Методическая разработка конференции Вместе сохраним леса от пожаров


Урок конференция: "Вместе сохраним леса от пожаров"
Разработала сценарий и провела классный руководитель 9 класса Енютина Ираида Митрофановна.
Цель: Привлечение широкого круга школьников, педагогов, членов школьного лесничества и других категорий населения к активному участию в решении важной государственной задачи сохранении лесов от пожаров.
Задачи:
1.Мотивация школьников и педагогов к активному участию в профилактической деятельности по охране лесов от пожаров;
2.Воспитание осознанного отношения к проблеме лесных пожаров и бережного отношения к лесным ресурсам путём системного информирования участников конференции о роли леса в природе и жизни человека, причинах, масштабах и последствиях лесных пожаров, роли государства и общества в охране лесов от пожаров;
3.Формирование навыков безопасного поведения в лесу и на прилегающих территориях;
4.Популяризация знаний о системе авиационной охране лесов, проведение профориентационной работы;
5. Проведение участниками конференции мероприятий по противопожарной пропаганде в социуме.
Форма проведения: Пресс - конференция
Участники пресс – конференции:
1.Обучающиеся 6 «А», 9, 10 классов;
2.Заместитель председателя Комитета лесного хозяйства Курской области Медянцев Лев Юрьевич;
3.Начальник Комитета лесного хозяйства Курской области по Щигровскому лесничеству Терехов Владимир Иванович;
4.Специолист первой категории отдела воспроизводства и использования лесов Комитета лесного хозяйства Курской области Маслова Елена Геннадьевна;
5.Директор школы МБОУ «СОШ №5 г.Щигры Курской области» Макаренко Надежда Васильевна;
6.Руковадитель школьного лесничества, учитель биологии МБОУ «СОШ №5 г.Щигры Курской области» Енютина Ираида Митрофановна.
7. Лесничий школьного лесничества МБОУ «СОШ №5 г.Щигры Курской области» обучающийся 9 класса Николаенко Руслан;
8.Заместитель лесничего обучающаяся 9 касса МБОУ «СОШ №5 г.Щигры Курской области» Прыгаева Олеся;
9.Рабочие группы:
1.Пресс – центр;
2.Отдел экологии;
3.Отдел лесоводства.
Оформление : Электронная презентация пилотируемого проекта «Антипал». Плакаты: «Лес – наше самое большое природное богатство», «Сохраним леса России», листовки, рисунки на противопожарную пропаганду. Ролик мультфильма «Вместе сохраним леса от пожара»,Фильм «Лесной спецназ». Фильм «Вместе сохраним леса от пожаров».
План конференции:
I.Теоретическая часть
1. Территории лесных массивов в России. Значение леса в природ и жизни человека. Вступительное слово Енютиной И.М.
2. Роль школьных лесничеств в формировании мировоззрения о лесе. Теоретических знаний и практических навыков в сбережении и приумножении лесных богатств соловьиного края. (Медянцев Л.Ю.)
3.Презентация пилотного противопожарного образовательного – просветительского проекта «Вмести сохраним леса от пожаров». ( Николаенко Руслан)
4.Просмотр и обсуждение роликов: мультфильма «Вмести сохраним леса от пожаров»., фильм «Лесной спецназ», фильм «Вмести сохраним леса от пожаров». (Прыгаева Олеся)
5.Обсуждение проблем с рабочими группами возглавил Терехов В.И. по следующим вопросам:
Отдел экологии:
1.Понятие о лесной экологии
2.Причины сельхозпалов, неконтролируемых выжиганий и их последствие.
3.Отимальные способы тушения лесных пожаров и роль общества в не допущении лесных пожаров.
4.Роль леса в депонировании углерода.
5.Проблемы парникового эффекта и пути решения этой проблемы.
6.Влияние лесных пожаров на углеродный баланс атмосферы.
Отдел лесоводства:
1.Понятие о лесе как компонента экосистемы.
2.Основные элементы леса.
3.Понятие о компонентах лесного фитоценоза.
4.Основные задачи защитных лесов.
5. Основные задач лесопарковых зон, т.е. лесов прилегающих к крупным городам.
Пресс – центр:
1.Понятие обществом о последствиях лесных пожаров.
2.Социологический опрос жителей г.Щигры.
6.Заключительное слово. (Макаренко Н.В.)
II.Практическая часть
1.Проведение профилактического контролируемого выжигания горючих материалов на участках непосредственно прилегающих к хвойным лесным массивам. Имеющих 4 – 5 класс пожарной опасности.
2.Отработка техники и тактики тушения низовых лесных пожаров:
а)захлёстывание кромки огня
б)забрасывание кромки огня грунтом
в)тушение низовых пожаров с помощью ранцевого опрыскивателя и воздуходувки.

