Доклад на тему: Организация детских игр в специальных коррекционных учреждениях
Доклад на тему: Организация детских игр в специальных коррекционных учреждениях.
Воспитатель: Тлекенова Д.А.
Доклад на тему: Организация детских игр в специальных коррекционных учреждениях.
В наши дни растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и образование таких детей требует особого подхода со стороны педагогов, врачей, дефектологов, логопедов.
Игра является основным видом деятельности дошкольника, потому что наиболее доступна ребенку этого возраста. Именно в игре он знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развивается восприятие, мышление ловкость активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются все функции речи.
В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность. Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. Умственно отсталые дети инертны, не эмоциональны, поэтому взрослым необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит игра. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи занятия. Игра способствует физическому, психическому развитию каждого ребенка, помогает раскрыть их творческие способности. Игра помогает развивать потребность в речевом общении, обогатить активный словарь. Игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Еще в XVII веке Жан-Жак Руссо очень верно подметил, что для того, чтобы узнать и понять ребенка необходимо наблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения – это игровая деятельность.
Основные цели игровой деятельности:
способствует налаживанию контакта между взрослым и ребенком;
помогает словесному выражению чувств;
дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение;
расширяет круг интересов ребенка;
дети начинают импровизировать, передавать интонации, темп речи, имитировать звуки, которые издают персонажи.
В процессе игр дети начинают понимать, что они могут успешно выполнять игровое действие, они радуются успеху, испытывают удовлетворение от успешного выполнения игровых заданий. У них появляется настойчивость, возникает желание повторить игру.
Эффективность игр зависит от того, насколько они интересны по содержанию, насколько затрагивают значимые для детей стороны жизни и деятельности. Особое внимание нужно уделять созданию игрового настроения у ребят, поощрения результатов (промежуточных и конечных). Проводить игры надо систематически, постепенно усложняя задания, содержание и правила.
Основные виды игр:
Игры бывают с правилами и творческие.
Игры с правилами, в свою очередь, дидактические, подвижные, игры-развлечения, народные. Творческие игры – сюжетно-ролевые, строительные, драматизация.
Сюжетно-ролевая игра – отражение впечатлений детей об окружающей жизни. Содержание сюжетно-ролевых игр придумывают сами дети (например, «больница»).
Игры-драматизации – строятся на основе литературных произведений: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения.
Строительно-конструктивные игры – в них происходит замещение одних предметов другими: постройка возводится из специально созданных строительных материалов и конструкторов.
В игре происходит развитие наблюдательности, умственных способностей, речи, волевых качеств, формирование интереса к технике, развитие фантазии.
Дидактические игры – условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Цель таких игр: ознакомление со свойствами предметов, развитие памяти, мышления.
Настольно-печатные игры уточняют представление детей об окружающем, развитие мышления, составить из частей целое.
Словесные игры построены на слове, опираются на имеющиеся представление детей о предметах, о явлениях жизни. Словесные игры развивают речь детей, внимание, сообразительность, быстроту реакции.
Игра, как сложное и интересное явление, привлекает внимание всех воспитанников. Игра – это самовыражение ребенка, способ его совершенствование, с помощью игры или использования игровых технологий помогает детям повышать самооценку, раскрыть личностные качества. В то же время игра повышает интерес воспитанников к учебным занятиям, стимулирует познавательную активность. В процессе игры активно работают его воображение, память, мышление, усиливаются его эмоции.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей детей, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных знаний, пробуждению у детей живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление их на две большие группы: «творческие игры» и «игры с готовым содержанием и правилами».
Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.
Игры с готовым содержанием и правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил они предназначены для детей разного возраста.
В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, в которых дети специфическим образом отражают свои впечатления об окружающем мире (возводят постройки, сооружения), игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений и др.
В строительно-конструктивных играх дети отражают окружающий предметным мир: вещи, здания, сооружения. Они свободно и самостоятельно возводят различные постройки, отражая в них свои знания и впечатления. Образы предметов, зданий и сооружений передаются в весьма обобщенной и схематизированной форме.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок .
Каждому из видов игр свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих особенностей. Игра есть деятельность ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности.
В игре ребенок активно осваивает окружающий мир. Разнообразные по содержанию игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений. Ребенок познает в игре качества и свойства предметов, их назначение и способы использования; нормы общественного поведения; познает самого себя, свои возможности и способности.
В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Большое значение в воспитании внимания имеет учитель, его умение сосредоточить внимание детей на самом себе, а затем перенести его на то, что он говорит, - на тему занятия.
Для овладения вниманием детей необходимо, чтобы игра, предлагаемая учителем, была эмоционально насыщенной, яркой, да и у самого учителя она должна вызывать определенные эмоции: он сам должен быть глубоко заинтересован игрой.
Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решает учитель.
Литература:
Баряева Л.Б., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2001.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития - СПб, 2001.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик – Москва, 1983.
Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике, Москва, 1961.
Запорожец А.В. Психология. – Москва,1965
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – Москва,1998.