Разработка урока по физике в 8 кл. по теме:Давление жидкостей и газов Закон Паскаля.
МБОУ Макаричская СОШ
Разработка урока по физике
В 8 классе по теме:
«Давление жидкостей и газов Закон Паскаля»
Учитель физики,
Ляхова Анна Анатольевна
2014 год
Тема: «Давление жидкостей и газов Закон Паскаля»
Образовательная цель: формирование теоретических знаний по понятию давления в жидкостях и в газах на основе молекулярно – кинетической теории, формулировка Закона Паскаля, причинах и зависимостях давления жидкостей на дно и стенки сосуда от высоты и плотности.
Развивающая цель: развивать логическое мышление, применяя вывод формулы давления в жидкостях на дно сосуда в виде структурной цепочки .
Развивать абстрактное мышление при наблюдениях, экспериментальных заданиях о причинах и зависимостях давления в жидкостях и газах.
Развивать умения при выполнении схематических рисунков на качественные примеры в экспериментальной деятельности.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Метод обучения: Поисковый метод обучения в сочетании с дедуктивным
Домашнее задание: § 27 (знать определения), § 30 (уметь выводить формулу), Упр. 17 №3 стр. 98 – решить
Наглядность: 1) набор твердых тел (параллелепипеды);
2) набор стеклянных колб и стаканов одной высоты, разной формы;
3) пробирка с пробкой, вода в стакане, спиртовка;
4) воздушный шарик;
5) мензурка с водой и растительным маслом.
Ход работы
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
1) Число, месяц, вид работы тема урока, цели.
2) Беседа по БЖ при работе со стеклом, огнем, колющими и режущими предметами.
3) Повторение опорных знаний
На предыдущем уроке изучали понятие давления и единиц измерения этой физической величины.
p, [ 1 Па ] [ 1 нм2]
? Давление - это физическая величина, равная силе, действующей на единицу площади поверхности.
Наглядность: рассмотрим набор твердых тел формы параллелепипеда
а) б) в)
SS S
F F F
F – сила давления, действует перпендикулярно поверхности тел.
? как рассчитать давление
- p = FS 1) если F увеличивается, то F ~ p;
2) если F – const, S – увеличивается, то p ~ 1SНа предыдущем уроке мы сделали расчет
? В каком случае давление больше
в случае (а)
! Давление в твердых телах передается только в направлении силы давления
III Изучение нового материала.
Давление жидкостей и газов.
Демонстрация: 1) набор хим. посуды разной формы, уровень жидкости одинаковый
уровень ! жидкость не имеет формы, но
жидкости сохраняет объем.
2) нарисуем воздушный шарик ! газ занимает весь
предоставленный объем
! Жидкости и газы обладают давлением вследствие движения молекул.
Такое движение беспорядочное и хаотичное.
3) При нагревании – скорость молекул увеличивается,
пар совершает работу – пробка вылетает, т. е.
! молекулы пара оказываю давление.
Выводы:
стр. 89
! Давление газа является следствием движения молекул.
! Давление зависит от температуры, т. е. от скорости.
Закон Паскаля ( историческая справка) 1623 – 1662
[ Блез Паскаль – фр., матем., физик, литератор, философ]
Давление, действующее на жидкость или газ, передается ими во всех направлениях одинаково.
Упр. 15 №3 стр. 91.
Дано p = FSS = 12 см2 = 0,0012 м p = 2400,0012 = 200 000 Па = 200 кПа
F = 240 м
p - ?
Рассмотрим жидкость в сосуде правильной формы.
p = FS = mgs = qhgs = qshgs p = qhgстр. 95
! Давление жидкости зависит только от её плотности и высоты столба.
[ в газах – из-за движения молекул в жидкостях – вследствие силы тяжести]
Упр. 17 №1 стр. 98
Дано p = qghq = 1800кгм3 p = 1800 9,8 0,1 = 1764 Па
h = 10 см = 0,1 м
g = 9,8Нкгp - ?
IV Итог урока
Рассмотрели давление жидкостей и газов , Закон Паскаля, расчет давления в жидкостях.
Применение – на следующем уроке.
Демонстрация ( без комментариев)
1) Сообщающиеся сосуды 2) Зависимость давления жидкости от
высоты водяного столба