Сценарий военно-спортивной игры для допризывной молодежи
Сценарий военно-спортивной игры
«Кутайсовские маневры»,
посвященной Дню героев Отечества.
г. Москва
2017 год
ВВЕДЕНИЕ
ПАТРИОТИЗМ - нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых.
Вопросы патриотического воспитания молодежи значимы во все времена, ведь состояние государства в определяющей степени зависит от уровня сознания каждого члена общества, его стремления участвовать в становлении своей родины.
В последние годы проблемы патриотического воспитания современной молодежи становятся приоритетными по ряду причин:
- растет уровень информированности общества, одновременно возрастает и уровень циничности, равнодушия, агрессивности людей;
- на молодых людей оказывают влияние различные религиозные и политические течения, в том числе националистического толка;
- отсутствуют четкие мировоззренческие позиции, наблюдается смещение жизненных ценностей, что во многом объясняется изменениями общественной идеологии. Так, служба в государственных войсках давно перестала быть почетной обязанностью и не считается определяющей вехой в становлении личности мужчины.
Основными целями военно-патриотического воспитания школьников является изучение исторических и военных событий, в которых страна принимала участие, знание и почтение к Дням боевой славы, подвигам на войне и в труде жителей в период ВОВ и локальных конфликтах. Данные направления гражданского воспитания школьников имеют неразрывную связь между собой и являются взаимодополняющими.
Память – это жизненный опыт, знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально. Историческая память – понятие коллективное. Она заключена в сохранении общественного, а также понимании исторического опыта. Коллективная память поколений может быть, как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны и всего человечества.
Многие мероприятия нашей Школы посвящены памяти прославленного героя, русского генерал-майора, погибшего в бородинском сражении Александра Ивановича Кутайсова. Его бюст установлен во дворе Школы. Этот экспонат был получен учреждением в дар за активное участие в патриотическом воспитании в рамках проекта «Аллея Российской славы» и в связи с празднованием 200-летия Победы в Отечественной войне 1812года. Автором является скульптор В.Ю. Колесников. Торжественное открытие памятника состоялось в октябре 2012 года. Здесь проводятся торжественные линейки с возложением цветов, что способствует формированию гражданской идентичности как учащихся Школы, так и жителей района.
Наше мероприятие направлено на то, чтобы не только отдать дань памяти героическим предкам. В этот день мы чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы. Чтобы стать достойными защитником Родины, нужно обладать высокими политическими, морально-боевыми и психологическими качествами, иметь навыки владения оружием, уметь действовать в различных предлагаемых ситуациях, быть физически развитым и закаленным.
Среди разнообразных средств физического воспитания учащихся большое значение придается организации и проведению различных командных игр.
Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности.
К ним можно отнести: военно-прикладную направленность знаний и действий в игре, умение действовать в коллективе, практическое применение полученных на уроках ОБЖ и физической культуры знаний и навыков.
ЦЕЛЬ - создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями.
ЗАДАЧИ
- утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
- уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
- повышение престижа военной службы;
- вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
- изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
- привитие молодежи чувства гордости и уважения к своей стране;
- формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.
ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Лазерное оружие (по два на команду), ноутбук с программным обеспечением, противогазы (по одному на каждого члена команды), автоматы Калашникова (по три на команду), бинты (по одному на команду),
ОФОРМЛЕНИЕ
Музыкальное оформление: слова и музыка О. Газманов «Господа офицеры», слова и музыка И. Пузов «Герои отечества», Л. Кнорозова «Герои отечества»
Наглядное: плакаты.
Декорации, реквизит, атрибуты: выездная музейная экспозиция «Чемоданы памяти», выставка военной техники.
Дидактический, раздаточный материал: Маршрутные листы (по количеству команд), историческая викторина «75-летие битвы под Москвой» (Приложение 5), тест по оказанию первой медицинской помощи (Приложение 6).
УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Мероприятие проходит в здании образовательной организации: актовый зал, холл I этажа, учебный кабинет («Первая медицинская помощь») и компьютерный класс («Историческая викторина»), лазерный тир, спортивный зал.
Помимо военно-патриотической игры во время мероприятия происходит награждение приглашенных ветеранов почетным памятным знаком Кавалера общественной награды памятной медали им. героя Отечественной войны 1812г.
Генерал-майора А.И. Кутайсова.
Методические советы по проведению
В начале учебного года формируется план массовых мероприятий.
