Урок — суд Действия с десятичными и обыкновенными дробями.. Математика, 5 класс

Урок математики в 5 классе.

Разработка учителя математики Котовой Т.В.

Тема. Действия с десятичными и обыкновенными дробями.

Цель.
Знать правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
Уметь выполнять действия с дробями, решая упражнения на уровне обязательных результатов обучения.
Содействовать повышению мотивации изучения темы «Обыкновенные и десятичные дроби».
Формировать навыки самоконтроля, развивать связную речь обучающихся специального (коррекционного) класса VII вида.

Оборудование:
карточки «Индивидуальное лото»;
карточки «Кодированные упражнения» (по количеству учащихся);
наглядность.

Ход урока.

I. Организационный момент (настрой обучающихся на предстоящую деятельность).

II. Ролевая игра.

Истец
Обыкновенная дробь

Ответчик
Десятичная дробь

Свидетели обвинения
2 воспитанника

Свидетели защиты
Обучающиеся

Общественный защитник
Учитель

Секретарь суда
Обучающийся

Судья
Обучающийся




Секретарь суда.
Встать! Суд идёт! (входит судбя).

Судья.
Слушается дело о самовольном захвате чужих владений. Истец обыкновенная дробь. Ответчик - десятичная дробь. Слово предоставляется обыкновенной дроби.
Истец.

Я, обыкновенная дробь, обвиняю эту самозванку в том, что она самовольно захватила чужие владения. В течение нескольких лет я господствовала на страницах учебника математики. Ученики меня любили всякую: и правильную, и неправильную. Умели сладывать, вычитать, делить, умножать..И вдруг появилась эта самозванка! На каком основании?! Зачем она ученикам? Им и без того туго приходится! Я требую, чтобы суд выселил десятичную дробь со страниц учебника математики и восстановил мои права на безраздельное господство в головах учеников!

Секретарь суда.
Суд вызывает свидетелей со стороны обвинения.

Свидетель обвинения.

Я. Острик Анастасия Васильевна, клянусь говорить правду, одну только правду. Я знаю, что знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей разделена единица, а числитель сколько таких частей взято. Я могу записать любую обыкновенную дробь. Указать правильную и неправильную дроби.

Общественный защитник.

Уважаемый свидетель, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: как записать дроби 5/17, 9/31, 123/123, 57/13, 8/8.; какие из данных дробей правильные, неправильные, равны единице.

Свидетель обвинения.

Я, Белый Роман Юрьевич, клянусь говорить правду, одну только правду. Я умею выполнять любые действия с обыкновенными дробями: складывать и вычитать дроби, умножать и делить дроби.

Общественный защитник.

Вычислите, пожалуйста, значения следующих выражений.

5 4 * 1/3 * 3/13 = 4
5/12 8/21 * 7/16 = 1/4

1). 4 * 1/3 * 3/13 = 13/3 * 3/13 = 1
1). 8/21 * 7/16 = 1/6

2). 5 1 = 4
2). 5/12 1/6 = 5/12 2/12 = 3/12 = 1/4

Общественный защитник.

Предлагаю свидетелям со стороны обвинения решить устно следующие задачи:
1
·). В классе 32 ученика, из них мальчиков 3/8. Сколько мальчиков в классе?
2). Заасфальтировали 12 км или 4/7 всей дороги. Какова длина всей дороги?
Благодарю за ответы.

Секретарь суда.

Суд вызывает свидетелей со стороны защиты.

Свидетель защиты.

Я, Ковтун Таисия Викторовна, работаю кассиром в супермаркете «Эльдорадо». В течение дня я обслуживаю тысячи покупателей, благодаря тому, что стоимость покупки мой кассовый аппарат просчитывает только с помощью десятичных дробей.

Общественный защитник.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: сколько стоит вся покупка, если за молоко Маша заплатила 2,36 руб., а за сметану на 1,8 руб. больше?

Молоко - 2,36 руб.
Сметана - ? руб., на 1,8 руб. б.
Решение.
2,36 + 1,8 = 4,16 9руб.) стоит сметана.
2,36 + 4,16 = 6,52 (руб.)
Ответ: 6,52 руб. стоит вся покупка.

Свидетель защиты.

Я, Белая Надежда Юрьевна, лаборант Севастопольской станции переливания крови. Каждый день я делаю анализ крови сотням людей. Количество эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобин можно записать только в виде десятичной дроби. Не будь десятичных дробей люди не получили бы столь необходимый им анализ крови.

Общественный защитник.

Уважаемый свидетель, приходилось ли Вам складывать и вычитать десятичные дроби. Найдите, пожалуйста, значения данных выражений.

15,7 8,4
23,01 6

14 + 7,6
12,4 + 3,6


Ответы: 7,3; 18,1; 21,6; 17,1; 16 (проверка: «Математика - царица всех наук»).

Предлагаю свидетелям со стороны защиты дидактическую игру «Индивидуальное лото» (задание выполняется устно; правильные ответы дают на основной карте определённый рисунок, чтобы облегчить проверку).




14,8
12




8,1
24,1


13,4 5,3
27,1 3
9 + 5,8
10,7 + 1,3
6,09 + 5,1



Судья.

Выслушав свидетелей обвинения и защиты, суд постановляет: в виду огромной значимости десятичной дроби, широкого применения её в повседневной жизни, разрешить десятичной дроби поселиться в учебнике математики на правах полноправной хозяйки наряду с обыкновенной дробью!

ФИЗПАУЗА.

III. Тренировочные упражнения.

Учитель.
Сегодняшний урок, безусловно, убедил нас в необходимости изучения темы «Действия с обыкновенными и десятичными дробями».
Давайте попробуем все вместе примирить противоборствующие стороны.

Задание 1. Выполните действия, предварительно преобразовав обыкновенные дроби в десятичные:

3 Ѕ 0,5; 4 + 2/5 0,2; 5,8 + 2 + 1/10; 4 +1/25 = 5,06

Задание 2. Самостоятельная работа «Кодирование упражнения».

IV. Итог урока. Задание на дом. Рефлексия.

15