«Композиторы-юбиляры в репертуаре учащихся моего класса»


Методическая работа
преподавателя высшей категории фортепианного отдела
«Детской музыкальной школы»
г.Армянска Республики Крым
«Композиторы-юбиляры в репертуаре учащихся моего класса»
30.01.2013г.
Репертуар учащихся ДМШ не обходится без произведений из «Детского альбома» и «Времен года» П.И.Чайковского.
Я постоянно, на протяжении всей преподавательской деятельности, включаю в рабочий план своих учащихся пьесы из «Детского альбома». Остановлюсь на некоторых из них.
«Болезнь куклы» особенно любима учениками младших классов. Образ, заложенный в этой пьесе, понятен и доступен ученику.
Исполняя эту пьесу, ученик приобретает умение работать над звуком, над его певучестью, слышать гармонические краски и их смену.
Некоторым ученикам можно предложить применение педали, предварительно объяснить им правила ее применения (прямая, запаздывающая педаль).
«Вальс».
Это балетный вальс. Пьеса знакомит ученика с танцевальной формой, с более сложными техническими задачами, с интересной ритмикой.
Определенную трудность представляет исполнение мелодии, которая начинается не с привычной сильной доли такта, а с акцентированной второй доли.
Ритмические сложности возникают и в средней части, где в мелодии звучат четвертные длительности. Происходит смещение акцентов. Вот их чередование /2-1-3-2/. Они записаны половинными длительностями.
Большое внимание надо уделить правильной педализации, начальные навыки которой были заложены раньше. Обязательно брать прямую педаль на сильную долю такта и снимать на третью долю.
«Камаринская».
Хорошему техническому развитию способствует пьеса «Камаринская», если она исполнена в требуемом темпе.
Пьеса требует от исполнителя точной аппликатуры, хорошей координации движений, активной артикуляции звука, ощущения фразы.
Наиболее техническая часть начинается с 13го такта, где появляются неудобные скачки в мелодии, которые требуют тщательной проработки.
Тщательной работы требует партия левой руки в самом начале пьесы. Бас – тоника (нота «ре») должен быть удержан три такта, при этом желательно четвертные ноты исполнить легато.
На фоне партии левой руки мелодия исполняется стаккато. Такое сочетание различных штрихов подчеркивает характер пляски.
Советую применять педаль в средней части пьесы на соль мажорном трезвучии.
«Песня жаворонка»
Эту пьесу я включаю в репертуар учащихся, к сожалению, не так часто как хотелось бы, в основном ученикам средних классов, имеющих уже определенные технические навыки (пальцевую беглость, хорошее чувство ритма, образное мышление).
Вся пьеса написана с использованием изобразительных моментов (быстрые триоли, короткие форшлаги), изображающие щебетание жаворонка.
Ученик должен хорошо слышать и чувствовать эти украшения и передать радостное настроение от встречи с весной.
Педагогу предстоит большая, тщательная работа над освоением всех технических сложностей.
Эдвард Григ
Суровую красоту природы и своеобразно проявляющиеся черты народного характера – мужественность, доброту, весёлость – люди в других странах лучше всего представляют себе благодаря музыке Эдварда Грига.
Музыка этого замечательного, своеобразного композитора глубоко лиричная, ярко национальная, тонко поэтичная и удивительно доходчивая, стала национальным достоянием.
Сам Григ так сказал о себе: «Я записывал народную музыку моей страны. Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей Родины и из этого пытался создать национальное искусство».
А вот как характеризовал творчество Грига его современник и горячий почитатель П,И,Чайковский, которого соединяла с норвежским композитором личная дружба: «…что за прелесть и богатство музыкального изобретения! Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько очаровательного своеобразия в его остроумных модуляциях и в ритме! Если прибавить ко всем этим редким качествам полнейшую простоту, то неудивительно, что Грига любят все. Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца…».
