Дидактический материал по русскому языку. словарные слова.
Дидактический материал
Косенко Ирина Александровна
Учитель начальных классов
Волгоград 2014
Работа над словарными словами
Язык и стар, и вечно нов -И это так прекрасно!В огромном море - море слов -Купайся ежечасно!
Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"? Словарные слова – это одна из трудностей, с которой сталкиваются ученики в начальной школе. Ведь правила для написания словарного слова не существует. Значит, его надо запомнить.
Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Я хочу предложить эффективный дидактический материал для словарной работы на уроках русского языка, который сделает процесс запоминания слов интересным и непроизвольным.
Во-первых, учитель должен определить список словарных слов, обязательных для запоминания, по классам (если это не предусмотрено самим УМК, по которому работает учитель), и сгруппировать их для изучения в течение недели. Возьмём для примера следующую группу для
1 класса и покажем на ней этапы работы над словарными словами:
воробей
ворона
ласточка
лебедь
снегирь
Первый этап: знакомство со словом и его значением.
В первый день недели учащиеся знакомятся с группой слов. По системе Л.В. Занкова, знания не даются в готовом виде, поэтому для предъявления слов можно использовать ребусы. При разгадывании ребусов дети самостоятельно производят буквенный анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию написания слов с непроверяемыми орфограмами.
В этот день для читающих детей можно дать индивидуальное исследовательское задание на дом: приготовить сообщение о происхождении (этимологии) конкретного слова.
Отгадай слова, зашифрованные в ребусах. Запиши отгадки. Поставь ударение. Подчеркни орфограммы. Распредели слова в две группы.
_____________________________________________
______________________________________________
________________________________________________
__________________________________
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_
_____________________________________________________________________________
2.Гласные потерялись. Восстанови слова, запиши правильно.
Врбй
Врн
Лстчк..
Лбдь
Снгрь
Второй этап: закрепление написание словарных слов
На втором уроке следующий этап: вставить пропущенные буквы. Посчитайте, сколько в слове звуков, и соедини их линией с нужным числом. Это задание дается, чтобы дети еще раз обратили внимание на несовпадение звучания и написания безударных гласных. В 1-м классе на этом этапе на уроках русского языка часто использую игровые задания.
1. Собери слоги.бей, во, ро (воробей) ______________________ ро, во, на (ворона) ______________________чка, ла, сто, (ласточка) ______________________
бедь, ле (лебедь) ______________________
гирь, сне (снегирь) ______________________
2.Вставить пропущенные буквы. Посчитай, сколько в слове звуков, и соедини их линией с нужным числом.
в..р..бей 7
леб..дь 6
ластчка 9
врона 8
снгирь 5
3. Слог потерялся.
Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг погрызли мышки. От слов начала откусили, Из книжки в норку утащили.
...рона (ворона)...робей (воробей)...гирь (снегирь)
Можно на этом уроке предложить в качестве дополнительного задания на дом найти пословицы, поговорки, книги об этих птицах. А на следующем уроке этот материал послужит основой для создания кластера
Третий этап: правильность и осознанность написания слов
На этом этапе использую многократное повторение слов. Подбираю разнообразные упражнения, например, разгадать загадки. Ведь практически каждая загадка, а особенно если речь идет о народных загадках, не только развивает мышление ребенка, но и воспитывает нравственность и эстетический вкус наших деток. Еще одна важная задача этих маленьких по объему строчек – это развитие у малыша чувства юмора, что также очень и очень важно. Используя загадки при проведении словарной работы, я мотивирую детей на запоминание слов; отгадки предъявляю в виде слов с пропущенными буквами, что также способствует зрительному запоминанию слов, затем – проговаривание слов-отгадок, деление на слоги. Такая комплексная работа дает положительные результаты.
Прочитай загадки и соедини линией с отгадкой. Вставь пропущенные буквы. Слова – отгадки раздели на слоги. Подчеркни слова, которые начинаются с глухого согласного звука.
Мальчишка в сером армячишке,По дворам шныряет крохи собирает,По полям ночует коноплю ворует. Лебдь
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? Врбей
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? Ластчка
Вот так птица - какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! Снгирь
Прилетает к нам с теплом,Путь проделав длинный.Лепит домик под окномИз травы и глины. В....рона
Четвертый этап: контрольный
Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова.
На этом этапе я использую дидактический прием «какографию»: умышленно ошибочное написание. А так же применяю еще один эффективный метод словарной работы – составление словосочетаний с изучаемым словом. А из словосочетаний дети потом составляют предложения. Этот вид работы направлен не только на запоминание трудных слов, но и на развитие речи, обогащение словарного запаса.
1.Слова из первого столбика соедини линией с подходящим словом второго столбика.
в..р..бей крикливая
леб..дь красногрудый
ластчка игривый
врона белый
снгирь маленькая
2. Используя данные словосочетания, составьте предложения.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3. Исправь ошибки. Запиши текст.
Зимой
Настала зема. Кругом пушыстый снек. На окнах узоры. вот кармушка для птиц. У зины и лизы крошки хлеба. Они кормят варабьев, снигирей.