К Дню героев планируются военно-практические соревнования "Кутайсовские маневры". Формируется оргкомитет соревнований (педагоги-организаторы, учителя школы). Пишется положение (Приложение 1), рассылается по Учебным Корпусам, где формируются команды. В соответствии с положением составляются маршрутные листы для каждой команды (Приложение 2). Подготавливаются наградные грамоты на каждую команду (Приложение 3).
За десять дней рассылаются приглашения ветеранам. Ветеранам подготавливаются сертификаты, памятные знаки.
ХОД (СТРУКТУРА) МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка.
Перед зданием располагается передвижная выставка «Военная техника».
В холле I этажа располагается передвижная выставка «Чемоданы памяти».
Проходит регистрация команд.
Участники мероприятия – ветераны, учащиеся проходят в актовый зал.
Учащиеся выстраиваются по командам.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ветераны, участники военно-практических соревнований! Сегодня в нашей стране празднуется День героев Отечества. В этот день «мы не только отдаем дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы». И на нашем мероприятии сегодня присутствуют ветераны ВОВ и герои сегодняшних дней, ветераны локальных событий. Поприветствуем, пожалуйста! (аплодисменты). Я передаю слово нашим дорогим гостям!
Выступления ветеранов.
Ведущий: Сегодняшнее мероприятие носит имя им. героя Отечественной войны 1812г. Генерал-майора А.И. Кутайсова. В 10 лет был записан в гвардию унтер-офицером, а в 15 лет дослужился уже до гвардии полковника. В начале 1806 года получил чин генерал-майора. В войне 1806—1807 показал себя отважным командиром конной артиллерии. Впервые был в бою при Голымине, отличился при Эйлау и Фридланде. В 1812 был назначен начальником артиллерии 1-й армии. При её отступлении участвовал во всех арьергардных манёврах. Отличился при Островно и Смоленске. В Бородинском сражении был убит при попытке отбить батарею Раевского. Тело Кутайсова не было найдено. Бюст Александра Кутайсова установлен во дворе нашего учебного корпуса. В честь юного героя весной и осенью проходят военно-прикладные соревнования. И я даю старт сегодняшнему мероприятию. Прошу капитанов команд подойти и получить маршрутные листы.
В соответствии с Маршрутными листами команды проходят этапы соревнования.
Стрельба в лазерном тире. Соревнования на меткость.
Разбор Автомата Калашникова.
Раньше процедура разборки автомата на время была обязательной для бойцов абсолютно всех родов армии СССР. Сегодня целесообразность этого действа во многом пересмотрена, но актуальность скорости сборки-разборки под сомнение не ставится. Кроме того, на многих соревнованиях сборка-разборка АК-74 на время становится одним их этапов. Порядок и технология регламентируются общеармейским "Курсом стрельб".
Нормативы неполной разборки АК-74:
За 13 секунд - "отлично";
за 14 секунд - "хорошо";
за 17 секунд - "удовлетворительно".
Норматив сборки после проведения неполной разборки:
За 23 секунды - "отлично";
за 25 секунд - "хорошо";
за 30 секунд - "удовлетворительно".
Военно-прикладная полоса. Проводится опрос о средствах индивидуальной зашиты. Каждый член команды надевает противогаз и проходят полосу препятствий.
Историческая викторина «75-летие битвы под Москвой». В компьютерном классе на экран выводятся вопросы викторины. Соревнование на большее количество правильных ответов.
Первая медицинская помощь. Двум членам команды предлагается наложить повязку на голову «Шапочка Гиппократа» (представляет из себя одну из разновидностей возвращающейся повязки на голову, которая накладывается с использованием либо двуглавого бинта, либо скрепленных между собой бинтов шириной 10см). Остальные члены команды отвечают на вопросы тестового задания (Приложение 7). Соревнование на соблюдение техники наложения повязки и большее количество правильных ответов теста.
Экспозиция «Чемоданы памяти». Участники соревнований ознакамливаются с экспозицией. Беседуют с ветеранами.
Раздается сигнал сбора в актовом зале.
Ведущий: Вот и закончились соревнования. Нам необходимо подвести итоги. Для этого капитаны команд сдают маршрутные листы. Пока работает счетная комиссия, я хочу перейти к самому главному этапу нашего сегодняшнего мероприятия, посвященного Дню героев Отечества. Конечно, награждение наших уважаемых гостей почетным памятным знаком Кавалера общественной награды памятной медали им. героя Отечественной войны 1812г. Генерал-майора А.И. Кутайсова. (происходит награждение) (Приложение фото).
Ведущий: Еще раз, от всей души поздравляем наших ветеранов!
А счетная комиссия подвела итоги, и я попрошу огласить результаты соревнований. (оглашаются итоги, происходит награждение участников).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении военно-прикладных соревнований
«Кутайсовские маневры».
Военно-прикладные соревнования «Кутайсовские маневры» (далее - Маневры) проводится в рамках реализации программы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи.
Маневры является лично-командным первенством среди обучающихся, воспитанников ГБОУ Школа № 814.
Цели и задачи
2.1. Маневры проводятся в целях:
- воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения;
- активное включение воспитанников в процесс формирования здорового образа жизни.
2.2. Основные задачи Соревнований:
- массовое привлечение воспитанников объединений к регулярным занятиям физической культурой и военно-прикладными видами спорта;
- воспитание качеств необходимых для военной и государственной службы, готовности к достойному служению Отечеству;
- выявление среди воспитанников сильнейших команд;
- воспитание патриотизма и гражданственности, духовности и чувства причастности молодого поколения к истории России;
- обмен опытом по военно-патриотическому воспитанию обучающихся ГБОУ Школа № 814.
2. РУКОВОДСТВО ПРОВЕДЕНИЕМ СОРЕВНОВАНИЙ
Общее руководство и проведение соревнований осуществляет администрация ГБОУ Школа № 814. Непосредственное руководство возлагается на судейскую бригаду.
3. УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ
Команды учащихся 8 классов. Состав одной команды 6 человек (не менее 2 девушки). Участники соревнований должны иметь спортивную форму одежды, закрывающую колени и локти.
4. СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
Соревнования проводятся 09.12.2016г. по адресу:
Время регистрации команд: 15:30 – 16:00
5. УСЛОВИЯ ПОДАЧИ ЗАЯВОК
Регистрация участников проводится на месте проведения соревнований. От каждой УК подается по одной заявке на каждую команду.. По прибытии на место соревнования руководитель команды представляет в мандатную комиссию: именную заявку, заверенную медицинским учреждением по установленной форме (Приложение 1), свидетельства о рождении или паспорта участников.
6. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
Заявленные команды начинают соревнования по этапам «Маневров», по утверждённому расписанию (Маршрутный лист).
1) «75-летие битвы под Москвой»;
2) «Первая медицинская помощь»;
3) «Военно-прикладная полоса. Метание в цель»;
4) «Разборка автомата Калашникова»;
5) «Стрельба в лазерном тире».
ГРАФИК СОРЕВНОВАНИЙ
Дата Время Мероприятие
09.12.2016 15:30 Начало работы мандатной комиссии.
16:00 Старт команд. В соответствии с маршрутными листами.
17:00 Окончание маневров.
17:15 Подведение итогов.
Программа может корректироваться организационным комитетом маневров.
Общекомандное место определяется по наименьшей сумме мест - очков, набранных командой на этапах.
В случае равенства мест предпочтение отдается команде, показавшей лучшей результат «Стрельба в лазерном тире». В случае равенства этого показателя место делится.
Команды, не имеющие результатов по одному из видов программы, занимают места после команд с полным зачетом.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ
На время проведения соревнований, организовано дежурство врача.
Ответственность за создание безопасных условий проведения соревнований возлагается на Организационный комитет.
Ответственность за соблюдение мер безопасности участниками, дисциплины и порядка в пути и в день соревнований возлагается на руководителей команд.
Безопасность участников во время проведения соревнований (непосредственно на этапах соревнований) обеспечивает судейская коллегия.
ТРЕБОВАНИЯ К КОМАНДАМ – УЧАСТНИКАМ СОРЕВНОВАНИЙ:
- команда должна прибыть на место сбора своевременно, организованно и в полном составе;
- команда обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, охрану окружающей среды, соблюдение распорядка дня;
- команда обеспечивает соблюдение общественного порядка и выполнение программы соревнований всеми участниками;
- команда не допускает неспортивного поведения участников (помехи выступлению других команд, повреждение оборудования трассы соревнований т.п.);
- члены команды не должны допускать действий, создающих опасность для судей, зрителей, других участников соревнований, а также не допускать использование снаряжения, не обеспечивающего безопасность;
- не допускается неэтичное поведение участников и руководителей команды по отношению к другим участникам, судьям и обслуживающему персоналу;
За несоблюдение указанных требований команда может быть снята с соревнований по решению судейской коллегии.
8. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ
Команды, занявшие 1-3 места в комплексном зачете соревнований награждаются дипломами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ «КУТАЙСОВСКИЕ МАНЕВРЫ»
КОМАНДЫ 8 КЛАССОВ УК.. ГБОУ ШКОЛА №…
Время пребывания на площадке Название площадки Отметка о прохождении площадки Штрафные баллы Полученные баллы
16.00-16.10 Стрельба в лазерном тире Тир 16.10 – 16.20 Разбор АК Тир 16.20 – 16.35 Военно-прикладная полоса тир 16.35 – 16.45 75-летие битвы под Москвой Каб.7 16.45 – 16.55 Первая медицинская помощь Каб. 8 16.55 – 17.05 Экспозиция «Чемоданы памяти» Холл I этажа 17.15 Подведение итогов Актовый зал ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА ( За каждый правильный ответ 1 балл)
1. Кодовое название операции немецкого командования по захвату Москвы. (Тайфун)
2. Когда началась битва за Москву? (30 сентября 1941 года) оборонительный (30 сентября-5- декабря 1941 года.) и наступательный (5 декабря 1941г.-20 апреля 1942 года.)
3. Назовите имя командующего группой армии «Центр». (генерал-фельдмаршал Фе́дор фон Бок)
4. Кто разработал план и командовал операции под Москвой? (Жуков)
5. Кому принадлежат облетевшие всю страну слова «Великая Россия, а отступать некуда – позади Москва»? (политруком дивизии генерала Панфилова Героем Советского Союза Василием Георгиевичем Клочковым-Диевым (1911-1941) во время боя у разъезда Дубосеково на Волоколамском направлении 16 ноября 1941 г.)
6. Какое имя получили в народе артиллерийские системы, которые успешно действовали в битве под Москвой? (немцы называли их «пушками смерти» Народное название этих гвардейских минометов - реактивных установок залпового огня - "Катюша".)
7. Сколько суток длилась Московская битва? (203)
8. Когда Москве было присвоено звание города-героя? (8 мая 1965 года)
9. Когда была учреждена медаль «За оборону Москвы»? (1 мая 1944 года_10. на сколько этапов делят битву Назовите их.
11. Сколько танков было уничтожено панфиловцами? (18)
12. Где погиб Неизвестный солдат, похороненный у Кремлевской стены? (д. Крюково)
13. Какой город первым освободили советские войска во время наступления под Москвой? (Солнечногорск)
14. Где сражались 28 панфиловцев? (Дубосеково)
15. В канун праздника в столице состоялось торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Когда и где проходило это заседание? (Заседание состоялось в Москве, в вестибюле станции метро "Маяковская", 6 ноября 1941 г).
16 Какая военная песня была написана во время боев в районе Снегирей ?а) "Вставай страна огромная", б) "Гренада", в) "Землянка", г) "У деревни Крюково", д) "Эх, дороги"
17. Когда возникла реальная опасность для столицы, Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение эвакуировать из Москвы часть центральных учреждений и весь дипломатический корпус. Когда было принято это решение и в какой город переместилось большинство правительственных учреждений СССР? (Решение об эвакуации в Куйбышев (Самару) было принято 13 октября 1941 г., однако И.В.Сталин остался в Москве, где принимал 7 ноября парад на Красной площади. В Куйбышеве для Сталина был построен бункер под землей, но Сталин там так не разу и не был)18. 7 ноября 1941 года И.В. Сталин обратился к участникам парада на Красной площади со словами: «Пусть вдохновляют вас на подвиги образы наших великих предков…» и назвал ряд имен выдающихся русских полководцев. Кого? Ответ: «Пусть вдохновляют вас на подвиги образы наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Тестовые задания «Первая медицинская помощь при травмах»
для учащихся 8 классов.
