Конспект урока Кто повинен в нечеловеческих страданиях детей? (По повести А. Приставкина Ночевала тучка золотая)
Чернова Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия» г. Гая Оренбургской области
Тема: «Кто повинен в нечеловеческих страданиях детей?» ( по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая")
Тип урока: Комбинированный, с использованием ИКТ.
Цели и задачи урока:
Проникновение в глубину мировосприятия писателя;
Воспитание чувства сострадания, милосердия, терпимости к людям;
Раскрытие драмы гонимых войной детишек, втянутых в трагические обстоятельства насильственного переселения целых народов.
Развитие навыков комментированного аналитического чтения.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
Формы организации работы детей: индивидуальная, в группах сменного состава
Формы организации работы учителя: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.
Приобретаемые навыки детей:
развитие навыков комментированного, аналитического чтения;
развитие коммуникативных навыков;
развитие навыков публичного выступления.
На данном уроке перед детьми ставятся серьезные вопросы о гражданской ответственности каждого за то, что происходит вокруг него, об истинном сострадании и милосердии, т.к. в современном мире ситуация очень неспокойная: межнациональные войны, межэтническая рознь. И наша задача подтолкнуть учащихся к размышлению об уроках истории, о культуре межчеловеческих отношений, о роли личности в истории. Повесть А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”, как никакая другая, подходит для этого.
Оборудование:
портрет писателя, картины с видами Кавказа, иллюстрации детей к повести;
презентация к уроку;
компьютер, проектор.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Прочитана еще одна книга, закрыта последняя страница. Сегодня нам предстоит непростой разговор, потому что повесть Приставкина «Ночевала тучка золотая» - это боль и крик души.
Попрошу вас коротко и образно высказаться о своих ощущениях после прочтения книги.
II. Актуализация знаний учащихся (СЛАЙД 1)
Стихотворение Евгения Александрова можно смело считать эпиграфом к нашему уроку.
Ах! Дети… Сколько на планете
Их было, сжавшихся в комок!..
Их души жёг жестокий ветер,
А приласкать никто не мог.
И я средь них…
Среди осинок,
Среди бурьяна, лебеды…
И кровь моя доныне стынет
От страшной памяти беды.
III. Введение в тему урока
- В какое время развиваются события? (СЛАЙД 2)
(Автор показывает нам Россию в период сталинских репрессий. Действие происходит осенью 1944 года. По указанию Сталина вывезли с Кавказа часть коренного населения , а вместо этих людей привезли из России детдомовцев, а кроме них и других несчастных людей, не хотевших покидать Родину . Но их не спросили ни о чем.
Война еще идет. 23 февраля 1944 года — дата, ставшая черной страницей в истории чеченского народа, именно в этот день началась депортация чеченского народа (так называемая операция «Чечевица»).
- Самому Приставкину эта тема особенно близка. Он пишет: (СЛАЙД 3)
«А может, это все сказки, что детдомовцы – рождаются? Может, они сами по себе заводятся? От них , говорят, вся зараза… И так в стране продуктов не хватает, а преступность растет и растет. И тех, кто попрожорливее, раз – на Кавказ Вот, глядишь, и не стало. И всем спокойно. Из ничего вышли, в ничего ушли. Какое уж там рождение! Господи!»
IV. Осмысление впечатлений о повести
1. Жизнь детей в детдоме.
- Расскажите о главных героях повести. Кто такие Кузьменыши ?
