Рабочая программа по основам духовной нравственности


Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012., В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах.
Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Требования к уровню подготовки учащимися
Личностные:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозныхтекстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение собщечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализироватьвысказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказыванияизвестных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии сучебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решенияучебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного(безнравственного) поведения человека.
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками
Данная программа рассчитана на 17 часов, исходя из 1 часа в неделю, на 1 полугодие.
Содержание дисциплины.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
В программе курса для 5-х классов представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков
Тематическое планирование

п/пНаименование разделов и тем Максима
льная нагрузка учащегося, ч. Теоретиче ское обучение, ч. Лаборато рные и практиче ские работы, ч. Из них
Контрольная работа, ч. Экскурсии, ч.
Самосто ятельная работа, ч.
I. Тематическое планирование 2 2 II. Нравственные ценности российского народа 7 7 III. Религия и культура 5 5 IV. Как сохранить духовные ценности 2 2 V. Твой духовный мир 1 1 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .№ п/пНаименование разделов и тем Вид занятия Количество часов Виды самостоятельной работы Дата проведения
планируемая фактическая
1 В мире культуры. 1. Величие многонациональной российской культуры беседа 1 2.Человек-творец и носитель культуры. Комбин урок Комбин урок Сообщение 2 Нравственные ценности российского народа 1.Береги землю родимую, как мать любимую. Комбин урок 2.Жизнь ратными подвигами полна. Комбин урок Сост плана 3.В труде красота человека. Комбин урок Сост плана 4.Плод добрых трудов славен. Комбин урок Сообщение 5.Люди труда Комбин урок Выбор пересказ 6.Бережное отношение к природе. Комбин урок Сост плана 7.Семья-хранитель духовных ценностей. Комбин урок Сообщение 3 Религия и культура. 1.Роль религии в развитии куль туры Комбин урок Истор справка 2.Культурное наследие христианской Руси. Комбин урок Сообщение 3.Культура ислама. Комбин урок Истор справка 4.Иудаизм и культура. Комбин урок Истор справка 5.Культурные традиции буддизма. Комбин урок Сообщение 4 Как сохранить духовные ценности. 1.Забота государства о сохранении духовных ценностей. Комбин урок Выбор пересказ 2.Хранить память предков. Комбин урок Сообщение 5 Твой духовный мир. 1.Что составляет твой духовный мир. Комбин урок Сообщение Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
1. Мультимедийный компьютер.2. Мультимедиапроектор.3. Средства телекоммуникации ( выход в Интернет).4. Смарт-доска.5. Видеотека.6. Телевизор.
Список учебно-методической литературы.
Н.В. Федоров, В.И, Власенко Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник для учащихся общеобразовательных школ. Москва. Издательский центр «Вентана-граф» 2015.
Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.
Ахмедьянов А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
 
Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников [Текст] / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.
 
Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики [Текст] / Е. Г. Ванслова // Школьная библиотека. - 2008. - № 6 - 7. - С. 174 - 179.
 
Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей [Текст] / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 - 41.
 
Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.