Методическая разработка «Тренинг как одна из форм сплочения учебной группы»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»
Методическая разработка
«Тренинг как одна из форм сплочения учебной группы»
Автор-составитель:
Надежда Анатольевна Пузанова,
мастер производственного обучения высшей квалификационной категории
2015
ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ
Психологический тренинг на сплочение группы преследует цель построения эффективного командного взаимодействия. Стоит сказать о том, что сплочение – это реальная возможность для любого коллектива стать чем-то большим, чем просто группа учащихся, возможность стать единым целым для достижения конкретных целей и задач.
Любая группа подростков имеет общие цели, будь то цель обучения и получения хорошего образования, перспектива спортивных достижений и какая-либо иная, все равно, чтобы эффективно добиваться поставленных целей, каждый член сообщества нуждается в поддержке. Эту поддержку можно получить как раз в своей группе. Только сплоченный коллектив добивается побед. Задачей школьного психолога является умение объяснить это подросткам, показать, что психологический тренинг на сплочение для подростков – это эффективное решение многих проблем, возникающих в коллективе, проблем, которые связаны непосредственно с межличностным общением участников группы.
В задачи психологического тренинга на сплочение для группы подростков входит:
формирование благоприятного психологического климата в группе
нахождение сходств у всех участников группы для качественного улучшения взаимодействия
первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе
осознание каждым участником своей роли и функций в группе
развитие у подростков умения работать в команде
сплочение группы вокруг сверхзадачи
Психическим развитием детей, а также психологическим климатом внутри школьного коллектива должны озаботиться не только педагоги и школьные психологи, но и родители. К сожалению, в современных семьях общение детей и родителей сводится к обмену информацией. Но этого недостаточно, чтобы почувствовать мир ребенка, помочь ребенку определиться с выбором профессии и жизненного пути.
Однако практический тренинг на сплочение коллектива подростков поможет им взглянуть на родной коллектив с другой точки зрения, выбрать наилучшую тактику для достижения результатов и разобраться в новом для них мире, в мире взрослых, в который они вступят, став выпускниками школы.
Важность развития коммуникативных навыков невозможно переоценить. Успеха добиваются те люди, которые умеют свободно общаться с окружающими. Итак, сплочение коллективов подростков является важным фактором социализации члена общества. Психологический тренинг на сплочение коллектива студентов поможет развить навыки лидерства и командный дух, хорошую память, которая даст возможность ориентироваться в потоке информации и обращаться к ней для принятия правильных решений.
Правила и методы проведения тренингов
Ведущий тренинга должен знать правила тренинговых групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это необходимо понимать тренеру и передавать участникам.
Каковы же наиболее распространенные правила тренинговых групп?
Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведёт себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение», «Мы считаем» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.
Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Выделяют базовые методы, которые используют в любых тренинговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.
Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод даёт участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, придти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.
Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряжённости, снятия «психологической защиты». Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные учения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.
Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как человек ведёт себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется.
Техники развития сенсорной чувствительности - с помощью них участники развивают у себя умение воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специальных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие, насколько влияет внешнее мнение на их поведение.
Медитативные техники используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приёмам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость участников тренинга к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределёнными или незнакомыми ситуациями.
Также существуют и специальные методы, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе. А сейчас я хотела бы представить вашему вниманию один из примеров тренинга
Тренинг сплочения
для студентов 1 курса
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Прежде всего тренинг начинается с приветственного слова, которое занимает не больше 5 минут. В данном случае достаточно сказать о себе два-три слова, особенно не вдаваясь в подробности, выразить готовность быть открытым для диалога, подчеркнуть значимость активности студентов, в том числе при задавании вопросов.
Приветственное слово
Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
2. Формирование норм и правил в группе.
В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными. Они обсуждаются всеми членами группы и принимаются как основные правила взаимоотношений или отклоняются, при этом выдвигаются альтернативные правила.
Общение по принципу «здесь и сейчас. Во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Называть друг друга только по имени.
Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что» - на такое: «Я считаю, что». Отказываемся и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».
Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить.
