Проект «Профессиональная ориентация обучающихся школы»
Проект «Профессиональная ориентация обучающихся школы»
Выполнили: Иванова А. Щетинина Д.
Николаева Е.
Руководители: Л.М.Дубинчик учитель математики
Верилова Л.А.
учитель начальных классов
Введение.
Профессиональная ориентация школьников имеет почти столетнюю историю. Изучение научно-методической литературы показало, что элементы профотбора в России проявились еще в XVII веке, когда в возникшие навигацкие школы отбирали сильных здоровьем молодых людей.
Далее под влиянием индустриализации общества профессиональная ориентация начала формироваться и развиваться.
Вопрос о выборе профессии молодежью впервые был поднят в 90-е года XIX века. В 1897 году русский либерально-буржуазный историк нового времени профессор Петербургского университета Н.И. Кареев опубликовал книгу «Выбор факультета и прохождение университетского курса», которая предназначалась для гимназистов старших классов, затруднявшихся в выборе факультета для дальнейшего своего образования. Однако ее оказалось недостаточно. Молодежь ждала помощи в выборе будущей профессии.
В 1908 г. профессор Гарвардского университета Ф. Барсонс основал в Бостоне (США) «Бюро ориентации» для оказания помощи подросткам в определении их жизненного пути.
Следует также отметить работы Н.К. Крупской. В своих статьях она изложила пути ознакомления школьников с трудом и производством в профориентационных целях.
После Октябрьской революции в организацию образования в нашей стране были внесены коренные изменения. Были заложены основы для осуществления профессиональной ориентации с учащейся молодежью.
Эта проблема актуальна и сегодня.
Рано или поздно все сталкиваются с выбором профессии. Выбор будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Можно сказать, что выбор профессии это выбор своего будущего, и мы думаем, что это будущее можно сделать счастливым и полноценным, или, наоборот, превратить его в несчастливую жизнь.
В настоящее время подростки 13-15 лет либо случайно приобретают какие-то отрывочные знания об отдельных профессиях, либо, ощущая интерес к определенным видам труда, пытаются с помощью средств массовой информации, популярной литературы, знакомых, родственников узнать больше о конкретной специальности. Основное внимание концентрируется на том, чтобы выяснить содержание трудовых действий, а не требований, которые предъявляет к человеку профессия. Осознание необходимости владения разносторонними знаниями для обоснованного выбора будущей профессии у большинства подростков отсутствует.
Поэтому в старших классах необходимость серьезно задуматься над предстоящим профессиональным выбором стоит очень остро, а сам выбор для многих старшеклассников является сложным и противоречивым.
Цель нашего проекта – создание условий для развития профориентационной компетентности старшеклассников.
Задачи проекта:
изучить особенности профессий из разных профессиональных сфер;
создать альбом о различных профессиях.
Знакомится с миром профессий, человек начинает с раннего детства.
Вернемся в начальную школу и вспомним, как младший школьник пытается видеть мир вокруг себя и самого себя через призму выбора своего профессионального будущего.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
В детстве мы мечтаем стать летчиками, космонавтами, пожарниками, врачами, учителями и...библиотекарями.
А сейчас непростой выбор в профессии, довольно, прост в рейтинге популярных профессий экономистов, юристов, психологов, певцов и певиц...
Немало в мире интересных и оригинальных профессий. Например, на фабриках по производству сыра Пармезан в Италии существует такая занимательная профессия как слушатель Пармезана. Представитель данной профессии должен иметь музыкальное образование. В его обязанности входит своим музыкальным слухом определять, дозрел ли сыр, стуча серебряным молоточком по головкам сыра.
Интересной профессией для мужчин можно назвать работу велофотографа для Google-maps. В его обязанности входит ездить на велосипеде и с помощью специальной техники фотографировать окрестности.
Еще одной интересной профессией мира является тестировщик водных горок. Обладатель данной профессии тестирует водные горки в аквапарках и делится своими ощущениями, делая записи в специальных бланках.
И все-таки каждый школьник рано или поздно задумается: "Какая моя будущая профессия", а общество и школа помогут сделать ему вывод, а если еще лучше, помогут сделать шаг в жизнь.
