Брейн-ринг по сказкам для начальных классов
ринг «ПО СКАЗКАМ»
Класс разбит на группы. Столы расположены полукругом. У капитана - значок, который говорит о готовности команды ответить. Правильно ответившая команда получает жетон.
Оборудование для первого конкурса: чёрный ящик, записи для музыкальных пауз. Предметы для чёрного ящика: швейная игла, стрелковый лук, шапочка красного цвета, корзинка, букет цветов, мочалка, луковица, помидор, вишня, игрушка Чебурашка.
1.ВЫБОР УЧАСТНИКОВ ДЛЯ ИГРЫ.
Кто так говорил о себе?
- Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов, и я всё стал видеть злым и безобразным (Кай, Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»).
1.2. Назвать автора сказки, отрывок из которой вы услышите: «Появился на птичьем дворе маленький птенец – утёнок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью (гадкий утёнок, Г.Х.Андерсен).
1.3. Внимание – чёрный ящик. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок (игла).
1.4. В какой сказке девочка идёт в лес зимой за цветами? (С.Маршак «Двенадцать месяцев»).
1.5. Внимание – чёрный ящик. С помощью этого предмета, который находится здесь, главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую жабу, которая была заколдована (Царевна – лягушка, стрела).
1.6. Из какой сказки эти слова:
Ночь настала, месяц всходит, поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом, и садится под кустом.
Звёзды на небе считает и краюшку уплетает (Ершов, «Конек-горбунок»).
1.7.Внимание – чёрный ящик. В какой сказке присутствуют эти предметы: шапочка красного цвета, корзинка с пирожками, букет цветов – Красная Шапочка.
1.8.Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя, и что это за сказка? (Емеля, «По щучьему веленью).
1.9.Внимание – чёрный ящик. В какой сказке эти овощи (луковица, помидор, лимон, вишня) действуют, как живые существа? Кто написал эту сказку? (Джанни Родари «Приключения Чипполино»).
1.10.Внимание: чёрный ящик. Здесь находится вещь, которую съел крокодил из стихотворения. Назовите автора и название этого произведения. (Крокодил проглотил мочалку в стихотворении К.И.Чуковского «Мойдодыр»).
1.11.Какие слова надо было сказать, чтобы цветик – семицветик исполнил твоё желание? (Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели).
1.12.О ком идёт речь в этих словах?
Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла. Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая)
1.13.Внимание – чёрный ящик. Здесь находится игрушка – главный герой книги, которому дали смешное имя, потому, что он упал со стула (Чебурашка).
1.1.4.«Я пришла из сказки Андерсена. Моё имя означает меру длины, равную всего2,5 см. Как меня зовут?» (Дюймовочка).
Из вышедших в финал игры участников формируются команды по 7 человек, которые будут соревноваться между собой.
Ведущий: О чём – то скрипит половица и спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки уже навострили ушки
И сразу меняются лица, меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка
2. А сейчас разделимся на команды. За правильный ответ – жетон.
2.ВОПРОСЫ:
2.1. В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? Какое? (Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», братец превратился в козлёночка).
2.2. Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? (Волк из русской народной сказки "Волк и семеро козлят»).
2.3. Как Маша из сказки «Маша и медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке? (В коробе у медведя за спиной).
2.4. Каким очень необычным транспортом воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть в другое царство? (ковер – самолёт).
КОМУ ТЕЛЕГРАММА?
Ведущий: Все вы, конечно, знаете почтальона Печника. Он носит в сумке телеграммы от сказочных героев. Давайте попытаемся угадать, кто является автором той или иной телеграммы:
«Поздравляю Иа с днем рождения!»
«Буду, буду умываться по утрам и вечерам».
«Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!»
«Спасибо, ласточка, за чудесное спасение».
«Нашёл свои сапоги – скороходы, скоро прибуду домой».
4. СОБЕРИ СКАЗКУ.
Ведущий: Прилетел Кощей и перемешал все сказки. Восстановим сказку – сможем двигаться дальше.
(Каждая команда получает карточку, на которой записаны названия пяти сказок, но все буквы перемешаны. Задание – собрать сказку.)
ЗАГАДКИ БАБЫ ЯГИ.
Я летела на метле, пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла да загадки сочиняла.
В гости к Лешему сходила – все отгадки позабыла.
Помогите мне, ребятки, отгадать мои загадки!
Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне.
(Емеля)
2. У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят.
(Гуси – лебеди)
3.Был друг у Ивана немного горбатым,
Но сделал счастливым его и богатым.
(Конек-горбунок)
4.Эта скатерть знаменита тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она вкусных кушаний полна.
(скатерть-самобранка)
Он сумел поймать волчишку, он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком.
(Бычок-смоляной бочок)
Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт и в дороге слёзы льёт.
(Федора).
6. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНКУРС.
Ведущий: Бедокурка набедокурил – разрезал ножницами иллюстрации к сказкам. Необходимо восстановить картинку и назвать сказку.
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
Ведущий задает вопросы, болельщики отвечают, поднимая руку.
Лучший в мире крокодил (Гена).
Сколько козлят у многодетной козы? (Семеро).
Гордость Варвары – красы (Коса).
Самая известная курочка (Ряба).
Кто тянул репку перед Жучкой (Внучка).
Мальчик – луковка (Чиполлино).
Крокодиловая река в Африке (Лимпопо).
Сказочная скатерть (самобранка).
Назовите братьев – Чук и (Гек).
Снежная баба в детстве (Снегурочка).
Дедушка – любитель зайцев (Мазай).
Главный предмет Дуремара (сачок).
Девочка с голубыми волосами (Дюймовочка).
Итальянский прообраз папы Карло (Джузеппе).
Воздыхатель Мальвины (Пьеро).
Кто разморозил сердце Кая? (Герда).
Девочка, которая растаяла весной (Снегурочка).
Былинный богатырь из города Мурома (Илья).
Прибаутка перед сказкой (присказка).
8. ДОПОЛНИ ИМЯ.
Ведущий: Сказочные герои часто носят длинные имена. Сейчас я буду говорить одну часть имени, а вы – вторую.
Кощей . (Бессмертный), Елена (Прекрасная), Иван (царевич), Василиса (Премудрая), Спящая (Красавица), Мальчик – с - (пальчик), Финист (Ясный Сокол), Змей (Горыныч), Крошечка (Хаврошечка), Никита (кожемяка), Конёк - (Горбунок), Заяц (хвастун).
9.ПЕСЕННЫЙ КОНКУРС.
Ведущий: В каких сказках герои поют? Вспомните эти песни.
10. ЭСТАФЕТА «БАБА ЯГА».
Реквизит: два ведра и две швабры. Первый участник команды ставит одну ногу в ведро, одной рукой придерживает ведро, а другой держит швабру. По команде ведущего первые игроки бегут до отметки и обратно, передают швабру следующим участникам.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие по сказкам. Давайте посчитаем жетоны и узнаем, кто у нас победитель (идет подсчёт жетонов и награждение).
15