Проект В круге жизни , посвященный народным праздникам.
Подготовила Кузнецова Е.В., ПДО ЦДТ «Алые паруса»
Название проекта «В круге жизни».
Цель проекта - формирование у обучающихся семейных ценностей и традиций средствами этнопедагогики (народной праздничной культуры)
Задачи:
Познакомить участников проекта с истоками и обрядами русской праздничной культуры;
Раскрыть участникам проекта роль семьи в народной культуре;
Развить у участников проекта интерес к истории и культуре русского народа;
Развить у обучающихся компетенции, способствующие в формировании личностных качеств;
Воспитать у обучающихся уважительное отношение к семейным традициям;
Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к истории и культуре своего народа.
Выбор стратегии в достижении поставленной цели и задач данного проекта был неслучаен и определен, как взаимодействие педагога дополнительного образования не только с детьми, но и его семьей (в рамках подготовки и проведения народного русского праздника). Этапы реализации данного проекта должны объединить в единое педагогическое пространство всех участников. Дети, педагог и родители занимаются различными видами деятельности в рамках «рабочих групп»:
исследовательская группа (изучение истоков праздника, обрядов);
группа сценаристов (создание сценария праздника);
группа дизайнеров (разработка эскизов костюмов, декорации, изготовление костюмов, народных кукол;
фольклорная группа (исполнение фольклорных песен, закличек). Проектная деятельность предполагает не только планирование и организацию деятельности, но и прогнозирование результатов данной деятельности.
Поскольку проект носит образовательный характер и участниками проекта являются в первую очередь обучающиеся. Поэтому будет вполне уместно определить, что же получают дети, участвуя в реализации проекта. Прогнозирование результатов мы будем оценивать по традиционным критериям: знания, умения, навыки. А личная карта ребенка позволит выявить степень развития личностных компетенций.
Обучающиеся
на уровне знаний:
- знание истоков праздника;
- значение праздничных обрядов;
- роли детей в народном празднике;
- символику и значение праздничной атрибутики;
- требований к детской исследовательской работе.
на уровне умений:
- работать в коллективе;
-создавать художественный образ (праздничного персонажа);
- работать с литературой и информацией;
- классифицировать и анализировать информацию;
на уровне навыков:
- работы с эскизами;
- изготовления деталей костюмов и атрибутов праздника;
- навыки работы со сценарием;
- навыки в проектной деятельности;
- навыки театрализации;
- навыки монологической и диалогической речи.
компетенции:
Обучающиеся знакомятся с особенностями национальной культуры, духовно-нравственными основами жизни человека. В процессе изучения истоков праздника, а также особенностей ритуально – обрядовой стороны праздничной культуры, обучающиеся будут постигать культурологические основы семейных традиций. Таким образом, воспитанники получают возможность развивать в себе общекультурные компетенции.
Определение своей личностной траектории в подготовке праздника (исследовательская деятельность, дизайнерская, актерская, работа над сценарием), позволяют каждому ребенку осознавать свою роль в данном проекте. Ребенок учится выбирать ту или иную деятельность сначала на уровне интереса, а затем на уровне осознания цели своей деятельности. Ценностно-смысловые компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в проекте.
Исследование корней народного календарного праздника, раскрытие его мифологемы, а также анализ той или иной праздничной традиции помогает обучающимся развиваться в познавательной деятельности включая такие её элементы как: логика, анализ, классификация информации, планирование, а также навыки целеполагания. Кроме того, ребёнок учится добывать знания, пользуясь литературой, опираясь только на факты. Таким образом, участвуя в данном проекте у обучающихся формируются учебно-познавательные компетенции.
Воспитанник должен уметь представить себя в созданном им художественном образе. Он активно взаимодействует с другими детьми, педагогом и родителями, обучающиеся получает возможности работы как в малой (проектной группе), так и в коллективе (проведение праздника). Ребенок учится различным способам взаимодействия со всеми участниками проекта. Получает одобрение и поддержку в развитии своих коммуникативных компетенций
Прогноз результативности реализации данного проекта осуществляется через анкетирование, собеседование, анализ видео и фотоматериалов.
Родители:
- знакомятся с методами народной педагогики;
- имеют возможность совместного творчества с детьми;
- повышают свои коммуникативные возможности;
- знакомятся с особенностями праздничной культуры русского народа;
- получают возможность наблюдения динамики развития успешности своего ребенка.
- классифицировать, и анализировать информацию.
Ход работы:
Введение. На Руси люди объединялись как в горе, так и в радости. Горя в нашем современном мире итак предостаточно, взрослым людям не хватает человеческого тепла, любви, полноты жизни, не говоря о ребенке. Поэтому наши предки так любили праздники. Праздник – время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. В основе любого народного праздника «лежала» общая идея – мифологема – взаимосвязи всего сущего и роли человека в мире, а точнее в его выборе между добром и злом. Праздничные действия - обряды закрепляли в сознании людей данные духовно - нравственные установки, регламентировали отношения между людьми (в том числе между родителями и детьми). Кроме того, праздник привносит особую эмоциональную окраску – радости, веселья, чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей. Так в чередовании будней и праздников, которые составляют нормальное течение жизни, закладываются в подрастающем поколении основные человеческие ценности, правила поведения, как в семье, так и в социуме.
Поэтому выбор форм взаимодействия с воспитанниками, их семьями не случаен, и оправдан опытом целого народа - русский народный праздник.
Первый этап (организационно – просветительский):
Роль народного праздника в воспитании детей и укреплении семьи - «закодированные» в праздничной культуре методы народной педагогики. Важно подчеркнуть, что совместная с детьми подготовка праздника, является событием (совместным бытием, творчеством) для всех сторон, а сам праздник станет неким событием, который и объединит всех участников проекта как на уровне знания истоков праздника, его обрядовой стороны, так и эмоционально. Родители должны «увидеть» реальные перспективы совместной деятельности как для себя, так для своего ребенка.
Таким образом, определяются участники проекта- педагоги, дети и их родители.
Следующим шагом будет второй этап – организационно- поисковый:
предполагает создание 3 рабочих групп,
в каждой - дизайнер- декоратор (создание эскизов костюма, изготовление костюма, народной обрядовой куклы и пр.).
- исследователь (изучение истоков и обрядов праздника)
- сценарист (разработка сценария на основе материалов полученных от исследователя),
- фольклорная группа (исполнение обрядовых песен, закличек и пр.),
- руководитель группы (защита проекта).
Следующий этап реализации проекта – организационно – постановочный:
На данном этапе все участники группы объединяются, распределяются роли в группе, выбирается праздник, обрядовые традиции. (Даны на выбор описания 6 летних праздников).
Следующий этап – итоговый – Защита проекта «Праздник «..» как событие»:
Все предыдущие этапы, по сути, являлись совместным бытием (коллективное творчество, деятельность) подготовкой итогового мероприятия. Кульминацией совместной деятельности должен стать – праздник. Праздник как долгожданное событие, наполненное приятными эмоциями и чувством сопричастности к общему делу. Данное мероприятие может быть открытым для гостей, родственников и обучающихся учебных заведений.
Последний этап – Рефлексия:
Анализ проблем, которые возникли в процессе работ групп, а также проведения праздника. Анализ проводится на основе отзывов участников проекта, гостей праздника и видеоматериалов. В результате полученной информации ведётся коррекционная работа.
Конкурсная деятельность:
Продуктами реализации проекта являются:
- детские исследовательские работы;
- сценарии;
- театрализованные представления праздничных обрядов.
Обучающиеся могут со своими работами принимать участие в детских конкурсах различного уровня. Тем самым, мы закрепляем у них состояние успешности, расширяем палитру их компетенций.
Проект « Народный праздник как средство этнопедагогики» является дополнением к образовательной программе дополнительного образования детей культурологической направленности «Юные исследователи» и рассчитан для обучающихся разного возраста от 14 – до 17 лет. Для успешной реализации используем следующие научно – педагогические принципы:
- принцип гуманизации (предполагает уважение к непреходящим общечеловеческим ценностям, внимание к историческим ценностям, их вклад в русское искусство и культуру;
- принцип детоцентризма (предполагает приоритет интересов ребенка и превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса);
- принцип увлекательности и творчества (предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающегося);
- принцип системности (предполагает преемственность знаний, связь между пройденным материалом и новым);
- принцип дифференциации и индивидуализации (предполагает выявление и развитие склонностей у ребенка),
которые определили выбор форм и методов обучения. Использовать как индивидуальные, так и групповые формы обучения, методика обучения обуславливается спецификой проекта: метод игра, метод «погружения», творческий метод, исследовательский, метод классификации и анализа информации.
Проект рассчитан на летний период, структура проекта обусловлена календарным циклом славян (начало с июня месяца по август). Поэтому вполне логично предложить проведение праздника и закончить реализацию проекта праздником.
Продолжительность итогового праздничного мероприятия определяется характером ритуально – обрядовой деятельности и атрибутикой праздника календарного цикла и варьируется от одного академического часа (45 мин), до одного астрологического часа (60 мин).
Цель: формирование у обучающихся семейных ценностей и традиций средствами этнопедагогики.
Задачи:
Познакомить участников проекта с истоками и обрядами русской праздничной культуры;
Раскрыть участникам проекта роль семьи в народной культуре;
Развить у участников проекта интерес к истории и культуре русского народа;
Развить у обучающихся компетенции, способствующие в формировании личностных качеств;
Воспитать у обучающихся уважительное отношение к семейным традициям;
Воспитать у обучающихся чувство сопричастности к истории и культуре своего народа.
Участниками данного образовательного проекта являются:
обучающиеся (14-17 лет);
родители;
координатор, педагог дополнительного образования детей Привлеченные специалисты по фольклору, декоративно – прикладному искусству.
Выводы:
В данном образовательном проекте мы предлагаем изучение истоков, традиций и обрядов четырех основных народных календарных праздников:______________. Данные праздники принято называть традиционными, так как основная идея, сценария празднества и его атрибутика, передавались, от поколения в поколение на протяжении многих веков и определяли национальный облик культуры.
Для контроля степени реализации проекта и его востребованности, нами будет проводиться анкетирование и тестирование участников проекта.
15