Наиболее важным является соответствие выбранной профессии характеру человека. Естественно, раздражительному не подойдёт профессия, связанная с работой с людьми (например, психолог, учитель, врач), активному и творческому не удастся проявить себя как бухгалтера или экономиста, а медлительный человек не сможет работать в сфере обслуживания (кассир, продавец). Каждый человек знает свои особенности и, исходя из них, должен постараться выбрать себе подходящую профессию.
Лично я, рассмотрев множество различных вариантов, сделала выбор, который, я надеюсь, станет окончательным. После того как я закончу учиться в школе и получу высшее образование, я хотела бы стать дипломатом.
Уникальная и престижная профессия дипломата во все времена привлекала своей загадочностью и широкими возможностями. Практически каждый амбициозный человек хоть раз в жизни желает попробовать себя в качестве официально уполномоченного лица, призванного осуществлять переговоры и государственные отношения с представителями других стран мира.
Острый ум, высокий уровень самоконтроля, выдержка и хладнокровие вместе с обаянием, талантом искусно выражать свои мысли и располагать к себе людей основные требования к личностным характеристикам и навыкам дипломата.
Меня очень вдохновляют наши дипломаты: Сергей Лавров и Виталий Чуркин, которые проявляют блестящие дипломатические качества. Ведь. Как сказал Уинстон Черчиль: «Дипломат - это человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать.»
Надежный помощник в моем пути к осуществлению моей мечты стать дипломатом является моя родная школа. Школа дает мне возможность развивать свои личностные качества, принимая активное участие в жизни класса. Например, я староста класса, работаю в школьном парламенте, являюсь членом редколлегии.
Я участвую в различных конкурсах, олимпиадах: « Кенгуру», Эврика», конкурсе по естествознанию «Это знают все», школьных олимпиадах.
Заняла второе место в районном конкурсе «Символика России 2012»., написав эссе о гербе Свердловской области.
Вместе с моим классом участвую в интеллектуальных играх, викторинах, которые помогают мне понять, к чему я больше склонна, к каким наукам, и уже начать определяться в выборе будущих профессий.
Каждый год я принимаю участие в научно – практических конференциях. Это важно, ведь исследовательская деятельность очень помогает определить свою судьбу в профессии. Я затрагивала и древнегреческую мифологию и Великую Отечественную войну, изучала минералы Урала. Настоящий дипломат должен иметь и качества психолога. Поэтому в этом году в своей исследовательской работе я пыталась понять психологические качества человека, изучив его имя.
В моей будущей профессии мне необходимо знание иностранных языков, поэтому я стараюсь учить английский язык, принимаю активное участие в недели иностранных языков, а также участвовала в конкурсе « Бритиш бульдог». Еще, у нас проводятся классные часы. И мне, как будущему дипломату, очень запомнился классный час о межнациональной розни. Я делала доклад о видах межнациональной розни и пыталась понять, что такое толерантность.
История человечества - это нескончаемая череда конфликтов, кризисов и катастроф. Алчность и жестокость здесь соседствуют с героизмом и милосердием, уныние и страх - с самыми смелыми устремлениями и надеждами.
Но всегда, прежде чем сходились на полях сражений многотысячные армии, начинали невидимую битву за интересы своих держав переговорщики и парламентеры... именно поэтому меня так привлекает профессия дипломата
Труд дипломата это риск,
Ведь дипломат, как шахматист,
Он должен наперед считать,
Чтоб честь страны мог отстоять,
Быть умным и невозмутимым,
И даже, может быть, красивым.
Ведь по нему, там вдалеке,
Подумают о всей стране!
В нашей школе ведется профориентационная работа со старшеклассниками, однако, проведенное анкетирование среди учащихся 9- х классов позволило сделать следующие выводы:
- не все девятиклассники знают, какие бывают профессии (15% опрошенных);
- многие затрудняются сказать, какую профессию хотят выбрать (40% опрошенных);
- многие не достаточно хорошо знают, какие профессии востребованы в своем регионе (50% опрошенных).
Проанализировав данные анкетирования, мы решили создать альбом о различных профессиях. Это поможет нам разобраться в мире профессий и возможно облегчит наш профессиональный выбор.
Психологические исследования старшеклассников 9-х классов.
