Конспект занятия Конфликт и пути его разрешения


«Конфликт и пути его разрешения»
Цель: способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, его видах, способах разрешения.
Задачи:
включить учащихся в изучение темы на личностном уровне;
способствовать актуализации представлений о понятии конфликт и его видах;
групповое сплочение классного коллектива;
познакомиться со стратегиями выхода из конфликтной ситуации;
обеспечить рефлексию ученикам опыта, полученного на уроке.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, аудимагнитофон, ватман, маркеры, таблички с названием групп, карточки с описанием конфликтных ситуаций, карточки с описанием стилей разрешения конфликтов.
Ход занятия
Психолог. Здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю вас на необычную конференцию, а чему будет посвященная наша с вами конференция, вы мне скажите сами. Попасть на это мероприятие непросто, нужно заслужить это право. Поэтому я предлагаю вам пройти ряд испытаний.
Первое, что необходимо сделать – это поприветствовать друг друга.
Приветствие
Упражнение «Я рад тебя видеть»
Цель: создать положительный эмоциональный фон, развитие сплоченности, доверия, установление дружеских связей.
Инструкция. Я беру одного из вас за руку и говорю «Привет, Имя! Я рада тебя видеть!». И мы оба остаемся в центре круга, держась за руки. Затем, учащийся, которого я выбрала, берёт за руку следующего и говорит «Привет, Имя! Я рад(а) тебя видеть!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, а завершается церемония совместными слова «Мы рады друг друга видеть!»
Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Помогло ли это упражнение почувствовать друг друга? Настроились на работу?
Разминка
Упражнение «Хорошо – плохо»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Инструкция. Ведущий предлагает любую фразу, например: «Сегодня хорошая погода». Участник группы, сидящий слева от него, подхватывает фразу с позиции «это хорошо», например: «Сегодня хорошая погода, и это хорошо, потому, что после школы можно будет поиграть в футбол». Следующий игрок интерпретирует окончание получившейся фразы с позиции «это плохо», например: «после школы можно будет поиграть в футбол, и это плохо, потому что не останется время на домашнее задание». Далее окончания фраз интерпретируются участниками с чередованием оценок «хорошо» и «плохо».
Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? Что трудно было для вас найти положительные или отрицательные стороны? Как вы думаете, чему учит эта игра?
Психолог. В любом событии можно найти хорошее и плохое. Наше отношение к разным событиям в жизни, влияет на взаимоотношения друг с другом.
Основная часть
Психолог. Любой человек - это уникальная неповторимая индивидуальность со своими желаниями, потребностями и интересами, которые нередко противоречат потребностям и интересам других людей, людей с которыми он вынужден считаться, в которых нуждается как в партнерах по взаимодействию. Но иногда возникают такие ситуации, похожие на ту, которую мы с вами сейчас и увидим.
Просмотр видеоролика «Конфликт»
Рефлексия. Какая ситуация возникла между спичками? Бывают ли такие ситуации в жизни?
Психолог. Как вы думаете, чему будет посвящена наша конференция? (подростки перечисляют варианты).
Как вы думаете, почему мы эту тему будем с вами сегодня обсуждать? Что бы вы хотели узнать? Что нам неизвестно?
Психолог. Итак, мы узнаем, что такое конфликт, какие виды конфликтов бывают, почему происходят конфликты и как разрешить конфликтную ситуацию.
Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Предлагаю назвать свою ассоциацию на слово «Конфликт».
Упражнение «Ассоциации»
Цель: настрой на тему; осознание собственного эмоционального восприятия конфликта; возможность поделиться своими чувствами по отношению к «конфликту».
Инструкция. Когда мы произносим слово конфликт, какие у вас возникают ассоциации. Постарайтесь не задумываться, говорите первое, что придёт в голову. Какой образ подсказывает ваше воображение, то и называйте. (Подростки называют свои ассоциации)
Рефлексия. Сложно было придумать ассоциацию? Какие были интересные наблюдения в процессе упражнения?