(Братья Кузьмины Сашка и Колька – двойняшки. Они похожи так, что никто не мог научиться их различать. Они попали в Томилинский детдом, находящийся в Подмосковье. Здесь их стали называть Кузьменышами. На самом деле братья были разными. Сашка был умным. Он мог сосредоточиться и вынести правильное решение. Колька это знал и слушался брата. Без него решений он не принимал. Зато Колька был очень шустрым, ловким , быстрым. Он мог украсть что-то, сбежать вовремя , в общем, привести в действие план, придуманный Сашкой. Выглядели они маленькими оборвышами. Нелегко жилось им в детдоме . Они вечно были голодными. Была осень военного 1944 года. Голодала вся страна. Но особенно страшно было беспризорным детям. «Вся напряженная жизнь ребят складывалась вокруг мерзлой картофелинки, картофельных очистков и, как верха желания и мечты,- корочки хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить один только лишний военный день». Мальчишки мечтают о фруктах, но даже не знают значения этого слова. Для Сашки фрукты — что-то божественное, Колька же говорит просто: «Это и есть картошка». Братья мечтают также о буханке хлеба, которую они ни разу не держали в руках. Впервые увиденный ими батон они распознали только потому, что его «в одном довоенном кино показывали». Именно эта мечта привела ребят к стенам хлеборезки. Сашка подумал и разработал план - вырыть подкоп под эту стену и тогда можно стащить оттуда пару булок хлеба. Ведь для них корочку отломить – уже счастье. Но подкоп рухнул. И им ничего не остается, как ехать на Кавказ, чтобы избежать наказания).
- Зачитайте строчки, которые раскрывают, на ваш взгляд, тяжелое существование детдомовцев. ( Чтение самых ярких описаний)
- Пришлось ребятам принимать решение. Они вызвались ехать на далекий Кавказ. «Ребятам так и сказали: хотите, мол, нажраться – поезжайте. Там все есть. И хлеб там есть. И картошка . И даже фрукты. О существовании которых они и не подозревали.» Вот какой разговор состоялся между братьями.
Чтение по ролям.
Сашка:
-Хочу фруктов… Вот тех, о которых этот… который приезжал, говорил.
Колька:
-Фрукт – это и есть картошка, я точно знаю. А еще фрукт – это директор. Я сам своими ушами слышал, как один из саперов сказал, показывая на директора: «Тоже фрукт… От войны за детишками спасается!»
Сашка:
- Картошки наедимся!
Колька:
- Когда шакалов привезут в такой богатый край, он сразу бедным станет. Вон, читал, что саранча, куда меньше размером детдомовцев и живот у нее не как у нашего брата, все подряд жрать не станет. И то после нее голое место остается. Ей те самые непонятные фрукты подавай. А мы так и ботву, и листики, и цветочки сожрем…
2. В дороге
- Какие тяготы переживают ребята в дороге?
(Страшный голод. Каким холодным и бессердечным человеком надо быть, чтобы поступить так, как директор детдома в Томилине. Ему было приказано дать детям на дорогу пайки на 5 суток и прилично одеть их. Что же сделал он? Велел братьям поменяться одеждой, потом сунул по куску хлеба и все... Этот человек не имел понятия ни о чести, ни о совести, хотя ему были доверены детские судьбы. «Своими ушами Колька слышал, как один из саперов, уходя, произнес негромко, указывая на директора: «От войны за детишками спасается!»
На 500 человек им дали дали немного продуктов: муки, из которой варили баланду; собирали крапиву, из нее тоже готовился суп. Но скоро и это кончилось, продуктов не давали, и дети перешли на воровство. А когда стали подъезжать к Кавказу, то на остановках дети тащили с огородов все: кукурузу, тыкву, (ее жевали как яблоки вместе с кожурой), огурцы, морковь, свеклу, подсолнухи, кабачки, думая, что такие огурцы. Скоро весь эшелон заболел: дизентерия. Были смертельные исходы. Очень сильно заболел и Сашка, его хотели оставить в этом городе, но Коля попросил Регину Петровну не разлучать их, она помогла).
А дальше – кража батона в Воронеже, тем батоном они долго питались, выели только мягкую середину, получился сосуд, на других остановках, на рынке просили налить в него сметаны или ряженки, потом, не сходясь в цене, плевали и убегали, но что-то оставалось, и это что-то соскребали пальцами. И мед, который украли долго ели, а рубаху, испачканную медом, обсосали.
