиных, история жизни императоров, что такое вензеля, гербы. После ее написания, я понял, что данный материал должны узнать мои одноклассники. Вместе с руководителем мы приготовили презентацию и показали ее обучающимся с 5-11 класс. И действительно, ребятам и Н.Г.Плаксину было очень интересно. Мы должны хранить память о наших ветеранах такой страшной войны.
Методы работы и материалы.
Вся работа составлена на основе бесед, собеседований, встреч, анализа собранного материала. В ходе работы над данной темой мною были использованы воспоминания ветерана войны Плаксина Н.Г, материалы из Интернета о Царскосельском селе, работа со словарем. Ценность работы состоит в том, что она составлена на основе воспоминаний живого ветеранов. Я узнал о войне не через учебники, а соприкоснулся с войной через живых свидетелей войны. Для меня они все герои, подвиг которых не померкнет никогда. Их подвиг – это бессмертие.
Вывод:
Я еще глубже осознал значение цены победы. Защитники Родины в Великой Отечественной войне определили цель своей жизни, защищая нас, наше будущее, еще не родившихся. Наша жизнь не стоит на одном месте. Поколения сменяются новым поколением, оставляя в наследство потомкам яркие героические страницы истории. Главное, что передают нам поколения - это земля, наша родина. Мы живем на земле наших предков, перенимая у них умения любить свой край, заботиться о благополучии своей родины и процветании.
Список литературы.
1. Интернет
http://gorod-pushkin.info/gorod-pushkin-v-gody-vojny
2. Материалы газеты «Родная земля»
3. Воспоминания жительницы с. Борисово – Покровское А. Н. Храмовой от 1970 года.
4. В. П. Погодин «Годы и люди», Арзамасский техникум потребительской кооперации, 2002 г., стр 24 – 25.
Приложение 1

Фото 1: справа отец Плаксин Григорий Иванович, слева Плаксин Николай Григорьевич

Фото: Плаксин Н.Г среди обучающихся нашей школы
Приложение 2

Фото 2
Ложка привезенная Плаксиным Н.Г

Фото 3: Плаксин Н.Г. с ложкой
Приложение 3

- путешествие ложки из России
- путешествие обратно в Россию
Приложение 4

Приложение 5

Фото 4: Ложка, привезенная Плаксиным Н.Г

Фото 5: Вензель