Работа на уроке литературного чтения в 3классе над смысловым чтением

Работа на уроке литературного чтения
над смысловым чтением в 3классе
Понимаем, как важно, чтобы ученик при работе с произведением на уроке литературного чтения осмысленно работал с текстом. Чтобы этого добиться учителя используют разные формы работы.
Одним из таких приёмов является упражнение «Верно -неверно» или «Да-нет».
Для этого необходимо подготовить карточку с предложениями из текста произведения. Но не все предложения соответствуют событиям произведения. Есть варианты с ошибкой. Ученик читает эти предложения и отмечает знаком «+», если соответствует действительности, а если нет, то «- “. Так ученик возвращается к тексту, анализирует его повторно. Потом следует взаимопроверка или самопроверка работы. Этот вид работы можно использовать, как при первичном анализе текста, так и при обобщении-заключительном этапе работы.
Рассмотрим это на примере карточки для урока литературного чтения в 3классе при работе с текстом произведения В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» (УМК «Школа России»)

Карточка 1
Прочитайте предложения. Если оно соответствует тексту произведения, поставьте «+», а если нет, то поставьте знак «-«.
1.Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в теремке и ловила комаров, и мошку.
2.Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась холодным мелким дождиком.
3.Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе..На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.
4.Они так кричали, что почти оглушили лягушку.
5.И когда та пропела ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце всё- таки спросила, потому что была осторожна.
6.-Ква! -сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы её и похвалить за кваканье осенью.
7. -Позвольте мне подумать только одну минутку, -сказала лягушка.
8.И она попрощалась и ушла с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять.
9.Пусть две из вас возьмут из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине.
10. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться.
11. Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что открыв рот, она свалится со страшной высоты, ещё крепче стиснула челюсти.
12. нельзя ли нам лететь повыше? У меня от высоты не кружится голова, и я не боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
13.Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: «Это я! Я!»
14. И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый необыкновенный способ путешествия на утках.
Этот вид работы помогает подвести учеников к пониманию содержания и основной мысли произведения, а также анализировать содержание сказки.
Можно использовать, как для индивидуальной, так и фронтальной работы, если вывести текст на слайд презентации.
Литература:
1.Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова,Л.А.Виноградмкая,М.В.Бойкина.Литературное чтение.3класс./Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2-ухчастях:Ч.1/М.:Просвещение,2013.-223с.-с.188-195.

15