научно-практическая конференция младших школьников Влияние компьютерных игр на успеваемость ребёнка


ОКРУЖНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я ПОЗНАЮ МИР» - 2015
НАПРАВЛЕНИЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Влияние компьютерных игр
на успеваемость ребёнка
Выполнил: ученик 4 «А» класса
ГБОУ СОШ №11 г.о.Кинель
Сурнакин Павел
Научный руководитель:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №11 г.о.Кинель
Жирова Лариса Алексеевна
Кинель, 2015
Оглавление
Введение.
Актуальность исследования. с.3
Цель и задачи. с.3
Основная часть.
Теоретическая часть.
История возникновения компьютерных игр. с.5
Влияние компьютерных игр на здоровье человека. с.5
Какими бывают компьютерные игры. с.6
Положительные и отрицательные стороны влияния
компьютерных игр на школьников. с.7
Практическая часть.
Интервьюирование взрослых по данной теме. с.8
Анкетирование одноклассников с целью выяснения,
в какие игры любят играть ученики и их отношение к
компьютерным играм. с.9
Работа с классными журналами по сопоставлению
успеваемости с результатами анкетирования. с.10
Исследования, доказывающие как компьютерные игры
влияют на способности ребёнка. с.11
Заключение.
Вывод о влиянии компьютерных игр на успеваемость ребёнка. с.12
Практическое применение исследования и его новизна. с.13
Источники информации. с.14
Приложения. с.15
Введение.
Компьютерные игры. Каждый, кто имеет компьютер наверняка смог почувствовать их притягательность. Игра заложена в саму природу человека с древнейших времен - выследить зверя, заманить его в ловушку - это тоже своего рода игра. Теперь мы лишены этого в жизни, а инстинкты остались и они находят свой выход в компьютерных играх.
Компьютерные игры так прочно вошли в нашу жизнь, что невозможно представить персональный компьютер, на котором не было бы хоть одной из них.
Актуальность исследования.
Я, как и большинство моих одноклассников, очень люблю играть в компьютерные игры. Подобных игр сегодня существует очень много, их активно рекламируют, и они очень интересные. Но мои родители говорят, что много времени проводить за компьютерными играми вредно. Это плохо влияет на здоровье и на успеваемость в школе. И я решил выяснить, так ли это на самом деле.
Цель и задачи.
Я поставил цель исследования: выяснить как влияют компьютерные игры на успеваемость детей.
Задачи:
Узнать, когда возникли компьютерные игры.
Познакомиться с классификациями компьютерных игр и их влиянием на детей.
Узнать, как относятся к проблеме взрослые (учителя-предметники, школьный психолог).
Выяснить сколько учеников играют в компьютерные игры, в какие именно и как эти игры на них влияют.
Провести исследования, доказывающие вред и пользу компьютерных игр.
Обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм, о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх.
Гипотеза:
Я предположил, что хорошо успевают по всем предметам те учащиеся, которые мало проводят времени за компьютером и которые предпочитают игры обучающего характера.
Объект исследования:
Учащиеся 4"А" класса ГБОУ СОШ № 11 г.КинеляПредмет исследования:
Влияние компьютерных игр на успеваемость одноклассников.
Методы исследования:
Анкетирование.
Интервьюирование.
Наблюдение.
Описательный.
Сравнительно-сопоставительный.
Статистический.
Основная часть.
Теоретическая часть.
История возникновения компьютерных игр.
Первая компьютерная игра называлась «Крестики-нолики» и появилась в 1952 году. Она была установлена на большом уникальном университетском компьютере и никогда не поступала в продажу. Человек играл против компьютера с помощью дискового набирателя, как у старых телефонов, вставляя «Х» или «О» в нужную клетку.
В 1962 году появилась игра «Space War» - «Космические войны». Два маленьких космических корабля летали по экрану и сбивали друг друга. Эта игра была доступна только программистам.
Всё изменилось, когда в 1981 году компания IBM выпустила первый персональный компьютер IBM PC. Компьютерные игры стали доступными для широкого пользователя. Они совершенствуются с каждым годом – от самых примитивных до самых современных (Приложение 1).
Влияние компьютерных игр на здоровье человека.
Наибольший вред приносит нагрузка на зрение, может развиться близорукость. Глаза связаны напрямую с мозгом, поэтому зрительное утомление сказывается на физическом состоянии организма. Однако компьютерные игры вырабатывают хорошую зрительную реакцию и навык отслеживания нескольких предметов одновременно. Неправильное оборудование рабочего места, долгое времяпрепровождение за компьютером вызывает нарушение осанки. Из-за перекусов во время игр могут возникнуть проблемы с лишним весом. (Приложение 2).
Какими бывают компьютерные игры и как они влияют на человека.
Пагубно действуют:
«Стрелялки» - главная задача – ликвидировать всех противников, пока они не сделали то же самое с вами.