3.Создание и работа противопожарных минерализованных полос.
4.Принцип работы и тактика тушения лесных пожаров с помощью пожарной машины, малого патрульного комплекса.
5.Проведение рейда совместно с ГИБДД на территории Щигровского участкового лесничества, с целью получения информации о готовности и сознательности общества перед наступлением пожарного сезона.
6.Биологическая защита леса путём развешивания гнездовий и скворечников, для привлечения насекомоядных птиц в лесные массивы, которые наиболее подвержены энтомологическим вредителям.

7.Заключение . Общение с работниками СМИ:
1.ТК (телевизионная компания) «Сейм»
2.ТК «ТВ – 6».
3.Журналисты газеты «Курск»
4.Журналисты газеты «Районный Вестник»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»
конференция
ВМЕСТЕ СОХРАНИМ ЛЕСА ОТ ПОЖАРОВ

Подготовила и провела
учитель биологии
Енютина И.М.
г. Щигры
Приложение
Участники и гости
конференции

Отдел лесоводства

Решают следующие вопросы:
1.Понятие о лесе, как компонента экосистемы.
2.Основные элементы леса.
3.Понятие о компонентах лесного фитоценоза.
4.Основные задачи защитных лесов.
5. Основные задачи лесопарковых зон, т.е. лесов прилегающих к крупным городам.
Отдел экологии

Обсуждают экологические проблемы :1.Понятие о лесной экологии
2.Причины сельхозпалов, неконтролируемых выжиганий и их последствие.
3.Отимальные способы тушения лесных пожаров и роль общества в не допущении лесных пожаров.
4.Роль леса в депонировании углерода.
5.Проблемы парникового эффекта и пути решения этой проблемы.
6.Влияние лесных пожаров на углеродный баланс атмосферы.

Лесничий школьного лесничества Николаенко Руслан проводит презентацию пилотного противопожарного образовательного – просветительского проекта «Вмести сохраним леса от пожаров»
Енютина И.М. рассказывает о территории лесных массивов в России. Значение леса в природе и жизни человека.

Отработка техники и тактики тушения низовых лесных пожаров

Проведение рейда совместно с ГИБДД на территории Щигровского участкового лесничества, с целью получения информации о готовности и сознательности общества перед наступлением пожарного сезона


Биологическая защита леса путём развешивания гнездовий и скворечников, для привлечения насекомоядных птиц в лесные массивы, которые наиболее подвержены энтомологическим вредителям


Медянцев Л.Ю. говорит о роли школьных лесничеств в формировании мировоззрения о лесе, о теоретических знаниях и практических навыках в сбережении и приумножении лесных богатств соловьиного края.

Терехов В.И обсуждает экологические проблемы с участниками конференции

3.Обсуждение вопросов для пресс – конференции.
4. Поэтическая страничка.
5. Экскурсия в весенний лес.
6. Оформление плакатов.
7.Социологический опрос жителей г.Щигров.
Класс делится три группы - экологи , лесоводы пресс - центр - с целью выяснения волнующих проблем по защите и восстановлению леса.
Начало классного часа: часов минут.
Место проведения: кабинет биологии.
Вступительное слово классного руководителя.
Ребята! Классный час посвящён очень актуальной теме – сохранению самого большого природного богатства - леса. Леса России раскинулись на территории 6,3 млн.кв.км. Это 45% всей территории России. Для сравнения – площадь лесов США составляет 2,6 млн.кв.км., Курской области 8%, Щигровского района -5 тыс. 135га.
Необычайно велика и многогранна роль леса в географической оболочке Земли.
Лес – один из источников кислорода и гигантский фактор очищения воздуха планеты.
Лес -
Лес предохраняет почвы от эрозии и защищает поля от губительных суховеев и пыльных бурь. Но лес – это ещё и древесина, и пастбищные угодья для обитателей леса, бесчисленная кладовая разнообразных богатств и эликсир от душевных недугов. Однако лес - это исчерпаемый природный ресурс, а наша задача – сделать его неисчерпаемым, а для этого необходимо разумно использовать данные нам природой лесные богатства.
Основные запасы лесов в России концентрируются на Дальнем Востоке и в Сибири, а также на Европейском Севере. Площади лесов постоянно сокращаются вот уже 500 лет, но более резко в ХХ веке. В последние 10 тысяч лет истребление лесов было сведено до 2/3 лесов в Евразии. Показатель России меньше 1/3. Запасы древесины снизились за 10 лет (1983 -1993годы) на 1,2 млрд. куб. м., что говорит о том, что леса «молодеют», вырубаются наиболее ценные – спелые продуктивные леса, восстановление идёт за счёт малоценных мелколиственных молодняков.
Подход ГРИНПИС к защите лесов основывается на убеждении , что только независимый общественный контроль может улучшить ситуацию с охраной и использованием лесов. Вот и наша с вами задача действовать по рекомендациям и законам ГРИНПИСовцев.
Ребята, я представляю вам нашего гостя начальник отдела лесного хозяйства Курской области по Щигровскому району Терехова В.И.

