Формирование ценностной сферы старшеклассников Понятие ценности

Формирование ценностной сферы старшеклассников

Понятие ценности.Семинар для учителей.Автор-Савкина А.В.


Цели:
Обсудить проблемы формирования ценностной сферы современного человека
Определить качественно-значимые характеристики некоторых составных ценностной сферы
Продемонстрировать методы организации сотрудничества во время обсуждения;
Усовершенствовать практику использования интерактивных методик при обсуждении сложных проблемных вопросов морально-этического плана
Обменяться опытом с коллегами.
Ход занятия:
Духовно-эстетический этап. Пожелай всего хорошего вашему соседу.
Вспомним правила интерактива. Правила и порядок 3организации занятия.
Первый круг обсуждения. Какими бы мы хотели видеть наших выпускников?
Второй круг обсуждения. Я думаю, что все мы хотим, чтобы наши выпускники стали «состоявшимися» людьми Можно ли этому научить и кто это должен сделать?

Наше время очень динамично. Наши выпускники должны «состоятся» при любом политическом режиме, в любом государстве и в любом типе общества. Какими качествами они должны обладать? Что именно, какие конкретно качества составляют «фундамент личности»?
Перечислите пожалуйста качества личности, которые хотели бы видеть в себе (своих учениках). Те, без которых вы не могли бы считать себя «состоявшимися» людьми?
В чем по-вашему заключается успех в жизни, и чем мы бы могли для него пожертвовать? А чем не согласились бы пожертвовать никогда?

Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни ему дороги. Однако многие духовные абсолюты у людей тождественны, одинаковы. О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы называли ценностью. Это и есть то, без чего человек не смыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека, для меня лично. Как определить систему ценностей для каждого человека? Достаточно искренне ответить на три вопроса:
Что мне нужно для жизни?
Без чего я не смог бы жить?
3) За что я согласен отдать свою жизнь?
Ответив на эти вопросы, мы получим собственную иерархию ценностей.

Само понятие ценности употребляется в современной литературе в различных значениях. Наиболее распространенным оказывается расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику и содержание понятия.
Осуществляя опыт понятийно-терминологического анализа, хотелось бы прежде всего указать на сложившиеся в философской литературе специфические подходы к определению ценности:
ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;
ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;
ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами.
Ценность ассоциируется с типом “достойного” поведения, с конкретным жизненным стилем.
Ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними пролегает существенное принципиальное различие.
Идеи могут быть истинными или ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им нужный импульс, зависят от состояния общества, специфического «социального заказа». Главный критерий в данном отношении – степень истинности той или иной идеи.
Так или иначе, в центре системы, стоит человек с его Я-сознанием. Это – сердцевина «цветка ценностей».
Насколько система ценности отдельного человека совпадает с системой ценностей общечеловеческой – настолько мы отвечаем понятию Человек». Согласны?
Каждый человек не просто выбирает ценности. Он придает им различную значимость, то есть выстраивает в определенной иерархической системе. Существуют ли вечные ценности? Некоторые святыни сопровождают историю человеческого рода от самых истоков. Без них человечество не было бы тем , чем оно является. Эти ценности сохраняют в себе статус всечеловеческого. Святость жизни, достоинство свободы, величие любви, лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра.
По мнению современных социологов система общечеловеческих ценностей и приоритетов должна была бы выглядеть так:
Работа с «цветком ценностей» работа (малых группах ) Каждая группа получает один лепесток, Задание: прокомментировать, почему именно это понятие ценно,
Земля – общий дом человечества, которое вступает в новую цивилизацию XXI столетия;
Родина – единая, уникальная для каждого человека Родина,- страна, данная человеку судьбой, завещанная ей предками;
Семья – начальная структурная единица общества; природная среда развития ребенка, в которой закладываются основы развития личности;
Труд – основа человеческого существования, которая наиболее полно характеризует сущность человека.
Знания – результат разнообразного, и прежде всего творческого труда. Знания ученика – критерий труда учителя.
Культура – великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так и, особенно, в духовной жизни человека,
Мир – спокойствие т согласие между людьми, народами, государствами главное условие существования Земли и человечества.
Это система ценностей «человека духовного». Многие считают, что или в XXI веке большинство людей станут «людьми духовными», или человечество исчезнет вообще, самоуничтожившись в погоне за материальными ценностями.
В плане воспитания человека духовного особенное внимание хотелось бы обратить на такие ценности, как
Национальное достоинство, его истоки в сохранении и уважении к национальным традициям;
Морально-этическое осознание самоценности своей личности как представителя своей страны, своего народа; каждая культура несет на себе отпечаток ценностно-нравственного ядра.
Развитие культуры только на основе традиций, так как единство поколений, связь поколений осуществляется через культуру.
Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Я, скажем, вряд ли могу доказать, что добро – это благо. Однако, с другой стороны, приверженность добру – глубинная человеческая потребность, а не только мой индивидуальный выбор. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия “добро” или “зло”, “прекрасное” или “безобразное”, “праведное” или “неправедное” могут быть названы ценностями, а связанные с ними взгляды, убеждения людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные. Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв, определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым.
Заключительный круг обсуждения:
Как сделать так, чтобы этот разрыв был как можно меньше? По сути дела вся система воспитания должна быть направлена именно на это. Как вы считаете, она срабатывает? Можем ли мы сказать про наших учеников, что они «воспитаны»? И является ли синонимами человек «воспитанный» и человек с сформированной ценностной сферой?
Какие еще факторы мы должны учитывать при формировании ценностной сферы подростка? И не чувствуем ли мы себя перед ними бессильными?

Подведение итогов занятия.




15