Военные игры – игрок является генералом, адмиралом и должен одержать победу в войне.
Приключенческие игры класса survival-horror (с англ. – «выживание в ужасе») – их сюжет похож на сюжет фильма ужасов.
От них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В них ребенок постоянно видит насилие, кровь, и совершенно не думает - информации практически никакой нет.
Некоторые виды игрушек признаны большинством не только не вредными, но даже полезными:
Головоломки – игры, в которых компьютер лишь дает задания игроку, а не управляет его противниками.
Логические игры – шахматы, шашки – от игрока требуется полная собранность, они являются «гимнастикой ума».
Экономические –цель: построить своё прибыльное дело, обойдя конкурентов.
Стратегические игры – каждая из них является шедевром. В такие игры можно играть бесконечно долго.
Обучающие – создаются педагогами, психологами. Они в игровой форме дают знания в области истории, математики и других наук.
В таких играх игрок побеждает с помощью своего интеллекта.
Положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на школьников.
Положительные стороны Отрицательные стороны
Чудная графика, качественная анимация Подмена реального мира виртуальным, проживание чужой жизни
Возможность обучения, познания мира во время игры Формирование агрессивного поведения, возвеличивание войн и насилия
Новая информация Уход от среды, сокращение круга социальных контактов
Удовольствие, развлечение, новые эмоции Дезадаптация в семье, оскудение эмоциональной сферы
Адаптация ребенка к миру, который его окружает Возникновение ссор, конфликтов
Повышается эффективность обучения (логическое мышление, реакция, глазомер, координация движений) Нагрузка на позвоночник, руки, кисти, потеря зрения, нарушение нервной системы, нарушение сна
Формируются умения чем - то управлять, пользоваться компьютером Утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей
Самореализация, стремление быть лидером и побеждать Развитие чувства мнимого превосходства над окружающими
Повод для общения с друзьями и новых знакомств Психические расстройства
Практическая часть.
В ходе собственного исследования о влиянии компьютерных игр на успеваемость детей , я проделал следующее:
узнал, как относятся к проблеме специалисты, профессионально связанные с компьютерами;
выяснил, в какие игры предпочитают играть мои одноклассники;
изучил по классным журналам успеваемость моих одноклассников и сопоставил результаты успеваемости учащихся и игры, в которые они играют;
выполнил различные задания до компьютерной игры и после, доказывающие вред и пользу компьютерных игр;
разработал памятку - рекомендацию для родителей нашего класса о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх своих детей.
Результаты интервью.
Взрослым был задан один и тот же вопрос. "Как влияют компьютерные игры на успеваемость учащихся?"
Никитина Екатерина Сергеевна, учитель информатики: "Я думаю, что на здоровье ребёнка влияют электромагнитные и прочие излучения исходящие от монитора, а также наблюдается общее и зрительное утомление при долгой работе за компьютером. К компьютерным играм отношусь нормально, они развивают. Но если всё время проводить за играми, то это отрицательно скажется на успеваемости школьников по всем предметам".
Никитина Наталья Ивановна, школьный психолог: "Компьютерные игры оказывают влияние как на психологическое, так и на физиологическое здоровье детей. Многие дети так увлекаются играми, что живут, можно так сказать, виртуально. Реальная жизнь их начинает мало интересовать. Они всё реже общаются со сверстниками. Отсюда возникают проблемы в общении. У ребёнка пропадает интерес к учёбе. Со временем может развиться игромания. Ещё следует учесть характер игр. Длительное пребывание за компьютером в любом возрасте оказывает негативное влияние на человека, а в детском возрасте особенно, так как психика у ребёнка ещё не устойчивая. Компьютерные игры не рассчитаны на развитие творческого мышления. Готовые образы не дают ребенку возможности представлять ситуацию и фантазировать. Соответственно, в школе у детей - игроманов возникают проблемы с абстрактным мышлением. Однако существуют и полезные, развивающие программы, помогающие ребенку усваивать школьные знания".
Анкетирование одноклассников.
На вопросы моей анкеты (Приложение 4) ответило 23 человека, 12 мальчиков и 11 девочек моего класса. У всех ребят дома есть компьютер. На вопрос, играешь ли ты в компьютерные игры, 91% ответили – да, и только 9% (два человека) не играют в компьютерные игры. 61% играет с пяти – шести летнего возраста и 30% играют с семи лет. Так же я выяснил, что у 32% (мальчики) любимые игры – гонки, у 14% – "стрелялки". Девочки играют в стратегии и в игры типа «Мир пони», «Винкс». (Приложение 5)