Правило «Стоп». Во время работы группы любой участник группы может остановить разговор, вопрос, обращенный к нему или какое-либо другое действие, если посчитает это психологически опасным для своего внутреннего мира. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения только тогда, когда он свободен в выборе решений.
3. Основная часть
Упражнение 1. После обсуждения правил можно проводить знакомство. Оно может проходить в различных формах:
1-й вариант: «Самопрезентация», на которую отводится примерно 10 минут. Упражнение выполняется в кругу. Участникам предлагается по очереди (по кругу) сообщить остальным членам группы следующую информацию о себе: имя, город (село), из которого приехал, две лучшие черты своего характера. Ведущие и другие члены группы могут задавать представляющемуся участнику дополнительные вопросы. Норму задавания вопросов лучше ввести ведущему личным примером. Задавая открытые вопросы, ведущий демонстрирует представляющемуся участнику заинтересованность в получаемой информации и помогает ему более полно раскрыться.
Нет ничего более препятствующего сплочению группы, как незнание имен участников, поэтому при возможности предварительно попросите каждого участника до начала тренинга написать имя на бейдже, чтобы без труда общаться.
2-й вариант: назвать свое имя и охарактеризовать свое настроение на данный момент, сравнив его с погодой (тогда важно в конце тренинга еще раз охарактеризовать свое настроение, отметив его улучшение или ухудшение).
3-й вариант: назвать свое имя и положительное качество (то, что вы цените в себе) на первую букву имени, по кругу.
Подросткам обычно трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, поэтому ведущему важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.
Нужно заострить внимание студентов, что у каждого человека есть положительные качества и это является ресурсом личности подростка.
4-й вариант: «Снежный ком». Каждый участник группы называет свое имя и личностное качество, за которое его можно ценить, любить, уважать и т.д. Первый участник называет свое имя и качество, второй – называет имя и качество первого, затем свое и т.д. Таким образом, имена и качества нарастают как снежный ком. Последний участник называет всех. При обсуждении обратить внимание на то, что помогало выполнить упражнение, в каких случаях возникало волнение, смотрели ли говорящие в глаза тем, о ком говорили, как использовали приемы для запоминания.
Упражнение 2. «Поменяйтесь местами те, кто»
Ведущий, находясь в центре круга, произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!». Участники, кто любит мороженое, быстро между собой меняются местами. В это время ведущий занимает чье-либо освободившееся место. Тот, чье место оказалось занятым ведущим, становится в центр круга и произносит любую фразу, которая начинается со слов: «Поменяйтесь местами те, кто».
Анализируя упражнение, можно подвести участников к тому, что люди между собой чем-то могут быть похожими.
Упражнение 3. «Кто как выглядит» (на наблюдательность)
1-й вариант: участники делятся на пары, встают спинами друг к другу и описывают, как выглядит человек, стоящий за спиной.
2-й вариант: участник группы, вызвавшийся рискнуть, прячется за портьеру, за шкаф или за дверь так, чтобы он мог слышать то, что происходит в группе. После этого ведущий предлагает участникам описать, как выглядит человек, находящийся за портьерой. Ведущий просит вспомнить во всех подробностях. Он воздерживается от комментариев. Единственное, что позволяет себе ведущий – это повторять сказанное, сопровождая повтор вопросом, например, «На Игоре серый свитер и серо-зеленые брюки. И всё?»
Ведущий может обращаться к стоящему за портьерой Игорю с просьбой внимательно следить за правильностью описаний или с вопросом о том, «не тяжко ли стоять и слушать, что говорят о тебе?».
Следует останавливать участников, если описывается характер спрятавшегося человека, его привычки, склонности, личностные особенности.
Когда все высказались, прятавшийся участник делится своими впечатлениями, отмечает правильности и ошибки в описаниях. Можно поинтересоваться, как там было стоять: уютно-неуютно, приятно-неприятно, интересно-скучно и т.д. Как правило, участникам приятно, когда все про него говорили. Некоторые говорят об удивлении тем, что группа оказалась неожиданно внимательной. Редко говорят о том, что было скучно, неинтересно. В этом случае нужно поблагодарить человека за предоставленную возможность группе поупражняться в наблюдательности. И напомнить группе, что большинство участников опасались рискнуть выйти для выполнения этого упражнения.