- Чтобы представить, насколько детям было тяжело необходимо зачитать строчки:
« Сашка подумал: рот бы себе чем заткнуть, чтобы не закричать. не зареветь от голода на весь вагон! Не из-за банки тушенки – это недосягаемая мечта. Он думал про директора, которому велели письменно, это по чужим разговорам стало ясно, дать им хлебный и прочий паек на пять суток! Где плюгавенькая совесть его была, ведь знал же он, что посылает двух детей в голодную многосуточную дорогу»).
- Какие чувства вызывают у вас страницы, связанные с голодом? Можно ли оправдать воровство и другие неприглядные поступки детей?
3. Жизнь в колонии на Кавказе
- Легче ли жилось в колонии на Кавказе?
(Всех беспризорников определили в колонию. Но кормить их никто не собирался, они были предоставлены себе.
Снова поднапрягся Сашка. Придумал, как попасть на склад , как выменять пальто и шапку на продукты. Помог им бывший проводник их поезда Илья, он и рассказал им, что здесь их никто не ждал. А везли их для того, чтобы заселить эту пустую землю. Кузьменыши понимали, что счастье их не ждет, но надо было как-то жить.
Директор колонии Мешков Петр Анисимович, которого дети называли ласково «Портфельчик». Он был заботливым, старался достать пропитание для детей. Это видели и его любили. Ездил в район, доставал продукты, обивал пороги казенных учреждений. Выпрашивал рабочие места для старших детей на консервном заводе, где детей могли накормить.
Мешков был честным человеком и поэтому многое не замечал. Он не предполагал, что столько варенья его воспитанники могли наворовать на консервном заводе. Любимая его фраза: «Это ведь непонятно что происходит…»
Именно так говорил директор, обнаруживая очередную шалость своих воспитанников. Конечно, он был наивным человеком, но добрым, заботливым. Его вместе с другими детдомовцами убили местные жители , мстя за свою поломанную жизнь.
Помогала как могла и Регина Петровна. Она заметила братьев, поняла, насколько они беззащитны, и старалась опекать их.
Мальчишки платили ей такой же любовью. Они заботились о ее сыновьях, кормили их вареньем с консервного завода. Они даже отложили побег из-за Регины. Нельзя было бросить ее и маленький ее сыновей, пока она больна. Надо дождаться выздоровления Регины Петровны.
- Прочитайте слова тёти Зины:
Как сейчас вижу этих голодных ребятишек. Когда я их угостила баклажанной икрой, они не хотели ее есть из-за желтого вида, так как никогда ее не ели. А потом назвали икру "блаженной". Они молниеносно съедали все, что им не давали. Однажды я им несколько банок повидла подряд дала, они только-только на четвертой притормозили, стали есть медленней. И такие маленькие... работали... Как сейчас помню: в первый день, по-воровски, все детдомовцы из мешка сахар таскали пригоршней скорей в рот. Нам жалко... Делали вид, что не замечали.
4. Смерть Сашки
- Почему жизнь детей на Кавказе обернулась для многих детдомовцев, в том числе и для Сашки смертью?
Горцы были ослеплены ненавистью и творили злодеяния, на которые раньше никто бы из них не осмелился. Их семьи, женщин, стариков и детей убивали русские солдаты, свято веря в то, что они продались фашистам. Оставшихся в живых сажали силой в поезда и вывозили в неведомую Сибирь. Именно этот поезд с голодными детьми и увидел Колька на станции. Чеченцы мстили русским. От их руки погибла веселая, жизнерадостная Вера, директор Мешков, детдомовцы. Подобная участь ожидала и Регину Петровну, но Алхузур спас ее от верной смерти.
- Смерть Сашки – это непоправимая утрата для Кольки. Два брата – единое целое, и как жить теперь без брата он не знает. Совершенно невозможно говорить о смерти Сашки и о том, что переживает Колька в этот момент. Давайте еще раз перечитаем, пронизанный недетской болью эпизод.