Учащиеся предлагают свои варианты определения Сейчас мы вместе с вами сформулируем определение. Что же такое конфликт? (Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека).
Психолог. В латинском языке слово «conflictus» означает столкновение. В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с 19 века и трактуется как «спор, столкновение, серьёзное разногласие».
Поздравляю вас! Вы прошли испытания, и теперь вы стали участниками конференции.
Работа в группах
Делим участников на 3 группы Способ деления – (деление по принципу 1ый,2ой,3ий используя чувства или эмоции).
Психолог. Назовите основные правила работы в группах? (активность каждого участника, уважение друг к другу….) (Раздаём задания сразу)
1 группа. Специалисты - конфликтологи
Задание. (Приложение1) Соотнесите сюжеты мультфильмов со стратегией выхода из конфликтной ситуации. Объясните свой выбор.
Материал для психолога.
Ответы к заданию
Сюжет «Возвращение блудного попугая»
Компромисс – дипломатичность, гибкость, взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все. Часть интересов обеих сторон соблюдена. Надо строго соблюдать условия договора.
Сюжет «Случай на мосту»
Конкуренция – чувство превосходства, агрессия, нападение, отстаивание своих интересов до конца, иногда в ущерб другому человеку. Репутация скандалиста и неприятного человека. Сотрудничество – взаимовыгодный вариант решения конфликта, уважение своих и чужих интересов. Требует много сил и времени.
Сюжет «Золушка»
Приспособление – игнорирование своих интересов в пользу другого человека (группы), чувство приниженности, нежелание отстаивать свои интересы, соглашательство с другими в ущерб себе.
Вопросы: В каких ситуациях вам приходилось использовать этот стиль?
Сюжет «Кот Леопольд»
Избегание - неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта. Проблема не решена, негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь.

2 группа. Социологи
Задание. (Приложение 2). №1. Вам необходимо проанализировать конфликтные ситуации, и определить какому виду по количеству участников они относятся. №2 Напишите названия качеств личности, которые необходимы вам для решения конфликтов. Наклейте их на ватман и представьте нам.
Материал для психолога.
Ответы к заданию №1
Ситуации:
Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).
Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она срочно нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти» (межличностный конфликт).
Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).
Весь класс решил прогулять урок, а один ваш одноклассник не соглашается это делать и идет на урок (конфликт между личностью и группой).
3 группа. Психологи
Задание. (Приложение 3) №1 Создайте памятку: «Правила бесконфликтного общения». Выберите те 10 правил, которые в первую очередь, по вашему мнению, помогают избежать конфликтов. №2
Старайся жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо.
Прежде чем обратиться к человеку, улыбнитесь ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
Научитесь радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
Старайтесь прийти на помощь товарищу, не ждите, пока тебя об этом попросят.
Никогда никому не завидуйте и не ябедничайте: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
В споре будьте сдержаны и тактичны.
Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.
Никогда никого не упрекайте. Если все-таки упреки прозвучали, и ссора произошла - скорее помиритесь.
Научитесь сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
Главное – относитесь к людям так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
Не говорите сразу с возбужденным человеком
Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу. Отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре.
Не скрывайте доброго отношения к человеку, с которым вступаете в конфликт.
Не стремитесь доминировать, во что бы то ни стало.
Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
Критикуйте, но не критиканствуйте.
Во всем надо знать меру.
Сказать правду тоже надо уметь.
Будьте независимы, но не самонадеянны.
Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
Не превращайте настойчивость в назойливость.
Предоставление партнеру возможности выговориться.
Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)
Проявление интереса к проблемам партнера.
Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.
Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
Обращение к фактам.
Спокойный уверенный темп речи.
Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.
Задание №2
Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
- Какова реакция девушки?
- Как бы вы сделали на месте мамы?
Психолог. Среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других.
Заключительная часть
Каждая группа представляет результат своей работы. После выступления групп идёт обсуждение полученной информации и качества работы выполненных заданий группами. Участники групп благодарят друг друга.