Центральное место в творческом наследии Грига заняли многочисленные сочинения для фортепиано.
Основная часть фортепианного наследия Грига – небольшие пьесы. Они не требуют от пианиста виртуозной техники.
Многие из них доступны юным исполнителям. Тем не менее, пьесы Грига отличаются мастерской фортепианной фактурой и, главное, ярким образным содержанием.
Я на протяжении всех лет своей работы, включаю в репертуар учащихся своего класса музыкальные произведения Грига: Сонату ми минор 1 и 2 части, Поэтические картинки, Пьесы Кобольд, Ноктюрн, Шествие гномов, Лирические пьесы соч.12, 38 и 43.
«Вальс» ля минор соч.12 №2
Можно представить себе бытовую сценку. Кто-то начинает вальсировать под типичный мерный аккомпанемент, но все время слегка сбивается на норвежский народный спрингданс. Это трехдольный танец «вприпрыжку» с характерными озорными синкопами.
Обратить внимание ученика на форму произведения. Вальс написан в простой трехчастной форме с кодой. Кода звучит в одноименной тональности – Ля мажор.
О педали. Педаль везде брать прямую на звуке «ля»(тонике)
С 12го такта применять запаздывающую педаль после счета «два» во всех аналогичных местах.
«Вальс» ми минор соч.38 №7
Этот вальс несколько иного плана имеет мечтательно-поэтическую окраску.
Вальс полон романтического порыва.
В средней части возникает сходство с порханием легкокрылых фантастических существ (эльфов).
Необходимо отметить особую пластичность и изящество мелодики, ритмики, неожиданные сопоставления – стремительному (на pp) полетному среднему разделу контрастируют умеренно быстрые крайние части.
Рассказать ученику о форме произведения, педализации. Используется прямая короткая педаль
В средней части (Presto)с 9 по 12 такты педаль лучше не брать.
В 15 такте короткий форшлаг (нота соль) советую исполнять на счет «раз» вместе с аккордом.
«Странник» соч.43 №2
Своеобразная пьеса развивающая у ученика эмоциональность, умение образно мыслить, чувствовать темповые изменения, помеченные в нотах (stretto, poco ritardando, a tempo, poco ritenuto)
Можно представить себе образ странника, который не равнодушен к окружающему его миру или человека, покинувшего родные места.
Необходимо отметить гармоническое богатство в этом произведении, интересные аккорды, а употребление педали поможет подчеркнуть гармонические краски. Брать короткую педаль на восьмую ноту с акцентом на счет «шесть».
«Весной» соч.43 №6
Эту замечательную пьесу включаю в репертуар способных учеников страших классов.
Страстная влюбленность в красоту пробуждения северной природы запечатлена в этой пьесе. Хрустальная прозрачность ее звучания на время омрачается – словно набежавшим облаком.
Начинается средняя часть, которая звучит тревожно. Постепенно звучание становится все ярче и ярче, и, наконец, подводит к кульминации, после которой еще ярче и шире вновь разливается ласковый свет весеннего солнца.
Перед исполнителем этой пьесы встают многочисленные задачи: протяженная по форме пьеса, разбор текста, многочисленные знаки(тональность Фа # мажор), ритм(полиритмия), длинные арпеджио, которые начинаются в третей части. Работа над педализацией.
А самое главное – передать содержание этой музыки, ее богатую эмоциональность и живописность.
Заключение
Практически в каждом учебном году мы отмечаем знаменательные даты, связанные с композиторами, произведения которых включены в программу ДМШ.
Сегодня я остановился на двух композиторах, но в репертуаре учеников моего класса были и есть произведения других замечательных композиторов: С.Прокофьева, А.Моцарта, Л,Бетховена, Р.Шумана, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, К.Дебюсси, С.Рахманинова, А.Хачатуряна и др.
Произведения этих композиторов развивают учеников в техническом и музыкальном плане, но это требует от преподавателя и ученика большой тщательной работы.