Урок литературного чтенияИ. НИКИТИН. ВЕСЕЛО СИЯЕТ….А. ПУШКИН. ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Урок литературного чтения 46 Дата ______________
И. НИКИТИН. «ВЕСЕЛО СИЯеТ…».А. ПУШКИН. «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»
Цели: развивать память, речь, внимание учащихся, умение работать с поэтическим текстом; познакомить с творчеством А. С. Пушкина и И. Никитина; работать над выразительностью чтения.
Оборудование: портрет И. Никитина и А. С. Пушкина, выставка книг «Стихи А. С. Пушкина», карточки с отметками «3», «4», «5».
Ход урока
Содержание урока Деятельность уч-ся УУД
I. Организационный момент. Р. Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. Контролировать себя при чтении.
П1 Ориентироваться в тексте произведения.
П2 Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера, с точки зрения его языковой выразительности.
К. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания.
Л. Развивать эстетические чувства и эстетический вкус.
II. Актуализация знаний.
1. Беседа по вопросам.
– Назовите раздел, к изучению которого приступили на прошлом уроке.
– Каким произведением начался раздел? Какое это произведение по жанру? Кто автор?
ответы на вопросы
2,3 учебника на с. 136
2. Конкурс чтецов. читают вопросы и дают полные ответы на них.
читают стихотворение, оценивают друг друга III. Работа по теме урока.
Постановка учебных задач.
подготовительные упражнения учебника
задание установочного характера, предваряющее стихотворение И. Никитина.
– Сегодня мы продолжим работу с поэтическими произведениями раздела «Снег летает и сверкает…». Будем учиться рисовать словесные картины к ним.
. Чтение стихотворения И. Никитина «Весело сияет…» учащимися вслух и про себя.
На доске портрет Ивана Саввича Никитина (1824–1861).
– Перечитайте стихотворение И. Никитина несколько раз, стараясь все ярче и ярче видеть, представлять картины, которые нарисованы словами.
– Что же будет на первом плане твоей картины? Почему? Как об этом сказано поэтом? – Что еще ты нарисуешь?
– Какие краски будете использовать, выполняя иллюстрацию к этому стихотворению? Почему?
– Какое настроение у этого стихотворения?
Подготовка к восприятию стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».
– Сегодня мы будем читать стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (портрет на доске), которое он написал, находясь в ссылке, в глухом селе Михайловском. Туда по приказу царя поэт был выслан за то, что в своих произведениях он смело осуждал несправедливость существующих порядков, крепостное право, призывал бороться против них. Жил А. С. Пушкин в ссылке одиноко, без родных и друзей, каждый его шаг был под наблюдением. И только няня, добрая, отзывчивая, все понимающая Арина Родионовна, любившая Пушкина как родного сына, была рядом с ним.
В одном из стихотворных набросков Пушкин писал:
Мастерица ведь была, И откуда что брала!
А куда разумны шутки, Приговоры, прибаутки,
Небылицы, былины´ Православной старины!
Слушать, так душе отрадно И не пил бы, и не ел,
Всё бы слушал да сидел.Кто придумал их так ладно?
В одном из писем Пушкин написал брату: «Вечером слушаю
сказки моей няни... Она единственная моя подруга, и с нею только
мне не скучно».
А теперь представьте: зима, вечер... За окном бушует метель, впечно´й трубе гудит ветер. В такие минуты Пушкину было особенно
одиноко, грустно... И поэт идёт к няне отдохнуть, послушать её на-
певный голос.
С ней Пушкин вел задушевные беседы в долгие зимние вечера, читал только что написанные стихи, слушал ее рассказы, сказки, песни, ей он посвящал свои стихи.
Чтение стихотворения учителем.
– Какое настроение у этого стихотворения? Почему так решили? выполняют подготовительные упражнения учебника
ставят учебные задачи
читают вслух и про себя
рисуют
словесные картины
слушают сведения о писателе
слушают стихотворение
обмениваются впечатлениями Первичное закрепление Чтение стихотворения учащимися про себя и деление на части.. Анализ произведения по частям.
1-я часть – описание бури (8 строк).
2-я часть – обращение к няне (16 строк).
3-я часть – описание бури (8 строк).
– Прочитайте описание бури. С помощью каких сравнений поэт дает возможность представить картину бури? (Завоет, как зверь; заплачет, как дитя; зашумит соломой; застучит, как путник запоздалый.)
– Какие строки о буре повторяются в стихотворении? Прочитайте их.
– Как завывание бури влияло на настроение поэта?
– Прочитайте обращение поэта к няне. Какое настроение было у няни в тот зимний вечер? Что можно сказать об отношении Пушкина к своей няне?
– Почему можно сказать, что поэт любил песни, которые пела няня?
– Как вы думаете, одинаково ли лирический герой и няня относятся к буре? Воспринимает ли няня бурю как что-то недоброе? А герой?
– Как лирический герой относится к старушке? Какие слова
стихотворения помогли сделать такой вывод?
– Что сказано о жилище, в котором находится во время бури
лирический герой? –
Прочитайте строки, в которых сказано о том, где жил поэт. (Жил Пушкин в старом, небольшом домике-флигеле с маленькими, низкими окнами. Кровля (крыша) дома обветшала. В доме было темно, отапливались и освещались только комнаты, в которых были поэт и няня).Работа над выразительным чтением.
– Чем отличается последняя строфа стихотворения? (Здесьсоединены описание бури и обращение к няне, повторяется то, что
было сказано раньше.)
– Как вы думаете, почему Пушкин повторил строки? Он сделал
это специально или потому что не нашёл новых слов?
. Последняя строфа таким повтором завершает две
основные темы стихотворения (буря, общение с близким человеком). От этого повторения создаётся впечатление круга: с чего начали, к тому же и вернулись, это усиливает впечатление и создаёт ощущение завершённости произведения. читают
делят на смысловые части
отвечают на вопросы по содержанию
отрабатывают
выразительное чтение Подведение итогов урока делают выводы Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению стихотворения (вопрос 4, с. 140); нарисовать к нему иллюстрацию (устно). Желающие учат его наизусть.
искать и читать книги о зиме записывают домашнее задание