Учебно-методическое сопровождение внеаудиторной самостоятельной работы студентов в учреждениях СПО.

Учебно-методическое сопровождение
внеаудиторной самостоятельной работы студентов в учреждениях СПО.
Мушенко Р.А.
зам. директора по УМР ОГАПОУ
«Ютановский агромеханический техникум
имени Евграфа Петровича Ковалевского»

Изменение социально-экономических условий в российском обществе, переход к рынку привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе среднего профессионального образования стоит задача не просто дать студентам те или иные основы наук, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют необходимость обеспечения эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
Образовательные стандарты обязывают преподавателей обучать студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой кругозор, стремиться к истине в науке и практике.
Самостоятельная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и профессиональной образовательной организации, а также потребностей студентов в самореализации.
Роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса нельзя переоценить. Известно, что знание, которое приобретается в процессе самостоятельной деятельности, усваивается значительно лучше, чем то, которое сообщается преподавателем как готовое.
Итак, что же такое «самостоятельная работа» студентов?
Самостоятельная работа - это учебная, учебно-исследовательская и общественно-значимая деятельность обучающихся, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется ими самостоятельно.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется во внеаудиторное время по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Сегодня мы остановимся на внеаудиторной самостоятельной работе.
Организация любой работы в профессиональной образовательной организации начинается с подготовки локального акта Положения об организации самостоятельной работы студентов, в котором должны найти отражение такие вопросы, как:
- что такое самостоятельная работа, ее виды,
- цели самостоятельной работы,
- планирование внеаудиторной самостоятельной работы;
-организационно-методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы;
- организация руководства внеаудиторной самостоятельной работой;
- система контроля внеаудиторной самостоятельной работы.
При планировании самостоятельной работы следует определить, с какой целью она выполняется. Поэтому в локальном акте определяются следующие цели внеаудиторной самостоятельной работы:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний и практических умений, полученных во время аудиторных занятий;
- самостоятельное овладение учебным материалом;
- формирование умений использовать правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- развитие исследовательских умений
Положение рассматривается на заседании педагогического совета, утверждается приказом директора и является основным документом, на основании которого в техникуме организовывается внеаудиторная самостоятельная работа.
Организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы
студентов включает разработку и проведение комплекса мероприятий по ее
планированию и организации:
- планирование самостоятельной работы (на всех уровнях от преподавателя до администрации техникума);
- обеспечение информационной поддержки самостоятельной работы: учебной литературой, методическими пособиями, компьютерной техникой, полезными Интернет-ссылками, электронными книгами и пособиями, электронными информационными ресурсами, автоматизированными обучающими системами и программами, методическими рекомендациями по выполнению самостоятельной работы студентов;
- создание необходимых условий для самостоятельной работы в библиотеке.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:
- в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из блоков дисциплин, по каждой дисциплине;
- в рабочих программах дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам.
При разработке программы по учебной дисциплине и профессиональному модулю при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу.
Затем преподавателем составляется тематический план самостоятельной работы, в котором прописываются содержание и формы самостоятельной работы, а также формы контроля.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ; опытно-экспериментальная работа; упражнения спортивно-оздоровительного характера;
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.
Обращаясь опять же к ФГОС (раздел VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП) мы читаем, что «внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение». Поэтому важно не только определить количество часов, но и разработать методические указания (рекомендации) к выполнению ВСР.
Преподавателями нашего техникума разработаны методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе по всем дисциплинам и МДК. В методические рекомендации включаются инструкции по выполнению ВСР, в т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий; рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями; задания для самостоятельной работы; критерии самооценки выполненной работы; список основной и дополнительной литературы.
Кроме того, для качественного выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимо обеспечить необходимым учебно-методическим и справочным материалом, дидактическими средствами (первоисточниками, документами; текстами художественных произведений; сборниками задач и упражнений; комплектами журналов и газет, научно-популярной литературой; учебными фильмами, видеозаписями; картами, таблицами, приборами; коллекции и т.п. и), электронными образовательными ресурсами, доступом к сети Интернет.
Организацию самостоятельной работы студентов в техникуме обеспечивают заместители директора по УР, и УМР, преподаватели техникума, библиотекарь.

Методист:
разрабатывает нормативную документацию по самостоятельной работе;
информирует структурные подразделения техникума, обеспечивающие организацию самостоятельной работы, о нормативных документах и рекомендациях Минобрнауки России;
оказывает методическую помощь преподавателям по организации самостоятельной работы;
контролирует качество методического сопровождения и организацию самостоятельной работы студентов.

Преподаватели:
информируют студентов о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, основных требованиях к результатам работы, формах контроля самостоятельной работы;
осуществляют методическое сопровождение самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины/профессионального модуля и контроль ее результатов;
проводят групповые и индивидуальные консультации по выполнению самостоятельной работы в целях обеспечения устойчивой обратной связи и коррекции;
заполняют и ведут Журнал учета самостоятельной работы студента

Библиотекарь:
организует занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных;
оказывает студентам помощь в организации самостоятельных занятий.
формирует банк данных по каждой профессии/специальности, в который включены все электронные образовательные ресурсы (эл. учебники, рабочие тетради, методические рекомендации по выполнению ВСР (внеаудиторных самостоятельных работ), дополнительные электронные источники, список литературы и т.п. по каждой УД, МДК

Инженер-электроник:
оказывает помощь преподавателям по применению эффективных форм работы с информационно-коммуникационными средствами;
обеспечивает функционирование электронной библиотеки техникума.

Для эффективности внеаудиторной самостоятельности работы очень важно правильно организовать контроль результатов самостоятельной работы студентов
Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и самостоятельную работу по дисциплине / профессиональному модулю; может проходить в письменной, устной или смешанной форме с предоставлением изделия или продукта творческой деятельности.
Контроль самостоятельной работы должен отвечать следующим требованиям:
систематичность проведения;
максимальная индивидуализация контроля;
соответствие формы контроля виду задания для самостоятельной работы.
Согласно локальному акту техникума информация о результатах выполнения внеаудиторной самостоятельной работы фиксируется преподавателем в Журнале учёта самостоятельной работы студентов. Журнал ведется преподавателем в течение учебного года.

Факторы, способствующие активизации
самостоятельной работы студентов
Среди факторов способствующих активизации самостоятельной работы студентов можно выделить следующие:
Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, объяснить ему, при решении каких профессиональных задач необходима выполняемая работа.
Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой методической комиссией
Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием компьютеров. Подготовка к участию в таких формах занятий, подготовка к участию в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д. является такой формой внеаудиторной самостоятельной работы, которая подкреплена мотивационной составляющей.
Важно использовать мотивирующие факторы контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.





Список используемой литературы:

1. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.

2. Колеватова Т.А. Самостоятельная работа студентов при изучении специальных дисциплин /Т.А.Колеватова, преподаватель Орлово-Вятского сельскохозяйственного колледжа //Среднее профессиональное образование. Приложение. -2009.- №8. – С.18-26.

3. Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная асвета. 2005.№5.


15