Он рассказал, что, пожары нанося самый большой вред лесным хозяйствам России. Но все владельцы лесного фонда, а также лесопользователи в целях выполнения пожарной безопасности должны выполнять следующие мероприятия:
• пожарное обустройство лесов: ремонт противопожарных дорог, прокладка просек, содержание противопожарной техники в исправном состоянии, особенно в пожароопасный период;
• создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров;
• разработка планов тушения лесных пожаров – документ, разработанный совместно с районными органами власти, лесничествами и арендаторами;
• оперативный план тушения пожаров составляется авиабазой охраны лесов, лесхозами и арендаторами;
Профилактическая работа в лесах со средствами наглядной агитации, организация постоянных выставок и агитвитрин, установка мест отдыха и курения.
Основная причина – человеческий фактор: непотушенные костры, неосторожное обращение с огнём.
Вопрос: Я представляю экологический отряд нашего школьного лесничества и вот мой вопрос: Назовите других вредителей леса, о которых ещё не было
сказано?
Ответ: Вредные насекомые и болезни, которые могут вызвать гибель лесов:
сосновый пилильщик, зелёная дубовая листовёртка; инфекционные заболевания: корневая и комлевая гниль, корневая губка. В Белгородской области выявлены очаги корневой губки на площади 2582 га, на конец года площадь увеличилась до 8153 га. По защите лесов от вредителей и болезней разработана целая система мер, которая требует огромных средств и огромных усилий лесоводов.
Вопрос: В декабре 1896 года, отдыхая в Ликино Московской области, великий лесовод Карл Францевич Трюмер выразил такую мысль: «Бедный лес! Дай Бог, чтобы ты никогда не попал в руки людей, для которых твоё дальнейшее существование – дать временно много денег. Этого от всего сердца желает К.Ф». Что Вы думаете по этому поводу, Андрей Михайлович?
Ответ: Я думаю, что вы, как и я смотрели телевизионные передачи, в которых вскрыто серьёзное незаконное расхищение ценной древесины. Можно отметить целый ряд снижения площади лесов:
- проведение сплошных вырубок наиболее ценных, спелых пород доступных в транспортном отношении без проведения полноценного лесовозобновления;
- зачастую варварская заготовка «чёрными» лесорубами в особоохранных территориях, что приводит к нарушениям равновесия экосистем территорий.
Вопрос: Каковы перспективы развития лесного хозяйства Щигровского района?
Ответ: Лесной фонд Яковлевского района, как сырьевой не играет ведущей роли в общем объёме производства, практически все объёмы заготовленной древесины используются на местном уровне. Лесной фонд отнесён к защитным лесам и является одним из наиболее важных элементов сохранения экологии. Лесное хозяйство области и района обладает ресурсами отдыха и туризма.
На территории области и района туристские ресурсы представлены в виде разнообразных комплексных территориальных сочетаний:
• лесные рекреационные, приурочены к крупным лесным массивам и позволяют развивать отдых в санаториях и лагерях;
• сосновые боры с фитоцидными свойствами занимают ареальное положение, но тем не менее широко используются для строительства домов отдыха и санаториев, а также для кратковременного отдыха;
• природные и историко – культурные ресурсы являются уникальными памятниками природы.
Перспективным представляется увеличение использования в туристических целях, предполагается разработка схем экологических маршрутов по всей области, связанных с отдыхом на природе.
Вопрос: Андрей Михайлович, выдающийся лесовод К.Ф. Тюрмер говорил: «Лесничий должен быть творцом, художником, хозяином в доверенном ему лесу» А Вам присущи такие качества ?
