Методическая разработка исследовательской работы Топонимы — язык земли, память истории
1Методическая разработка по выполнению исследовательской работы «Топонимы – язык земли, память истории»Подготовила Серебрякова Наталья Владимировна, учитель МБОУ Талицкой СОШЮжского района, Ивановской области
Краткая характеристика жанра работы;Жанр работы - методическая разработка по выполнению исследовательской работы , предназначена для учащихся 5 -6 классов, проводится в течение года. 2«Топонимы – язык земли, память истории»Тема: «Исследование названий поселений юго-западной части Южского района ( по направлению Южа – Мугреевский)»
АктуальностьНевозможно изучение русского языка и литературы без знания своей Родины большой и малой. Край родной интересен. Им можно гордиться, но при условии: его надо знать. Привлечь учащихся к изучению своей малой родины можно с помощью исследовательской работы.Географические названия – это история. Они отражают жизнь народа, его духовную культуру. Поэтому учитель-словесник должен способствовать формированию у школьников русского самосознания, приобщению их к национальной русской культуре.3
Основные положенияЦель исследования: собрать и изучить топонимы юго-западной территории Южского района, выяснить их значение и историю происхождения.Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме2. Собрать сведения о топонимах из различных источников и составить классификацию3. Выявить связь топонимов историейпроисхождения и географическими особенностями. Проблемный вопрос: В чём своеобразие топонимов данной местности и значение изучения топонимики?4
Примерные этапы работы5{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Нумерация этаповСодержание1Выбор и формулировка темы, определение целей и задач, выбор объекта и предмета исследования, методов исследования2Составление плана работы3Проведение исследования4Подведение итогов и оформление результатов5Презентация работы на школьной конференции
1 этап. Выбор и формулировка темыВозможный вариант привлечения внимания к данной теме – летние путешествия детей; сужение темы до топонимов нашей местности. Примерные варианты формулировки:Интересные названия поселений Южского района.Имена сёл и деревень нашей местности.Кто придумал названия сёл и деревень нашей местностиТопонимы территории Талицкого поселения и др.Объект исследования: Географические названия населённых пунктов данной территории.Предмет: История возникновения названий поселений и их значение.6
1 этап. Определение методики исследованияКаким способом можно получить эти сведения?Методы исследования:1.Изучение специальной литературы.2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.3. Наблюдение и фиксация наблюдений (фотографии, рисунки)Практическая значимость исследования: Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности, на уроках русского языка, литературы, географии и истории.7
2 этап Составление плана работы1 Изучение теоретических сведений по топонимике2 Социологическое исследование «Что знают учащиеся школы о местных топонимах?»3. Сбор материалов о местных топонимах в краеведческих работах.4. Опрос местных старожилов5. Обобщение и анализ полученных материалов.6. Подготовка презентации.8
3 этап Исследование1 Изучение теоретических сведений по топонимике. (Что изучает наука топонимика? Виды топонимов. Значение топонимики).2 Примерные вопросы для соц. опроса:Знаете ли вы, что такое топонимика?Знаете ли вы, что означает название нашего села Талицы?Знаете ли вы названия близлежащих сёл и деревень и их происхождение? Нужно ли знать топонимы своего края и почему?3. Сбор материалов о местных топонимах в краеведческих работах. (Работа в библиотеках, Южском архиве, интернете)9
3 этап Исследование4. Опрос местных старожилов (Примерные вопросы:Как давно проживаете в Талицах?Что знаете о близлежащих деревнях и селениях?Что знаете об истории самих поселений и их названий?)5. Обобщение и анализ полученных материалов. (Примерные вопросы для анализа:Есть ли схожие названия деревень? (Олтухово, Зеленино, Лукино)Если есть, чем это можно объяснить?Есть ли отличающиеся названия, единичные? ( Взвоз, Талицы, Большое)Если есть, как это можно объяснить?Вывод по проблемному вопросу.10
4.Подведение итогов и оформление результатов Результаты работы оформить по требованиям к оформлению исследовательских работ (ГОСТ 7. 32-2001), а также создать презентацию для представления на конференции. Можно составить викторину, кроссворд и др. для использования на уроках и внеурочной деятельности. Примерный вывод: Однотипность названия ряда деревень объясняется общей историей их возникновения и сельскохозяйственным укладом. Единичные названия связаны с более поздним образованием и другими занятиями населения (Например, Большое Болото - с торфоразработками, Талицы - с уголовно-исполнительной системой). Значение названий имеет разные причины происхождения .11
Перспективы развития работыРаботу можно продолжить исследованием других топонимов местности: названий рек и озёр, улиц и переулков, имён и фамилий учащихся (жителей).12
Библиография1.Ожегов С.И., Словарь русского языка, Москва, 1982.2. Суперанская А. В., Что такое топонимика? Москва, Наука, 1985 г. 3. Никонов В.А., Введение в топонимику, Москва,1965г.4. Успенский Л. В. Книга классиков: «Имя дома твоего». Очерки по топонимике. – Москва,20025. Волина В.В. Этимологический словарь. В.В. Волина. СПб, Дидактика Плюс, 2000 6. Горбаневский М.В. По городам и весям «Золотого кольца». М.,1983.7. Поспелов Е.В. Историко – топонимический словарь России. М., Профиздат, 2000 13