Психолог. Наша конференция подходит к концу. Какие важные вопросы мы сегодня с вами обсудил? (стратегии выхода из конфликтной ситуации, правила бесконфликтного поведения; качества личности, необходимые для решения конфликтов; виды конфликтов).

Рефлексия
Что вы чувствуете? Удовлетворенны вы своей работой на занятии? Что стало основным приобретением сегодняшней работы? Какой опыт получили? Какие вы испытывали трудности? Как вы думаете, полезна ли информация, которую вы узнали?
Прощание
Психолог.
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
Омар Хайям
Упражнение "Аплодисменты по кругу"
Психолог. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат совсем тихонечко, а потом становятся все сильнее и сильнее.
Инструкция. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д.
Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Приложение №1
Задание
Специалисты – конфликтологи, просмотрите сюжеты мультфильмов и определите, какую стратегию поведения в конфликтной ситуации выбирает герой.
Сюжет «Возвращение блудного попугая»
Сюжет «Случай на мосту»
Сюжет «Золушка»
Сюжет «Кот Леопольд»
Справочный материал
Стратегии поведения в конфликтах
Избегание - неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта. Проблема не решена, негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь.
Приспособление – игнорирование своих интересов в пользу другого человека (группы), чувство приниженности, нежелание отстаивать свои интересы, соглашательство с другими в ущерб себе.
Конкуренция – чувство превосходства, агрессия, нападение, отстаивание своих интересов до конца, иногда в ущерб другому человеку. Репутация скандалиста и неприятного человека.
Компромисс – дипломатичность, гибкость, взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все. Часть интересов обеих сторон соблюдена. Надо строго соблюдать условия договора.
Сотрудничество – взаимовыгодный вариант решения конфликта, уважение своих и чужих интересов. Требует много сил и времени.
Приложение №2.
Задание №1
Социологи, вам необходимо проанализировать конфликтные ситуации, и определить какому виду они относятся.
Ситуации:
Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм.
Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти”.
Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес.
Придумать свой пример на оставшийся вид конфликта.
Справочный материал
Межличностный конфликт может проявляться как столкновение люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Внутриличностный конфликт выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью.
Межгрупповой конфликт возникают из-за отсутствия четкого согласования между группами.
Конфликт между группой и личностью может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.
Задание №2
Напишите названия качеств личности (черт характера), которые необходимы вам для решения конфликтных ситуаций на примере видов конфликтов (межличностный, внутриличностный, межгрупповой, между личностью и группой). Наклейте их на ватман и представьте нам.
Приложение №3
Задание №1
Психологи, создайте памятку: «Правила бесконфликтного общения».
Выберите те правила, которые, по вашему мнению, помогают избежать конфликтов.
И представьте свою памятку.
Старайся жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо.
Прежде чем обратиться к человеку, улыбнитесь ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
Научитесь радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
Старайтесь прийти на помощь товарищу, не ждите, пока тебя об этом попросят.
Никогда никому не завидуйте и не ябедничайте: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
В споре будьте сдержаны и тактичны.
Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.
Никогда никого не упрекайте. Если все-таки упреки прозвучали, и ссора произошла - скорее помиритесь.
Научитесь сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
Главное – относитесь к людям так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
Не говорите сразу с возбужденным человеком
Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу. Отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре.
Не скрывайте доброго отношения к человеку, с которым вступаете в конфликт.
Не стремитесь доминировать, во что бы то ни стало.
Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
Критикуйте, но не критиканствуйте.
Во всем надо знать меру.
Сказать правду тоже надо уметь.
Будьте независимы, но не самонадеянны.
Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
Не превращайте настойчивость в назойливость.
Предоставление партнеру возможности выговориться.
Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)
Проявление интереса к проблемам партнера.
Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.
Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
Обращение к фактам.
Спокойный уверенный темп речи.
Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.
Задание №2
Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросало все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
- Какова реакция девушки?
- Как бы вы сделали на месте мамы?