Статья Принцип обучения глобальному чтению на уроках английского языка в начальной школе
«Принцип обучения «глобальному» чтению
на уроках английского языка в начальной школе
на основе УМК «Spotlight» («Английский в фокусе»)»
Новая государственная политика в области общего начального образования, зафиксированная в федеральном стандарте второго поколения, требует расстановки новых акцентов в целях иноязычного образования в начальной школе. Так, ведущей целью обучения иностранному языку в начальной школе является развитие языковой личности, способной самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания, развивать коммуникативную и информационную культуру. Так, самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса по обучению иностранному языку.
Ведущая роль в формировании самостоятельной учебной деятельности младших школьников при овладении иностранным языком принадлежит чтению, которое является одной из стратегических целей раннего обучения иностранному языку.
Обучение чтению учащихся 2-4 классов – важный этап изучения английского языка в школе, поскольку чтение на иностранном языке способствует созданию условий не только для активной познавательной деятельности, но и для воспитания уважения к иной культуре, лучшего осознания своей родной культуры, формированию готовности к межкультурному диалогу.
Какие же цели перед нами ставит наш образовательный стандарт в области чтения и чему мы должны учить детей начальной школы?
Чтение. Планируемые результаты
Выпускник научится (базовый уровень):
соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале;
читать про себя и находить необходимую информацию.
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
Исходя из этого, начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как:
быстрое установление звукобуквенных соответствий;
правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого
чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;
выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и интонацией
Для этого необходимо:
создать у младших школьников прочные зрительно-слухо-речедвигательные связи,
накопить зрительный образ изучаемой лексики
развить умение объединять их в смысловые единицы более крупного порядка
Эффективно решить поставленные задачи, можно используя современные обучающие технологии, учитывающие потребности младших школьников, их психологические возрастные возможности при организации процесса обучения.
«С точки зрения психологии, — пишет О. А. Розов, — чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс деятельности нервной системы человека, характеризующийся громадным объёмом подсознательной и сознательной работы мозга».
По данным многочисленных исследований, у детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, до 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность; неустойчивость внимания – дети запоминают то, что интересно.
Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления ГЛОБАЛЬНО, они как бы фотографируют окружающее. Эта способность позволяет ребенку справляться с огромным потоком информации.
Именно на этом принципе запоминания зрительного образа всего слова и основан метод «глобального» чтения»
Суть его заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.
Авторами этого метода можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.
В России темой глобального чтения занимаются А.Маниченко, автор развивающей программы «Читаем с пеленок», А.А.Самбурская, кандидат педагогических наук, педагог-психолог автор методики обучения детей чтению, письму, математике.
Современному учителю порой нелегко выбрать УМК среди многообразия учебных пособий, допущенных к преподаванию в школе. Я в своей работе использую УМК «Английский в фокусе», авторами которого являются Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова, Дж.Дули , В Эванс. Данный УМК в полной мере обеспечивает организацию учебного процесса на уровне, отвечающем требований ФГОС.
После тщательного анализа курса учебников Spotlight я условно разделила процесс обучения чтению на три основных этапа: чтение алфавита, накопление зрительного образа слов и практическое применение полученных навыков чтения.
Для успешного овладения учениками навыками чтения с использованием методики глобального чтения я пользуюсь тематическими плакатами к учебнику, карточками со звуками и транскрипционными знаками, флэш-картами с изображением изучаемого лексического материала и набором карточек для каждого ученика, а также набором слов, которые отпечатаны крупным шрифтом по каждой теме учебника.
На первом этапе мною ставится задача обучения чтению алфавита, причем особое внимание я уделяю чтению согласных букв и их буквосочетаний, так как именно они в большей степени отвечают за формирование зрительного образа слов и успешное запоминание их чтения. Младшему школьнику гораздо легче прочитать или узнать слово, если он уже умеет хорошо читать согласные буквы. Для этого в учебнике имеются специальные “chants” и видеоматериалы.
Основной принцип этого этапа — многократное повторение изучаемого материала и предоставление возможности каждому учащемуся продемонстрировать полученные знания и навыки. Для этого на уроке опрашивается каждый ученик, а чтобы детям было интересно, задания несколько раз меняются и даются в разной интерпретации. Важно также, чтобы ученики освоили на этом этапе основной метод получения информации: показать пальцем, прослушать, прочитать хором или по одному.
При работе с учащимися младших классов необходимо постоянно поддерживать интерес детей к изучаемому материалу. Здесь следует проводить различные игры с карточками и словами, которые я использую на уроке.
Например: На доске написаны согласные буквы, учащиеся читают их хором за учителем, затем берут карточку со словом, читают ее и располагают на доске рядом с соответствующей буквой. Когда все слова размещены на доске, они еще раз прочитываются хором вместе с учителем. Задание может меняться: на доске размещены слова, а ученики читают слово и пишут рядом букву.
На следующем этапе, опираясь на тематику модулей, дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов. Этот этап в том или ином виде присутствует практически на всех уроках во 2-м классе (в начале урока), а в 3 и 4 классах — при введении активной лексики модуля. Затем учащиеся закрепляют чтение слов в коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.
Остановлюсь на некоторых упражнениях, которые я использую на свои уроках. При введении активной лексики на доске расположены картинки со словами. Ученики читают слово на карточке и размещают его на доске рядом с картинкой. Кроме того, я использую раздаточный материал в виде карточек-картинок. Учитель показывает слово, дети читают его про себя и поднимают соответствующую картинку. Некоторые слова ученики запоминают легко и быстро, некоторые запоминаются долго. Я выявляю эти слова и тренирую их чтение более длительное время, особенно слова с буквосочетаниями согласных.
Слова, обозначающие принадлежность к группе слов, например, “family”, “things”, “animals”, “actions”, “weather” я отрабатываю с помощью следующих упражнений: на доске расположены два или три слова, обозначающие группу слов, дети читают слова и располагают их в соответствующие колонки. Затем слова читаются учениками хором и по одному.
В каждом отдельном модуле применяю характерные только для данного модуля упражнения. Например, при изучении модуля “My animals” на доске располагаются слова “animals” и “actions”. Ученики читают карточки со словами и располагают их в соответствующую колонку. Между этими столбцами слов располагается карточка с глаголом “can” / “can’t” и тренируется чтение предложений типа “A frog can jump” / “A frog can’t fly”.
Далее от предложений дети переходят к чтению небольших полилогов или песенок.
. В результате обучения глобальным способом ребенок умеет:
читать целое слово,
читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного,
он может прочитывать сложные и незнакомые слова по слогам;
он распознает отдельные буквы (а также определяет какие звуки они обозначают в данной ситуации).
Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении (признаки дислексии) и облегчает переход к выполнению письменных заданий.
В заключение хотелось бы отметить, что способы реализации принципов обучения, которые характерны для данного УМК, дают возможность организовывать уроки так, чтобы они носили деятельностный развивающий характер. В условиях совместной познавательной деятельности учителя и учащегося между ними складываются отношения сотрудничества и равноправного партнерства. Основной формой учебной деятельности в этом случае выступает не столько слушание, говорение, чтение или письмо на изучаемом языке, сколько совместная коммуникативно-познавательная деятельность. Такое взаимодействие, начавшись на уроке, продолжается в различных видах творческой деятельности, таких как: поделки, рисунки, аппликации, проекты, спектакли, мероприятия недели английского языка, языковые конкурсы и т. д.