Конспект урока по литературному чтению на тему А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане… ( 3 класс)


Дата: 11.10.16
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «Г»
Студент: Звягинцева Алина
Учитель: Рагулина Л.А.
Руководитель практики: Яковлева Т.Н.
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ...»
Тип урока: ОНЗ
Цель: Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;
Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность в групповых взаимодействиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: знают биографию писателя и сказку А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане ...»

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция);
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысления правил взаимодействия в паре и группе.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Средства обучения: Учебник «Литературное чтение». 3 класс, 1 часть, Ефросинина Л.А, компьютер, презентация.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята.
-Начнём с речевой разминки. Прочитайте вполголоса все вместе.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- К чему призывает нас автор?
- Прочитайте стихотворение С. Михалкова с разной интонацией: бодро, радостно; печально, задумчиво;
-Как думаете, как бы сам автор хотел, чтобы вы читали эти строки? Прочитайте, убеждая всех в важности, необходимости чтения книг.
-Надеюсь, вы и сами так же будете относиться к чтению. Размышляют.
Рассуждают.
Комментируют.
Объясняют.
Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Проверка домашнего задания:
– С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? 
- Кто его автор?
-Прочитайте выразительно, чтобы мы могли побывать в сказке, представить себе описанные там чудеса.
- Молодцы!
- Открываем рабочую тетрадь на странице 48, проверим как вы выполнили домашнее задание: Схема. Найдите все чудеса, которые описал поэт. Заполните схему, запишите или нарисуйте.
Подготовка учащихся к восприятию нового произведения.
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в сказку. Как вы думаете, А.С. Пушкин может в этом нам помочь? Какие сказочные произведения Пушкина вы еще знаете?
- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
- Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
- Чем больше всего интересовались в семье А.С. Пушкина?
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся еще с одним сказочным произведением. В этой сказке будет длинное название, зачеркните лишние, по вашему мнению, слова. И прочитайте название полностью:
«Сказка о царе Салтане Несмеяновиче, о сыне его славном, прекрасном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче младшем и о прекрасной, красивой царевне Лебеди».
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
- Какие задачи поставим перед собой? - А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый».
- Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Чтение наизусть отрывка из поемов «Руслан и Людмила.
- Чудеса: кот ученый, русалка на ветвях сидит, следы невиданных друзей, златая цепь на дубе том, тридцать витязей, идет направо- песнь заводит, налево- сказку говорит, колдун несет богатыря, избушка на курьих ножках, там леший бродит.
- «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

- Его бабушка и няня Арина Родионовна.
- В Царскосельский лицей.
- Литературой и театром.
Восстанавливают полное название сказки, с которой познакомятся на сегодняшнем уроке.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
- Читать произведение А.С. Пушкина.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- Ребята, мы начнем читать сказочное произведение А.С.Пушкина.
- В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
- Как называются такие слова?
Объяснение значение непонятных слов, подберите к ним синонимы:
Молвить – говорить
Крещёный мир- в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения
Позадь забора - за забором
К исходу сентября - к концу сентября
Светлица- светлая парадная комната в доме
Сени-  входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей.
Красная девица - красивая
- Ребята, предлагаю вам внимательно послушать «Сказку о царе Салтане…».
Чтение первой части учителем до страницы 84.


- Устаревшие
Объясняют значение непонятных слов, подбирают синонимы.
Слушают внимательно сказку.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
Анализ первой части:
- О чём мечтали девицы?
- Рассмотрите иллюстрацию, постарайтесь представить себе этот эпизод.
- Где находятся девицы, во что они одеты?
- Кто услышал разговор сестриц? 
-Посмотрите на эту иллюстрацию, опишите, что вы видите, ведь не всё мы можем прочитать в сказке.
-Почему царь не выбрал первых двух сестриц? 
- Рассмотрите одежду царя.
- Как вы можете озаглавить первую часть?
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Сейчас мы с вами узнаем, что же произошло дальше.
- Во время чтения отметьте устаревшие слова.
Чтение второй части (логически законченными отрывками) по цепочке учащимися: В те поры война была…
Аршин- старорусская единица измерения длины
Гонец- вестник, посыльный, курьер.
- Куда после свадьбы отправился царь Салтан? 
- Рассмотрите военное снаряжение царя, что защищает его?
- Как случилось, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?
-Как мы можем почувствовать, что автор переживает за своих героев?
- Как мы можем озаглавить вторую часть?
- Вернемся к первой части. Вспомните, как она называется?
- Чтение по ролям первой части: автор, Салтан, три девицы.
Как мы будем читать слова царя Салтана, с какой интонацией? Слова девиц?
- Читайте внимательно, с интонацией.
- Чье чтение вам больше понравилось?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- О еде, одежде и родить царю сына.
Представляют эпизод
- В светлице, одеты в платья.
- Царь Салтан
Рассматривают иллюстрацию.
- Важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник.
- Богатая, расшитая мехом и золотом, не одна мастерица потрудилась над его одеждой.
- Три девицы и царь Салтан или выбор невесты
Придумывают продолжение.
Читают вторую часть.
Читают устаревшие слова:
Аршин
Гонец
- На войну
- Доспехи, меч.
- Напоили гонца и подменяли грамоту.
- Чувствуем в тексте волнение, тревогу.
- Рождение сына и зло в царстве Салтана.
Или Обман царя
- Три девицы и царь Салтан
Читают по ролям первую часть.
Царь- властный, мудрый. 2 девицы- хитрые, их волнует только еда и одежда, а 3 девица- добрая, мягкая, чуткая.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Открываем рабочие тетради на странице 51. Выполним задания 1,2,3 самостоятельно.
Задание1: Какие обещания дали сестры? Перечитайте и подчеркните. Соедините стрелкой рифмующиеся строки.


Задание 2:

Задание 3:

- Проверяем правильность выполнения. Выставление отметок.

Выполняют самостоятельно задания.
- Проверяют:
Задание 1:
- «То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир…»
- «То на весь бы мир одна
Наткала я полотна…»
- «Я б для батюшки- царя
Родила богатыря».
- Положительные герои: князь Гвидон, царица, царь Салтан.
Отрицательные герои: ткачиха, сватья баба Бабариха, повариха.
- А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
Осуществляют самопроверку.
Исправляют ошибки.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- С каким произведением мы начали знакомиться на сегодняшнем сегодня?
- Как мы назвали первую и вторую часть сказки?
-Какие устаревшие слова встретились в сказке?
Чтение самостоятельно детьми сказки до конца. С произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Три девицы и царь Салтан. Рождение сына и зло в царстве Салтана.
- Аршин, гонец, светлица….
Читают отрывок сказки.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…

Домашнее задание: Выразительное чтение любой из частей сказки. Выделить 3 и 4 часть сказки, отметить карандашом. Продолжают предложения.
Записывают домашнее задание.
Учитель:
Руководитель практики:
Оценка: