Цифровой образовательный ресурс (презентация) Ценностные ориентации современной молодежи


Подготовила: учитель истории и обществознания Плешкова А.А. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большетроицкая средняя школа Шебекинского района Белгородскойобласти» Тема: Ценностные ориентации современной молодежи В современной России значительное внимание должно уделяться именно молодежи как источнику формирования будущего страны, элиты государства «...молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным… должными являются лишь те цели, которые общество признает ценным». Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. ... Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения — явления общественные, коллективные» «От того, какой ценностной потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. актуальность выбранной темы изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить направленность дальнейшего развития, и степень адаптации молодого поколения к новым социальным условиям, с сопровождающим его инновационным потенциалом. Практическая значимость ценностные ориентации юношей и девушек служат своеобразным индикатором развития общества, в связи с этим особо важно, чтобы на данном этапе социализации у молодежи были сформированы «нормальные» ценности, не противоречащие интересам общества, которые в дальнейшем останутся достаточно стабильными. задачи: Интерпретация понятий «ценность», «ценностные ориентации» с точки зрения современной социологии;Анализ динамики социологический исследований ценностных ориентаций прошлых лет;Выявление и раскрытие основных причин и предпосылок формирования ценностей современной молодежи;Проведение эмпирического исследования на базе МБОУ «Большетроицкая СОШ», анализ полученных результатов. Выявление различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку. Цель данной работы заключается в выявлении и раскрытии ценностных ориентаций современной молодежи. теоретические методы: анализ, синтез, аналогия, обобщение, системный подход Эмпирические методы наблюдение, анкетирование, статистический анализ, сравнение. Следует также выделить, Методика «ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем. методы исследования Объект исследования - мировоззрение юношей и девушек, обучающихся в МБОУ «Больщетроицкая СОШ»Предмет исследования - ценностные ориентации учащихся. Гипотеза: мы полагаем, что у современной молодежи будут наблюдаться некоторые различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку. для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности «ценность»используется в философской социологической другой специальной литературе Согласно Р.Перри с психологической точки зрения «ценность» это то, что возникает исключительно в связи с интересом или потребностью человека в чем-либо. «Будет ли это "швейцарский сыр", благосостояние, нищета, дорогая машина или нечто другое – как рассуждает автор, – неважно, главное, что все это является предметами потребности или интересов человека, а значит – это его ценность» Адлер, американский социолог-позитивист , разделял ценности на 1) ценности являются абсолютами в виде бога, вечных идей, автономных принципов справедливости; 2) ценности заключаются в виде материальных и нематериальных предметов либо в неразрывно связанных с ними качествах, или их атрибутах, которые ценятся, желаются, способны удовлетворить потребности; 3) ценности заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях и разуме; 4) ценности отождествляются с действиями, вербальным или невербальным поведением и не существуют нигде в действительности, кроме действий Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей: общественные идеалы предметное воплощение этих идеалов мотивационные структуры личности, побуждающие её к предметному воплощению этих идеалов ценность есть значимый для субъекта предмет (материальный или идеальный), способный удовлетворить его потребности и интересы. Автор выделяет три основных формы ценностных отношений система самых устойчивых и обобщенных ценностных отношений, выступающих в качестве «стержневых» ценностных эталонов личности, ответственных за формирование общей направленности социальной жизнедеятельности в целом; ценностные эталоны, имеющие более частный характер и опосредствующие поведение в отдельных сферах жизнедеятельности; совокупность эталонов, опосредствующих жестко фиксированный план отдельных действий, реализующихся в строго однотипных условиях. По мнению Н.И. Лапина, общественная ценность, осваиваясь субъектом в процессе деятельности и становясь достоянием индивидуального сознания, начинает функционировать как ценностное отношение личности к определенным фактам, явлениям действительности, выступая в этом своем качестве как механизм регуляции индивидуального поведения и деятельности. ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного Система ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений. Целостная, устойчивая система ценностных ориентаций личности делает ее способной определить свое отношение к миру, к культуре своего народа, к своей собственной жизни, сориентироваться в системе координат социального пространства Непротиворечивость ценностных ориентаций личности – показатель ее устойчивости: зрелости, целостности. социально – структурные ориентации и планы планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов. Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую три основных направления: ценностные ориентации – не просто одно из важнейших проявлений массового сознания, а его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания молодежи. Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет Социализация – это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и несемейной социализации. общесоциологические проблемы: преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т. д.). В.Т. Лисовской, исходя из анализа социологических исследований прошлых лет, выделяет две основные группы проблем в середе молодежи: специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; молодежь – это основная движущая сила процесса развития общества, требующая участия всех элементов социальной системы в его формировании и направлении процесса развития по пути прогресса. Сегодняшние молодые россияне, по справедливому замечанию Н.А. Добролюбова, поставлены во вдвойне экстремальные условия, которые обусловлены переворотом в социально – экономическом укладе, обвальным кризисом ценностного сознания. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее. быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально–нравственных норм гибкость, приспособляемостьк новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений, или семья как оплот успешного существования Молодым приходится самим решать, что ценнее – «Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев, высказывается В.В. Гаврилюк, – сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых «правильных» героев телевизионных сериалов» При формировании собственной системы ценностей молодые люди ориентируются не только на общественную аксиологическую систему, но и на выбранные ими самими образцы для подражания Субъекты воспитания семья телевидение улица не всякая семья может дать достойное воспитание, не стоит снимать со счетов те семьи, в которых ребенок – обуза телевидение из воспитательного – превратилось в развлекательное, Подростки принимают за «правду жизни» все то, что транслируется по ТВ Улица превратилась в оплот развития «трудных» подростков, противопоставляющих себя семье, обществу Одной из основных причин негативных тенденций в духовной сфере подростков является разрушение системы воспитания. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В исследовании принимали участие учащиеся МБОУ «Большетроицкая СОШ» преимущественно в возрасте 15-17 лет (10-11 класс) в количестве 30 человек. Из них 15 девочек и 15 мальчиков. Исследование ценностных ориентаций подростков проводилось по методике М. Рокича. терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича Милтон Рокич различает два класса ценностей Для определения содержания типов ценностных ориентаций был использован метод группировки данных по сходным признакам, проведен анализ полученных результатов. Обработка полученных результатов проводилась в двух направлениях: по каждой ценности отдельно для всех участников; по каждой ценности отдельно для девочек и для мальчиков. Результаты проведенного исследования Анализ данных, полученных по тесту М.Рокича выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков. Наименее значимыми ценностями для девочек явились Результаты исследования ответов лиц женского пола Девочками первые места были отведены таким ценностям как Малоценными мальчикам представляются такие ценности как Результаты исследования ответов лиц мужского пола Мальчики показали большую ориентированность на «интересная работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22),«здоровье» (4,14). Наименее значимыми терминальными ценностями, по мнению опрошенных являются «общественное признание» (3,10); «получение удовольствия» (3,12); «спокойствие в стране, мир» (3,15);«жизненная мудрость» (3,18). выводы в целом по всей группе тестируемых подростков Так, к числу наиболее значимых терминальных ценностей ребята отнесли: «жизнерадостность» (4,40);«рационализм» (4,29);«честность» (4,26);«образованность» (4,10). Наименее значимыми инструментальными ценностями, в видении подростков являются: «исполнительность» (3,04);«терпимость к мнению других» (3,24);«трудолюбие» (3, 28);«высокие запросы» (3,30). выводы в целом по всей группе тестируемых подростков Анализ полученных данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают: Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее Молодость – это путь в будущее, который выбирает сам человек.Выбор будущего, его планирование – характерная черта молодого возраста Такой путь не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год. Спасибо за внимание !