Вывод: результаты показали, что все ребята умеют пользоваться компьютером, большую часть времени проводят за играми. Но никто из них не задумывался о вреде и пользе этих игр, как и о том, сколько времени можно играть.
Работа с классными журналами.
Я условно поделил участников анкетирования по результатам успеваемости за второй триместр 2014-2015 учебного года.
№ п/пВид игры Всего уч-ся
Учатся
на "3" и "4" Учатся
на "4" и "5"
21 9 12
1 гонки 7 4 3
2 "стрелялки" 4 0 4
3 приключения 8 5 3
4 головоломки 2 0 2
Я сравнил итоги успеваемости одноклассников, участвовавших в анкетировании, за 2013-2014 год и второй триместр 2014-2015 учебный год: у 16учащихся результаты стабильны; у 3 учащихся наблюдается снижение качества успеваемости; 2 ученика стали учиться лучше.
№ п/пРезультаты Количество учащихся
1 Стабильные 16
2 Снижение успеваемости 3
3 Повышение успеваемости 2
Я ещё раз просмотрел анкеты одноклассников, у которых изменились результаты успеваемости; проанализировал время, проводимое за компьютером; сопоставил типы предпочитаемых игр каждого. И вот что получилось: из 3 человек (снижение успеваемости) двое проводит за играми более 2 часов, играют в разные игры. У 2 человек (повышение успеваемости) и время, и игры отличаются.
Выводы:
типы компьютерных игр не влияют на успеваемость одноклассников.
длительное времяпровождение за компьютерными играми приводит к снижению успеваемости.
Исследования, доказывающие как компьютерные игры влияют на способности ребёнка.
Эти исследования я проводил, выполняя разные задания до компьютерной игры и после неё. А этими заданиями были: школьная дисциплина «русский язык», техника чтения.
Школьная дисциплина «русский язык».
До игры я писал так (Приложение 6).
После игры на компьютере я писал медленно, с большим трудом, как будто, забыл написание всех букв!
Вывод: на письмо отрицательно повлияла игра на компьютере – так как монитор был расположен близко к глазам, и рука на «мышке» была почти неподвижна.
Техника чтения..
До игры техника была 110 слова в минуту, количество ошибок - 0.
После игры в гонки - 115 слов, количество ошибок - 3. (Приложение 7)
Вывод: скорость чтения увеличилась (положительная сторона), но и количество допущенных ошибок так же увеличилось. Здесь сказался сюжет игры и скорость реагирования на различные моменты.
Заключение.
Вывод о влиянии компьютерных игр на успеваемость ребёнка.
В результате исследования я достиг всех поставленных целей и узнал много интересного. Компьютерные игры - явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на успеваемость моих одноклассников. Дети, умеренно играющие в компьютерные игры, имеют более развитое пространственное мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой, лучше следят за несколькими событиями одновременно и имеют развитое восприятие визуальной информации, чем их не играющие сверстники.
Обобщая теоретическую и практическую части моего исследования можно сделать следующие выводы:
компьютерные игры могут быть использованы как во благо, так и во вред.
Нерациональное использование компьютерных игр отрицательно влияет на успеваемость учащихся и их успешность.
Таким образом, моя гипотеза о том, что хорошо успевают по всем предметам те учащиеся, которые мало проводят времени за компьютером и, которые предпочитают игры обучающего характера, подтвердилась частично. На самом деле типы игр и результаты учебной деятельности никак не связаны друг с другом. А вот при чрезмерном увлечении ими компьютерные игры вредят учёбе в школе.
Проделав эту работу, я пересмотрел своё отношение к компьютерным играм. Хочу обратиться к родителям: контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье детей. (Приложение 8)
2. Практические предложения моего исследования.
Для того чтобы компьютерные игры были помощниками в учёбе, я советую:
ограничивать время, проведённое за компьютерной игрой;
свободное время проводить не за компьютером, а со своей семьёй или друзьями; чаще гулять, играть в подвижные игры и читать.
Область использования результатов.
Результаты данной исследовательской работы можно использовать:
учителям-предметникам на уроках информатики;
классным руководителям, психологам и социальным педагогам при проведении классных часов и родительских собраний.
Новизна исследования.
О влиянии компьютерных игр на здоровье (психическое и физическое) в настоящее время написано достаточно много, а вопрос о связи компьютерных игр и успеваемостью школьников среднего звена изучен в малой степени.
Источники информации.
Клименков А. Компьютерные дети // Компьютерный еженедельник. - 2007.
Медведева И.Я. «Польза и вред компьютера», 2010
Медицинская информационная сеть Попов О.А. "Новая классификация компьютерных игр"
Интернет – ресурсы:
1september.ru
ru.wikipedia.org
www:gboy6vklass.ucoz.ru
www.audit-it.ru
www.o-detstve.ru
Приложения
Приложение 1:
Первая компьютерная игра «Крестики-нолики».

