Сценарий урока физики в 7 классе по теме Способы уменьшения и увеличения давления. ФГОС
Сценарий урока № 35
Тема урока: Способы уменьшения и увеличения давления
Дата: 22.01.16
Предмет: физика
Учитель: Апасова Н.И.
Класс: 7б, 7г
Учебник: Физика. 7 класс: учебник / А.В. Перышкин. – 3-е изд., доп.- М.: Дрофа, 2014.
Тип урока: урок обработки умений и рефлексии
Цели урока: способствовать расширению представления о давлении, как о величине характеризующей результат действия силы.
Задачи урока:
- формирование умения решать аналитические задачи, используя формулы для расчета давления, силы давления, площади опоры (предметный результат);
- развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию (личностный результат).
Средства обучения: учебник, сборник задач по физике, компьютер, проектор, презентация;
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
Слушают, настраиваются на урок.
Личностные: внимание, уважение к окружающим
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Регулятивные: саморегуляция
II. Актуализация опорных знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Организует проверку домашней работы
1. Анализ решения задач упр.14(3,4)
2. Организует устную работу
- Что такое давление?
-Как можно рассчитать давление?
-Какие вы знаете единицы давления?
- упр.14(1)
3. Составьте текст. Слайд 1
4. Решение качественных задач
-Почему на простом табурете сидеть жестко, в то время как на стуле, тоже деревянном, нисколько не жестко?
-Почему мягко лежать в веревочном гамаке, который сплетен из довольно твердых шнурков?
-Может ли быть мягко на твердой поверхности?
-Если стакан сдавливать ладонями за горлышко и дно, то на одной ладони появится отпечаток, а на другой – нет. Почему?
-Когда летом случается буря, она почему-то ломает только живые деревья и не трогает сухие. Как ты думаешь, почему?
-Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
Почему коньки режут лед?
-Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему?
-Мне ответ серьезный дайте,
Кто сейчас сказать готов,
Почему следы в асфальте,
Лишь от ЖЕНСКИХ каблуков?
Отвечайте же скорее:
Что – девчата тяжелее?
5. Слайд 2
Два ученика решают у доски
Отвечают на вопросы
Работают с текстом
Отвечают на вопросы
Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
III. Постановка цели и задач урока.
На практике давление одного тела на поверхность другого тела приходится менять. Что для этого нужно сделать? Как поступить?
Тема урока: «Способы уменьшения и увеличения давления». Слайды 3,4
Цель: выяснение того, как человек в своей практической деятельности решает задачи, связанные с уменьшением и увеличением давления в технике и быту, а также как растения и животные в природе реализуют эти способы изменения давления для обеспечения своей жизнедеятельности.
Высказывают предположения
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
Познавательные: проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач.
IV. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение&° восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися
Объясняет новый материал
Анализ формулы давления. Слайд 5
Работа с учебником
- Как можно увеличить давление? Слайд 6
При уменьшении S давление увеличивается, т.к. на каждую единицу площади опоры приходится большая сила. Слайды 8,9
- Как можно уменьшить давление? Слайд 14
При увеличении площади опоры давление уменьшается, т.к. на каждую единицу площади опоры приходится меньшая сила давления. Слайды 15,16
Высказывают предположения об изменении давления
Читают §36 учебника. Заполняют таблицу
Делают вывод. Слайд 7
Приводят примеры увеличения давления в быту, в природе. Слайды 10-13
Приводят примеры уменьшения давления. Слайды 17-23
Познавательные: выделение существенной информации; логические умозаключения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; умение формулировать вопросы; анализ содержания параграфа.
Коммуникативные: слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.
Регулятивные: умение слушать в соответствие с целевой установкой; планировать свои действия; уточнение и дополнение высказываний обучающихся
pV. Первичная проверка понимания
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Физкультминутка
Решение качественных задач.
- Лопата имеет вид, показанный на рисунке. Как бы видоизменили ее форму, чтобы копать стало легче? Слайды 24-25
- При помощи какого инструмента можно произвести наибольшее давление на зажатое тело? Слад 26
- Объясните, почему таким способом можно спасти провалившегося в полынью? Слайд 27
- Сравните давление, производимое гвоздями. Слайды 28-30
Выполняют упражнения
Решают качественные задачи
Познавательные: выделение существенной информации, логические умозаключения.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
V. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Решение задач
№ 391, 386, 387(П)
Тест
Решают задачи
Один учащийся решает у доски, остальные проверяют правильность решения
Выполняют тест с последующей самопроверкой
Познавательные: выделение существенной информации; Логические умозаключения; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.
Регулятивные: умение слушать; уточнение и дополнение высказываний обучающихся; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Оцените нашу сегодняшнюю работу на уроке.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели?
Задает и комментирует домашнее задание:
- §36, упр.15
- Задание 1, с. 106 в тетрадях для индивидуальных работ
Дополнительно:
- задание 3, с. 106
Дают ответы на вопросы
Записывают домашнее задание в дневники
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; умение делать выводы.
Коммуникативные: понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: умение слушать в соответствие с целевой установкой; уточнение и дополнение высказываний обучающихся; саморегуляция
15