- Кто еще хочет рискнуть? – задает вопрос ведущий.
После этого члены группы ведут себя смелее. Можно повторить предыдущее упражнение для следующего спрятавшегося, либо, неожиданно для всех, сменить задание:
Упражнение 4. Смена позиций
Пока вызвавшийся участник находится за дверью или за портьерой, группа меняет что-то во внешнем виде, меняет позы, позиции. Задача вызвавшегося участника обнаружить все изменения, произошедшие во время его отсутствия, и вернуть всё в первоначальный вид.
В качестве облегчения задания вызвавшийся участник может получить возможность оглядеть внимательно группу перед уходом.
Упражнение 5. «Моя изюминка»
На листочке бумаги каждый участник пишет свое качество, свою особенность, которая его ярко характеризует. Затем листочек складывается в «самолетик» и запускается в центр круга. Каждый участник берет по одному самолетику, еще раз запускает его в центр круга, вновь самолетики разбираются и разворачиваются. По очереди зачитывается то, что написано на листочках, и группа угадывает, кто этот человек.
По окончании упражнения обсуждается, легко ли было найти в себе качество–«изюминку», «насколько я себя знаю», «как меня воспринимают окружающие», каково было, когда приписывали чужие качества
Упражнение 6. «Зеркало»
Члены группы разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. Один смотрится в зеркало, другой – его «отзеркаливает»:
- вы проснулись утром;
- пошли умываться;
- вы чистите зубы;
- вы начинаете причесываться;
- вы переодеваетесь в выходную одежду;
- вам в глаз попала соринка: посмотрите внимательно в свой правый глаз, оттянув слегка нижнее веко;
- вы наносите на лицо косметику (для девушек); вы бреетесь (для юношей);
- у вас болит горло; вы пытаетесь рассмотреть в зеркале, нет ли у вас воспаления, проверяете свой язык;
и т.д.
В середине упражнения пары меняются ролями.
Упражнение, как правило, проходит оживленно. Обнаруживается, что не так просто, как кажется, быть внимательным и фиксировать все, хотя бы внешние проявления другого человека, когда он смотрит на вас. Нередко также выдерживать прямой взгляд в глаза (можно смотреть собеседнику в точку на его лице, расположенную чуть выше переносицы. Это остается назаметным для собеседника).
Упражнение 7. Уровень счастья (снятие эмоциональной тревожности, повышение уверенности в себе, поиск ресурсов)
Ведущий просит участников написать на бумаге список (перечень) всего того, за что можно быть благодарным судьбе в настоящий момент (солнечный день, своё здоровье, здоровье членов семьи, возможность читать, учиться, работать и т.п.). затем обсуждается, у кого что получилось. Упражнение закончить самоотчетом о своем психическом состоянии (настроении).
Упражнение 8. «Механизм» (на сколько слаженно группа может взаимодействовать)
Группе нужно выбрать один механизм и группой его изобразить: участники – детали (части) этого механизма (часы, машина).
Обсуждается, как каждый себя чувствовал в роли какой детали.
Упражнение 9. Восковая палочка (на доверие)
Образовать круг лицом в центр, а в центр становится юноша или девушка, расслабляется, закрывает глаза и начинает падать назад, вперед, вбок – в любую сторону. Стоящие кругом мягко его ловят и передают напротив или по кругу так, чтобы у стоящего в кругу появилось ощущение колыбельки или качания на волнах. Важно, чтобы составляющие круг встали надежно, с отставленной назад опорой ногой и готовыми – надежными и нежными – руками.
Начало и конец качания и смена качающегося происходит по команде ведущего. После каждого качания (или по завершению упражнения) качающийся и группа обмениваются впечатлениями – одна минута: чувствовал ли каждый доверие к группе, качающийся описывает свои ощущения, может указать "лучшие" и "худшие" руки (более или менее вызывающие доверие).
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Как изменилось Ваше настроение?
Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
15