Компьютерная игра «Космические войны».

Первый персональный компьютер.

Приложение 2:
Отрицательное влияние компьютерных игр на здоровье человека.



Приложение 3:
«Стрелялки» «Военные» игры «Survival-harror»

Приключенческие» игры «Головоломки» «Логические» игры

Приложение 4:
АНКЕТА
Фамилия, имя ________________________________
У тебя дома есть компьютер? ДА \ Нет (подчеркнуть)
Играешь ли ты в компьютерные игры? Да\Нет (подчеркнуть)
С какого возраста ты играешь в компьютерные игры? _________________
Какие твои любимые игры? _____________________________
Сколько времени ты тратишь на игру? _____________________
7. Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера? ДА \ Нет Иногда (подчеркнуть)
Приложение 5:






Приложение 6:
Письмо и русский язык до компьютерных игр.

После игры в гонки.

Приложение 7:
Текст для исследования техники чтения.

Приложение 8:
Памятка для родителей
Запрещать ребенку играть в компьютерные игры для детей не нужно. Чтобы игра не навредила здоровью ребенка - постарайтесь вместе соблюдать некоторые правила:
Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
Помните, что только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности - виртуальную и действительную.
Компьютер должен быть установлен правильно и иметь высокие технические характеристики, освещение должно быть естественным и достаточным,
Игры выбирайте по возрасту ребенка, имеющие смысловые задачи,
Играть в развивающие компьютерные игры для детей можно не более 15 минут подряд (в зависимости от возраста ребенка продолжительность игры может немного увеличиться, однако не должна превышать 40 минут подряд),
Анализируйте сюжеты компьютерных игр, в которые играет ваш ребёнок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости, убийства противника. Случается, что ребёнок совершает акт виртуального убийства до несколько сотен (!) раз за одну игру.
Обратите внимание на то, что в виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя, ребёнок не переживает обычных эмоций (боли, сочувствия, сопереживания). Наоборот, привычная человеческая шкала перевёрнута: ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства.
Следите не только за тем, во что играют их дети, но и как они играют. Ребенок должен управлять игрой легко и без напряжения - так, как играют на музыкальных инструментах. Если у него это не получается, смените игру. Игр много и всегда найдется, что выбрать.
Заводите будильник (таймер) на определенное время, чтобы, увлекшись игрой, не потерять ощущение времени,
После игры предложите ребенку сделать самую простейшую гимнастику для глаз: станьте вместе напротив окна, нарисуйте небольшую точку на стекле. Попеременно смотрите на точку на стекле и на предметы вдали за окном. Взгляд нужно задерживать по 10-15 секунд на каждом предмете.
Во что нельзя играть?
Нельзя разрешать играть ребенку в те игры, которые:
вызывают у него проявления жестокости по отношению к персонажам игры;
содержат игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
могут вызвать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;
провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.