1. Каким из правил пользуются при наложении бинта:
а) снизу-вверх, справа налево б) снизу-вверх, слева направо
направо в) сверху вниз, слева направо
г) сверху вниз, справа налево
2. При укусах насекомых прежде всего необходимо:
а) аккуратно удалить Жало, если оно есть
б) промыть ранку спиртом или слабым раствором марганцовки;
в) дать пострадавшему 1—2 таблетки, димедрола (супрастина, тавегила), а также 1—2 таблетки глюконата кальция;
г) на место укуса наложить холод
3. Каким способом можно прекратить действие электрического тока на пострадавшего:
а) отбросить от пострадавшего электропровод одной рукой;
б) отбросить от пострадавшего провод двумя руками;
в) намотать на руку тряпку и быстро отбросить провод;
г) отбросить провод сухой палкой
4. При открытом переломе прежде всего необходимо:
а) остановить кровотечение; б) дать обезболивающее средство; в) провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она находится в момент повреждения; г) на рану в области перелома наложить стерильную повязку.
5. При закрытом переломе прежде всего необходимо:
а) дать обезболивающее средство;
б) доставить пострадавшего в медицинское учреждение
в) провести иммобилизацию конечности
6. При оказании первой помощи в случае перелома запрещается:
а) останавливать кровотечение.
б) проводить иммобилизацию поврежденных Конечностей;
в) вставлять на место обломки костей и вправлять на место вышедшую кость;
7. При иммобилизации бедра, плеча шина обязательно должна захватывать:
а) два сустава (выше и ниже перелома);
б) три сустава;
в) два или три, в зависимости от наличия шин или подручных материалов.
8. При закрытом переломе бедра необходимо:
а) дать обезболивающее средство, положить две шины: длинную, от подмышечной впадины до наружной лодыжки, и короткую, от промежности до внутренней лодыжки;
б) попытаться определить подвижность ноги, согнув ее в коленном суставе, придать пострадавшему возвышенное положение;
в) дать обезболивающее средство и наложить шину из подручного материала от подмышечной впадины до коленного сустава.
9.. Играя в футбол, один из игроков команды упал на руку. У него появилась сильная боль, деформация и ненормальная подвижность в предплечье. Какую первую медицинскую помощь вы должны оказать:
а) смазать место повреждения йодом, дать обезболивающее средство и доставить в медицинское учреждение.
б) дать обезболивающее средство, наложить давящую повязку и доставить в медицинское учреждение;
в) дать обезболивающее средство, руку согнуть под прямым углом в локтевом суставе и провести иммобилизацию шиной иди подручными средствами и доставить в медицинское учреждение
10. Какова очередность ваших действий в случае перелома костей кисти:
а) дать обезболивающее средство, наложить давящую повязку и доставить в медицинское учреждение;
б) дать обезболивающее, средство, в ладонь вложить туго свернутый ватно-марлевый валик или небольшой мяч, фиксировать предплечье и кисть к шине, которая идет от конца пальцев до середины предплечья;
в) фиксировать предплечье и кисть к шине, которая идет от конца пальцев до середины предплечья, при этом ладонь плотно прибинтовать к шине.
11. Какие из причин могут вызвать травму позвоночника:
а) удар твердым предметом по пальцам ног
б) потоп;
в) удар электрическим током;
12. Если у пострадавшего появились признаки травмы головы или позвоночника, нельзя до приезда «скорой помощи»:
а) останавливать наружное кровотечение, поддерживать нормальную температуру тела пострадавшего.
б) держать голову и позвоночник пострадавшего в неподвижном состоянии, поддерживать проходимость дыхательных путей;
в) снимать одежду, переносить пострадавшего в постель, делать промывание желудка
13. Один из признаков сотрясения головного мозга — это:
а) появление сыпи на руках и ногах
б) увеличение лимфатических узлов;
в) покраснение кожи в области суставов;
г) нечеткость зрения и неодинаковые зрачки;
14. В результате, падения у подростка появилась тошнота и рвота, нарушилась координация движений. Определите последовательность ваших действий по оказанию первой помощи:
а) обеспечить покой, приложить к голове холодный компресс, вызвать «скорую помощь»;
б) дать обезболивающие таблетки и проводить подростка в ближайшую поликлинику, больницу;
в) сделать промывание желудка, поставить клизму, дать успокаивающие средства.
15. В случае поражения, электрическим током, если не произошло остановки сердца и дыхания, прежде всего необходимо:
а) создать покой пострадавшему и обследовать его;
б) прекратить действие электрического тока, на пострадавшего;
в) принять меры к доставке Пострадавшего в медицинское учреждение или вызвать «скорую помощь»;
г) дать пострадавшему болеутоляющее и сердечные средства.