«Использование игр с песком при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОНР составлению сказки».


Педагогический проектТема: «Использование игр с песком при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОНР составлению сказки». Подготовила: учитель-логопедМКДОУ «Детский сад«Улыбка» г.Жиздры Абрамова Л.В. Актуальность темы. В.Г.Белинский писал: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности». У детей старшего дошкольного возраста с ОНР наиболее выражено проявляются недостатки развития связной речи. Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте с практической и игровой деятельностью. Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка, на формирование его личности, на развитие связной речи, а игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Обучение старших дошкольников с ОНР сочинять и рассказывать сказки с использованием игр с песком повысят уровень развития воображения, мотивации, логического мышления и создадут положительный эмоциональный фон в процессе формирования связной речи. Использование сказочного сюжета на песке позволяет гармонично включать в занятие задания по формированию мимики, мелкой моторики, дыхательные и голосовые упражнения, расширить словарный запас, совершенствовать лексико-грамматические категории языка, заложить нравственные основы личности ребенка. Цель:Разработка методических рекомендаций по использованию игр с песком в логопедической работе при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОНР составлению сказки. Задачи:1. Овладеть методикой применения игр с песком в логопедической работе по обучению детей с ОНР составлению сказки (пройти курсы повышения квалификации, получить удостоверение).2. Изучить методы работы со сказкой, разработанные Л.Фесюковой.3. Провести диагностику детей старшего дошкольного возраста с ОНР с целью определения уровня словарного запаса , уровня сформированности связной речи и выявления умения составлять сказку. 4. Систематизировать изученный материал и разработать перспективное планирование по использованию игр с песком при обучении детей составлению сказки.5.Оснастить логопедический кабинет необходимым материалом для педагогической работы.6. Обеспечить практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий с помощью использования игр с песком.7. Обучить старших дошкольников с ОНР умению составлять и использовать в собственной речи сложные предложения и грамотно применять их при сочинении сказки. 8. Оформить разработанный практический материал в виде методических рекомендаций по использованию игр с песком.9. Проверка эффективности проведенной логопедической работы по обучению старших дошкольников с ОНР составлению сказки с использованием игр с песком. Сроки реализации проекта:С 1.09.2015г. – по 30.05.2016г.Участники педагогического проектаДети старшего дошкольного возраста с ОНРУчитель-логопедВоспитатели логопедической группыРодители План по реализации педагогического проекта1 этап. Подготовительный - сентябрь.Организационная функция:- изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта;- подбор дидактического и методического материала по теме проекта Диагностическая функция: проведение диагностики речевых нарушений.Проектировочная функция:- формулировка целей, задач проекта; определение объекта, предмета, формулировка гипотезы;- прогноз ожидаемых положительных результатов и учет возможных негативных проявлений в ходе реализации проекта;- определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы. 2 этап. Основной – октябрь-апрель.Исполнительская функция:- проведение непосредственно образовательной деятельности по проекту;проведение промежуточной диагностики. 3 этап. Заключительный – май.Аналитическая функция:- анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями;- Оформление разработанного практического материала в виде методических рекомендаций по использованию игр на песке при обучении детей составлению сказки.Коррекционная функция будет применена в случае несоответствия полученных результатов с целями и задачами проекта. Условия реализации проекта. Специальная подготовка учителя-логопеда по теме: «Использование игр с песком при обучении детей с ОНР составлению сказки».Комплексное воздействие учителя-логопеда и воспитателей группы. Создание учебно-методического комплекса, включающего материалы (фигурки или их изображения, чистый песок, песочница; различные атрибуты, схемы, пиктограммы), дидактические игры, речевой материал (тексты сказок, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки к сказкам).Взаимодействие с родителями обучающихся в рамках специальных мероприятий: консультации, игротека (подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях), стендовая информация.Систематическое проведение занятий - 1 раз в неделю. Возможные (предполагаемые) риски.Недостаточная оснащенность методическим материалом по данной теме; отсутствие возможности пройти курсы повышения квалификации по данной теме в очной форме; приемственность работы воспитателя и учителя-логопеда; трудности применения и адаптации методических разработок по данной теме к основной Программе ДОУ. Ожидаемый результат:Методические рекомендации по использованию игр с песком при обучении старших дошкольников с ОНР составлению сказки. Опыт использования игр с песком в сочетании со сказкой дает положительные результаты в логопедической работе. В итоге, у обучающихся должны быть сформированы в соответствии возрасту:- навыки составления сказки; навыки общения, взаимодействия в коллективе;навыки правильного звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия; звукового анализа и синтеза;логико-временные связи в повествовании;умение строить распространённые предложения (как сложносочинённые, так и сложноподчинённые);навыки использования в речи сложных предлогов; умение объяснять смысл отдельных слов и выражений; характеризовать героев сказки; определять,чему учит сказка. У дошкольников на достаточном уровне развививается мелкая моторика, творческое воображение, логическое мышление, активизируется словарь, повышается уровень мотивации к логопедическим занятиям, на которых нет места монотонности и скуке. 1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. -Чудеса на песке.-М.,2006.2. Грабенко Т.М. Игры с песком, или песочная терапия.3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. -Практикум по песочной терапии.4. Вачков И.В.- Сказкотерапия. 5. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.6. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.7. Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000.8. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.9. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.10. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007.11. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб, 1998.12. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М., 1998. Литература. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр.Мин.Обр.РФ от 17 октября 2013. №1155)Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр.Мин.труда и соц.защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н) Едет белочка в тележке, продает она орешки!.. Сказка «Заюшкина избушка» Игра «Помоги детенышу найти свою маму!» «Ловись, рыбка, большая и маленькая!..» Сказка «Волк и семеро козлят на свой лад» (игра-фантазия). Игра «Кто, где живет?» Упражнение «Секретики» («Найди секрет и придумай сказку!») Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов! Творческих Вам успехов!