Урок — суд Действия с десятичными и обыкновенными дробями.. Математика, 5 класс
Урок математики в 5 классе.
Разработка учителя математики Котовой Т.В.
Тема. Действия с десятичными и обыкновенными дробями.
Цель.
Знать правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
Уметь выполнять действия с дробями, решая упражнения на уровне обязательных результатов обучения.
Содействовать повышению мотивации изучения темы «Обыкновенные и десятичные дроби».
Формировать навыки самоконтроля, развивать связную речь обучающихся специального (коррекционного) класса VII вида.
Оборудование:
карточки «Индивидуальное лото»;
карточки «Кодированные упражнения» (по количеству учащихся);
наглядность.
Ход урока.
I. Организационный момент (настрой обучающихся на предстоящую деятельность).
II. Ролевая игра.
Истец
Обыкновенная дробь
Ответчик
Десятичная дробь
Свидетели обвинения
2 воспитанника
Свидетели защиты
Обучающиеся
Общественный защитник
Учитель
Секретарь суда
Обучающийся
Судья
Обучающийся
Секретарь суда.
Встать! Суд идёт! (входит судбя).
Судья.
Слушается дело о самовольном захвате чужих владений. Истец обыкновенная дробь. Ответчик - десятичная дробь. Слово предоставляется обыкновенной дроби.
Истец.
Я, обыкновенная дробь, обвиняю эту самозванку в том, что она самовольно захватила чужие владения. В течение нескольких лет я господствовала на страницах учебника математики. Ученики меня любили всякую: и правильную, и неправильную. Умели сладывать, вычитать, делить, умножать..И вдруг появилась эта самозванка! На каком основании?! Зачем она ученикам? Им и без того туго приходится! Я требую, чтобы суд выселил десятичную дробь со страниц учебника математики и восстановил мои права на безраздельное господство в головах учеников!
Секретарь суда.
Суд вызывает свидетелей со стороны обвинения.
Свидетель обвинения.
Я. Острик Анастасия Васильевна, клянусь говорить правду, одну только правду. Я знаю, что знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей разделена единица, а числитель сколько таких частей взято. Я могу записать любую обыкновенную дробь. Указать правильную и неправильную дроби.
Общественный защитник.
Уважаемый свидетель, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: как записать дроби 5/17, 9/31, 123/123, 57/13, 8/8.; какие из данных дробей правильные, неправильные, равны единице.
Свидетель обвинения.
Я, Белый Роман Юрьевич, клянусь говорить правду, одну только правду. Я умею выполнять любые действия с обыкновенными дробями: складывать и вычитать дроби, умножать и делить дроби.
Общественный защитник.
Вычислите, пожалуйста, значения следующих выражений.
5 4 * 1/3 * 3/13 = 4
5/12 8/21 * 7/16 = 1/4
1). 4 * 1/3 * 3/13 = 13/3 * 3/13 = 1
1). 8/21 * 7/16 = 1/6
2). 5 1 = 4
2). 5/12 1/6 = 5/12 2/12 = 3/12 = 1/4
Общественный защитник.
Предлагаю свидетелям со стороны обвинения решить устно следующие задачи:
1
·). В классе 32 ученика, из них мальчиков 3/8. Сколько мальчиков в классе?
2). Заасфальтировали 12 км или 4/7 всей дороги. Какова длина всей дороги?
Благодарю за ответы.
Секретарь суда.
Суд вызывает свидетелей со стороны защиты.
Свидетель защиты.
Я, Ковтун Таисия Викторовна, работаю кассиром в супермаркете «Эльдорадо». В течение дня я обслуживаю тысячи покупателей, благодаря тому, что стоимость покупки мой кассовый аппарат просчитывает только с помощью десятичных дробей.
Общественный защитник.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: сколько стоит вся покупка, если за молоко Маша заплатила 2,36 руб., а за сметану на 1,8 руб. больше?
Молоко - 2,36 руб.
Сметана - ? руб., на 1,8 руб. б.
Решение.
2,36 + 1,8 = 4,16 9руб.) стоит сметана.
2,36 + 4,16 = 6,52 (руб.)
Ответ: 6,52 руб. стоит вся покупка.
Свидетель защиты.
Я, Белая Надежда Юрьевна, лаборант Севастопольской станции переливания крови. Каждый день я делаю анализ крови сотням людей. Количество эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобин можно записать только в виде десятичной дроби. Не будь десятичных дробей люди не получили бы столь необходимый им анализ крови.
Общественный защитник.
Уважаемый свидетель, приходилось ли Вам складывать и вычитать десятичные дроби. Найдите, пожалуйста, значения данных выражений.
15,7 8,4
23,01 6
14 + 7,6
12,4 + 3,6
Ответы: 7,3; 18,1; 21,6; 17,1; 16 (проверка: «Математика - царица всех наук»).
Предлагаю свидетелям со стороны защиты дидактическую игру «Индивидуальное лото» (задание выполняется устно; правильные ответы дают на основной карте определённый рисунок, чтобы облегчить проверку).
14,8
12
8,1
24,1
13,4 5,3
27,1 3
9 + 5,8
10,7 + 1,3
6,09 + 5,1
Судья.
Выслушав свидетелей обвинения и защиты, суд постановляет: в виду огромной значимости десятичной дроби, широкого применения её в повседневной жизни, разрешить десятичной дроби поселиться в учебнике математики на правах полноправной хозяйки наряду с обыкновенной дробью!
ФИЗПАУЗА.
III. Тренировочные упражнения.
Учитель.
Сегодняшний урок, безусловно, убедил нас в необходимости изучения темы «Действия с обыкновенными и десятичными дробями».
Давайте попробуем все вместе примирить противоборствующие стороны.
Задание 1. Выполните действия, предварительно преобразовав обыкновенные дроби в десятичные:
3 Ѕ 0,5; 4 + 2/5 0,2; 5,8 + 2 + 1/10; 4 +1/25 = 5,06
Задание 2. Самостоятельная работа «Кодирование упражнения».
IV. Итог урока. Задание на дом. Рефлексия.
15