Известно, что различные виды деятельности требуют от человека различных качеств, которыми не все обладают в равной степени. Поэтому свою исследовательскую деятельность начали с анкетирования. Мы решили выяснить, какие из этих качеств у нас развиты наилучшим образом, и в деятельности какого типа каждый из нас смог бы добиться наибольшего успеха. В этом нам помог психолог школы, который провел с нами элективный курс по профориентации «Мой выбор». Этот курс помог нам сориентироваться в мире профессий и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. В частности мы расширили представления о современном «рынке профессий».
Психолог школы помог нам сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией, положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии, а также ознакомились с правилами и способами получения профессии. Элективный курс «Мой выбор» состоял из теоретической и практической части. Теоретическая часть включала изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть была представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности (Приложение).
С целью изучения области интересов, типа профессии среди учащихся 9-х классов нашей школы было проведено анкетирование.
В результате анкетирования получены следующие данные:
Сфера деятельности, в которой учащиеся 9-х классов хотели бы себя проявить.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Таким образом, можно выделить самые высокие интересы девятиклассников в области журналистики, сферы обслуживания, техники, истории, права, искусства, медицины и педагогики.
Тип профессии среди учащихся 9-х классов.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Поиск информации по профессиональным сферам показал, что предпочтительная профессиональная сфера у девятиклассников - это профессии «Человек-Человек», основное содержание это общение с людьми:
1.педагогика (учитель, тренер, воспитатель, преподаватель ),
2.область юстиции (юрист, прокурор, следователь, адвокат ),
3.сфера обслуживания (продавец, официант, парикмахер, проводник .),
4. медицина (врач, медсестра, фармацевт ),
5. культпросветработа (библиотекарь, экскурсовод, корреспондент ).
Тип темперамента учащихся 9-а класса.
При изучении типа темперамента раскрыли информацию о себе учащиеся 9-х классов:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
После проведенных исследований и знакомства с различными профессиональными сферами мы обсудили весь собранный материал и результаты самоанализа. Каждый учащийся сопоставил выявленные качества, тем, которые требуются для того, чтобы успешно овладеть той или иной профессией. Каждый сделал для себя вывод: над развитием, каких качеств надо работать.
Затем были сформированы творческие группы, которые представляли одну из пяти групп профессий на общешкольном празднике «Фестиваль профессий» (Приложение).
На основе всей полученной информации, мы приступили к созданию альбома о профессиях.
Заключение
Как много выбора существует в мире профессий. И на этот путь выбора встали мы старшеклассники.
Профориентационная работа в школе помогает нам, учащимся 9-х классов, представить структуру своих способностей и интересов, увидеть проблемы в своем развитии, которые надо преодолеть. Профессию необходимо выбирать в соответствии со своими склонностями и способностями.
Создание альбома о профессиях помогло расширить и углубить наши знания об особенностях различных профессий. Мы думаем, что информация альбома поможет многим старшеклассникам определить свое дальнейшее профессиональное образование (Приложение).
Агитационная листовка
Все мы мечтаем себя в жизни найти,
Все задания, задачи, проблемы пройти,
Стать удачным рабочим, семью завести.
Но как это сделать и куда нам пойти?
Знаю я колледж очень престижный,
Обучение хорошее, персонал в нем отличный.
Каждый ребенок там, в меру приличный
Обучен, прилежен и даже статичен.
Много профессий, обратите внимание
Например, на дошкольное образование.
Если любовь к детям вызывает сомнение
Вам подойдет документационное обеспечение.
Выбор специальностей вам будет доступен.
Все что понравится, к тому и приступишь.
Я считаю, что колледж вам многое даст.
Обучит и снимет с вас мелкий балласт.
Камышловский педагогический колледж
С ним все секреты жизни раскроешь.
Советую вам в него поступать,
О лучшем колледже можно только мечтать!
Чупрова Анастасия (10 класс, Порошинская школа)
Литература
Город и образование / под.ред. Н.Н.Давыдовой. – Екатеринбург, 2004.
Жилина Е.А. Выбери профессию: юрист. – М: «КНОРУС», 2011.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д., 1996.
Меренков А.В. Родители и педагоги. Растим ребенка вместе. – Екатеринбург, 2005.
Психологическое сопровождение выбора профессии /под ред. Л.М.Митиной. – М., 1998.
Резапнина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. – М., Генезис, 2004.
Чистякова С.Н. педагогическое сопровождение самоопределение школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – М., 2005.
http://www.centerstart.ru/
Рисунок 1