Ответ: .Теперь я с уверенностью могу сказать да. После окончания Воронежского лесотехнического института, я не думал, что долго задержусь на этой работе. Но вот прошло три года и я не могу теперь уйти. У меня много планов по выращиванию сосновых лесов, лесов из красного дуба. Через много лет придут мои дети или внуки в этот лес и с гордостью скажут: «Этот лес вырастил мой дед». Разве это не счастье?
Ученица 1. «Берегите лес!»
Берегите лес и эту землю,
Даже маленькую веточку любя.
Берегите всех зверей в лесу и всю природу,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Ученик 2. Готовясь к классному часу, я совершенно случайно прочёл во вчерашней газете «Плач ёлки». Это стихотворение по теме нашего классного часа.
Ёлка мигнула ресницами,
Блеснула огнями стекла
И речь свою грустную – грустную
С вопроса ко мне начала:
«Зачем меня жизни лишили?
Зачем этот блеск, мишура?
И песни и пляски-
не в радость.
Взгляни на меня, детвора!
Я плачу, что нет здесь простора.
Нет ветра, нет снега такого,
Чтоб в шубу меня нарядили
И песню зимы сотворили!
Где ж танец зимней метели?
Снежинок где хоровод?
Не слышу я сказок леса
Оглохла совсем у вас – вот!..»
И ёлка ресницы сомкнула,
Тихонько – тихонько всплакнула,
И – нечего делать - вздыхать:
Она начала умирать.
Красавица стала бледнеть
(Так страшно было смотреть!)
Посыпались иглы, игрушки…
Не стало зелёной подружки.
Ученик 3. А я к классному часу подготовил стихотворение незнакомой нам поэтессы Татьяны Агибаловой.
Я ходил посмотреть на росу,
На гирлянды цветной паутины,
Ветка держит её на весу,
Будто шлейф молодой синьорины.
Земляники рассыпана горсть,
На поляне разорваны бусы.
Жаль я в этом лесу только гость,
Бестолковый мальчишка безусый.
Я всему по чуть – чуть научусь,
Наберусь в жизни знаний и весу,
И когда – нибудь, верю, вернусь
В этот лес за своею принцессой.
1. Ученик 4. Я написал мини-сочинение и предлагаю вашему вниманию.
Лес.
Лес – это удивительное творение природы. Он завораживает своей красотой и особенным ароматом лесных деревьев и трав. Ведь именно лес даёт нам так необходимый для жизни кислород.
Как – то я шёл вдоль своего родного посёлка и мне стало трудно дышать. Я понял, что это выхлопные газы проезжающих машин загрязняют воздух настолько, что живущие вдоль дорог люди, задыхались от них, особенно летом.
Раскалённое солнце беспощадно палило, заставляло прохожих разбегаться по подъездам, магазинам, прятаться в тени деревьев.
Однажды в отчаянии, бредя по улице родного города, я, утомлённый солнцем, решил уйти в небольшой лесок, который находится в трёхстах метрах от меня. Там, кроме берёз, растут и другие деревья, и различные кустарники, трава и цветы. Я ощутил себя в этом небольшом лесочке счастливым человеком. Лёг на траву, обнял её, прижался к земле и не почувствовал, как уснул.
Разбудило меня чириканье неугомонных воробьёв, которые тоже спрятались от жары в этот удивительный уголок природы.
Я повернулся лицом вверх и там, высоко за верхушками деревьев на меня смотрел небольшой кусочек неба.
Я долго лежал, мою голову посещали прекрасные мысли о моём недавнем знакомстве с интересным человеком. Мне так не хотелось уходить, с неба на меня смотрели лёгкие облака, и мне казалось, что они улыбались и звали меня за собой. И я подумал, как много прелести у леса, как он ласков и приветлив.
Но как же могут люди так безжалостно загрязнять его, оставляя после отдыха всякую всячину, да ещё костры разводить и забывать их потушить? Беречь надо её, родную природу.
Каждый раз, проходя мимо этого лесочка, я вспоминаю тот случай, те счастливые минуты, которые подарил мне этот маленький лесок.
(Обсуждение мини – сочинения)
Обсуждение акции Антипал на тему «Вмести сохраним леса от пожаров».
II.Практическая часть.