Рабочая программа по технологии на тему Рабочая программа по внеурочной деятельности Совенок

Республика Карелия
Прионежский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заозерская средняя общеобразовательная школа №10»

Утверждаю
Рассмотрено

директор школы
на заседании Педагогического Совета школы


Протокол № ___

"_____"_______2014 г.
"_____"______2014 г.






Рабочая программа
внеурочной деятельности «Совенок»
3 класс
Срок реализации: 1 год
2014-2015
Программу разработала:
Остоева Е.Л.
Библиотекарь
2014г
Пояснительная записка
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы нами создана программа для учащихся 3 класса «Совенок» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Программа нацелена на решение следующих задач: 
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
  Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:
занятие-диспут
занятие-спектакль
Беседа
конференция
устный журнал
конкурсы
литературный ринг и т. д.
Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, мы разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятием занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут.
Ценностные ориентиры содержания программы «Совенок»
Содержание программы занятий курса создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы курса «Совенок» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные учебные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:
выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
вести диалог о прочитанной книге.

Содержание учебного материала
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

№ п/п
Разделы программы
Количество часов

1
Здравствуй, книга!
4

2
По страницам книг
3

3
Книги о Родине и родной природе
3

4
Устное народное творчество.
4

5
Русские народные сказки.
3

6
Басни и баснописцы
4

7
Дети-герои книг.
3

8
Детские писатели
3

10
Книги-сборники стихотворений для детей
2

11
Книги о животных
3

12
«Книга, книга, книга»
2


Всего часов:
34


Учебно-универсальные действия.
знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;
сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;
высказывать свое впечатление о выбранной книге.
определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в библиотеке;
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках;
рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.
Самостоятельный поиск информации электронных ресурсов
Календарно-тематический план реализации рабочей программы
Календарно-тематический план рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год), определяет количество уроков на изучение основных вопросов курса, обобщения и закрепления, контроля знаний, а также на реализацию национально-регионального компонента.

п\п
урока
Дата
Раздел, тема
Кол-во
часов в разделе,
теме
ФГОС
УУД
Практическая работа
Национально- региональный компонент
Инструментарий оценивания
ЦОР

Раздел 1. Здравствуй книга!

1

История создания книги
1
Знакомство со структурой и содержанием книги. Знакомство с историей книги, определением роли книги в духовной жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.
- собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- составлять таблицу жанров произведений писателя;
- выполнять поисковую работу по проекту;
- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- находить по каталогу нужную книгу;
- заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
-писать отзыв о книге или героях книги;
- пользоваться библиографическим справочником;
- рассматривать и читать детские газеты и журналы;
- находить нужную информацию в газетах и журналах;
- собирать нужную информацию
- пользоваться электронными газетами и журналами.



Самоконтроль


2

Структура книги
1







3

Виды книг
1




Устная проверка знаний.


4

Работа с поисковыми системами в интернете
1


Самостоятельный поиск информации в интернете

Выполнение практической работы


Раздел 2. По страницам книг





5

Художники-иллюстраторы.
1
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг.
Сравнивать книгу-сборник с книгой - произведением

-выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
Самостоятельный поиск нужной книги в библиотечном фонде
Художники-иллюстраторы РК



6


Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.


1







7

Автор – художественный текст – читатель
1
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. Знакомство с авторскими произведениями.





Раздел 3. Книги о Родине и родной природе



Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

8

Обзор книг о природе
1
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

Знать алгоритм учебных действий при работе с книгой.
Поиск книги о природе




9
10

Стихи о Родине
2







Раздел 4. Устное народное творчество.





11
12

Потешки, шутки и считалки.
2
Выявление тематики и семантической структуры загадок, знакомство с наиболее распространёнными видами загадок. Выявление источников происхождения пословиц и поговорок, различий между ними, знакомство с видами пословиц и поговорок, с наследием В. И. Даля. Формирование представлений об особенностях народного мировосприятия.
Находим отличительные признаки загадки, потешки, пословицы.
Сочинение загадок.





13
14

Игры. Творческая работа «Сочини загадку».
2



Сочинение загадок в паре.

Выполнение практического задания


Раздел 5. Русские народные сказки





15
16

Русская народная сказка.
Рисуем героев сказки.
2
Понятие сказка. Знание сказок. Нахождение в библиотечном фонде.

Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.
Рисование героев сказки. Анализ героев. Инсценировка сказки
Участие в исценировании сказки




17

Сочини и нарисуй сказку
1
Умение показать творческие умения.
Выполнение творческого проекта
Представление своей сказки




Раздел 6. Басни и баснописцы





18
19
20
21

Книги – сборники басен Крылова

4
Выразительное чтение басен. Инсценировка басни Крылова. Понимание басни.
-работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
- сравнивать басни по структуре и сюжету;
- выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
Выразительное чтение басен




Раздел 7. Дети герои книг.





22
23

Типы книг.
Книги – сборники произведений о детях
2
Знакомство с понятиями рассказ, повесть.
Умение определить тип книги.
-Пересказ прочитанного текста
-Рассказ о любимом герое.
Рассказ о любимом герое




24

Литературная игра «Герои детских книг»
1
Умение показать свои знания
Принимать участие в литературной игре.





Раздел 8. Детские писатели





25

Книги зарубежных и отечественных писателей
1
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде
-Знание писателей
-выполнение творческого проекта.
-умение представить свой проект
Самостоятельный поиск литературы данной тематики.

Писатели РК



26

Подготовка презентаций о любимом писателе
1
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде
умение находить книгу в открытом библиотечном фонде
Разработка презентации о писателе




27

Библиографический справочник: отбор информации о писателях
1







Раздел 9. Книги-сборники стихотворений для детей





28
29

Стихи о родном крае.

2
Выразительное чтение стихов.
И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».
Заучивание стихотворения наизусть.
Выразительное прочтение стихотворения
Поэты РК



Раздел 10. Книги о животных





30
31







Е. Чарушин, Ю. митриев В.Бианки
Пришвин

2







Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение.



Умение пересказать рассказ по Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению.

Рассказать о любимом рассказе о животных.




32

Братья наши меньшие
1
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде
Составление правил обращения с домашними животными «Братья наши меньшие». Загадывание друг другу загадок о животных.
Сделать стенгазету о домашних животных




Раздел 11. « Книга, книга, книга»

33


Проба пера. Составление загадок и сказок.
1
Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить
Сочинение загадок и сказок.







34

Итоговое занятие. Чему нас научил «Совенок»
1
Уметь ориентироваться в библиотеки. Правильно выбрать книгу. Знать структуру книги.
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.







Итого:
34


























Результаты программы
Самостоятельно найти нужный материал в книжном издании и в электронных ресурсах
Умеет использовать комментарии (авторские, переводчика, редактора, подстрочные) в конце книги, применяет справочный аппарат книги.
Самостоятельно составляет список литературы для индивидуального плана обучения.
При обнаружении в книге дефекта – умеет его устранить: переплести, подклеить книгу.

Перечень учебно-методических средств обучения

Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. : Вентана-Граф, 2011. 168 с.

Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Материально – техническое обеспечение
Доска
Компьютер
Ученические столы, стулья












Заголовок 115