(Колька снова перетащил Сашку на улицу и положил на тележку, подстелив под низ два мешка, чтоб брату было не слишком жестко. Он лежал головой по ходу, и Колька подумал, что так Сашке будет удобнее ехать. Он даже не понял, тяжело ему везти или нет. Да и какая мера тяжести тут могла быть, если он вез брата, с которым они никогда не жили поврозь, а лишь вместе, а значит, выходило, что Колька вез самого себя. Он катил свою тележку сквозь ночь и разговаривал с братом. Появилась станция. «Вот мы и приехали, теперь будем ждать поезда. Я немного устал. Да и ты, наверное, устал. Поезд остановился. Под третьим вагоном Колька обнаружил железный ящик. На дно постелил ватник .Колька, запыхавшись, перевалил его в ящик. Лицом вверх, а сверху и сбоку мешками обложил. Чтобы холодно не было. Поезд тронулся, и Сашка поехал. А Колька один у черной насыпи остался).
- Почему Колька именно так хоронит Сашку?
- Колька не хоронит брата. Он отправляет его, как и мечталось в путешествие, положив в ящик под вагоном. Так не стало 11-летнего человечка. Кажется, только одного из многих миллионов, которых забрала война. Но ведь это часть другого Кузьмёныша. И как тут не вспомнить строчки из стихотворения Лермонтова «…Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.»
- Почему не уехал вместе с братом?
- Кто вернул Кольку к жизни?
(После того, как Колька не нашел Регину Петровну, остался ночевать в одном из пустынных домиков. Когда очнулся через несколько дней, возле него сидел Алхузур. Колька был в бреду и принимал его за брата Сашку, звал его, он говорил, что он "Саск" и кормил виноградом, поил... жизнь спас , а мог убить).
- Давайте обратимся к первому разговору Кольки, пришедшего в сознание, с незнакомым чеченским мальчиком, который также потерял своих близких.
Чтение по ролям
- Почему Колька не испытывает ненависти к чеченцу Алхузуру? (Алхузур (чечен.) – просветление, восход.)
VII. Вывод
- Двое сирот – жертвы одних и тех же обстоятельств – противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Таким юным выпало столько горя, что не под силу вынести и взрослому. Но у них еще вся жизнь впереди. И что их ждет, никто не знает.
НЕ может Колька смириться со смертью брата. В тяжелую минуту, когда на него направлено ружье чеченца и он готов принять смерть, он представляет встречу с братом :
«Они будут плыть над серебряными вершинами Кавказских гор золотыми круглыми тучками, а Колька скажет:
-Здравствуй, Сашка! Тебе тут хорошо?
-Ну, конечно. Мне тут хорошо.
-А я с Алхузуром подружился,- скажет Колька.- Он тоже нам с тобой брат.
-Я думаю , что все люди братья,- скажет Сашка, и они поплывут, поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне , где брат убивает брата.
- Итак, два мира: мир детей и мир взрослых. Чем они отличаются. (Защита мини-проекта)
VIII. Заключительный этап урока. Рефлексия.
- Так кто же повинен в судьбе героев? Мне вновь хочется обратиться к страницам книги: «… Колька и Алхузур надрезали стекляшкой кожу на левой руке и потерлись ранками.
- Теперь мы совсем родные. А отсюда нам надо уходить. Чеченцы меня все равно застрелят.
- Там боец стреляет, - с боязнью произнес Алхузур.
- А здесь чечен стреляет..
- Везде плохо. А зачем они стреляют? Ты понимаешь?
- Нет, - сказал Колька. – Я думаю, что никто не понимает.
-Но они же большие... Они же умные…
Колька ничего не ответил. Они смотрели на горы, сверкающие в высоте, и не знали, как им дальше жить».
- Гибель ближнего заставила Кольку задуматься над многими вопросами, ответы на которые мы не можем дать и сегодня. Маленький Колька увидел причины, заставившие чеченца поднять руку на ребенка. Насилие порождает насилие, преступление – преступление. Несчастной жертвой становится ни в чём не повинный подросток.
- Взрослые они же такие умные… - говорит Алхузур.
- Вслед за мальчишками обратитесь к взрослым, остановите их…