Пятый этап: итоговый
Синтаксические упражнения помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. Задания вида « составьте и запишите предложения из слов» формируют умение связывать слова по смыслу и грамматически, определять правильный порядок слов в предложении.
1. Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки. Подчеркни главные члены предложения.
ущипнула, Дружка, в..р..на, хвост, за
_____________________________________________________________
в..р..бей, зачирикал, на, веселей, крыше
_____________________________________________________________
к, сн..гирь, подлетел, раме, оконной
_____________________________________________________________
по, леб..дь, плывет, реке
______________________________________________________________
в, гараже, свили, гнездо, лсточки
______________________________________________________________
Эффективность системно - деятельностного подхода к изучению непроверяемых написаний подтверждается результатами словарных диктантов. Результаты вносятся в таблицу.
Итоги контрольных словарных диктантов
( 2-4 классы)
Дата
2 класс
3 класс
4 класс
«5»
«4»
«3»
«2»
Успев.
Качеств.
Приложение
Словарь для справок ( 1-2 класс)
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
воробей заяц берёза быстро
ворона корова орех весело
ласточка курица природа много
лебедь лисица рябина надо
снегирь лошадь салат сегодня
щенок урожай сейчас
ящерица огород секунда
стрекоза малина
лягушка поляна
5 группа 6 группа 7группа 8группа
девочка календарь ветер Москва
дежурный четверг мороз столица
мальчик неделя конец идти
народ суббота сеанс трамвай
сторож четверть телевизор фамилия
человек перемена экран честный
шофёр пословица эстрада секрет
юный один
9 группа 10 группа 11 группа
карандаш колготки ворота
алфавит коньки город
задача кружево деревня
алфавит обувь комната
вопрос одежда лестница
основа пальто лопата
ответ полотенце окно
предмет пуговица улица
строка рукав фонарь
абзац шарф асфальт
12 группа 13 группа 14 группа
стакан голос йод
тарелка диалог простуда
творог до свидания рецепт
урожай здравствуйте монета
эскимо монолог начало
желток праздник сколько
молоко привет скоро
мороженое спасибо хорошо
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
РУССКИЙ
ЯЗЫК
1 КЛАСС РАЗРЕЗНЫЕ КАРТОЧКИ
Отгадай слова, зашифрованные в ребусах. Запиши отгадки. Поставь ударение. Подчеркни орфограммы. Распредели слова в две группы.
____________________________
__________________________________
_________________________________
__________________________________________
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]________________________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
__________________________ _____________________________
2.Гласные потерялись. Восстанови слова, запиши правильно.
врбй врн лстчк..
лбдь снгрь
1. Собери слоги.бей, во, ро ______________________ ро, во, на ______________________чка, ла, сто, ______________________
бедь, ле ______________________
гирь, сне ______________________
2.Вставить пропущенные буквы. Посчитай, сколько в слове звуков, и соедини их линией с нужным числом.
в..р..бей 7
леб..дь 6
ластчка 9
врона 8
снгирь 5
3. Слог потерялся.
Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг погрызли мышки. От слов начала откусили, Из книжки в норку утащили.
...... рона ... робей ... гирь
Можно на этом уроке предложить в качестве дополнительного задания на дом найти пословицы, поговорки, книги об этих птицах.
Прочитай загадки и соедини линией с отгадкой. Вставь пропущенные буквы. Слова – отгадки раздели на слоги. Подчеркни слова, которые начинаются с глухого согласного звука.
Мальчишка в сером армячишке,По дворам шныряет крохи собирает,По полям ночует коноплю ворует. Лебдь
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? Врбей
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? Ластчка
Вот так птица - какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! Снгирь
Прилетает к нам с теплом,Путь проделав длинный.Лепит домик под окномИз травы и глины. В....рона
1.Слова из первого столбика соедини линией с подходящим словом второго столбика.
в..р..бей крикливая
леб..дь красногрудый
ластчка игривый
врона белый
снгирь маленькая
2. Используя данные словосочетания, составьте предложения.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
3. Исправь ошибки. Запиши текст.
Зимой
Настала зема. Кругом пушыстый снек. На окнах узоры. вот кормушка для птиц. У зины и лизы крошки хлеба. Они кормят варабьев, снигирей.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
1. Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки. Подчеркни главные члены предложения.
ущипнула, Дружка, в..р..на, хвост, за
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
в..р..бей, зачирикал, на, веселей, крыше
_____________________________________________________________
к, сн..гирь, подлетел, раме, оконной
_____________________________________________________________
по, леб..дь, плывет, реке
______________________________________________________________
в, гараже, свили, гнездо, лсточки
______________________________________________________________
Литература
Агеева И.Д. Занимательный словарик.- СПб: Изд-во «СОЮЗ»,1999.
Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В.Занкова: Книга для учителя. – М., 1991.
Дубовец З.А. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи // Начальная школа – 2004, - № 3.
Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2003.
Чутко И.Я. Занков вчера, сегодня, завтра. // Начальная школа – 2004, - № 6.
www. zagadki.tel
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615
Рисунок 13Рисунок 16Рисунок 13Рисунок 16Заголовок 215