Выступление Формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результаты образования достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Поэтому приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника.
Под читательской компетентностью понимают сформированные знания и умения в области чтения. Читательская компетентность напрямую связана с понятием «читательские умения». К читательским умениям относятся: сформированный полноценный навык чтения, умение работать с текстом, умение работать с книгой, освоение литературоведческой терминологии.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. На каждом уроке литературного чтения учитель работает над формированием у учащихся навыка чтения, организуя деятельность по постепенному переходу от аналитического этапа к этапу автоматизации (от плавного слогового чтения к осмысленному чтению целыми словами).
В методике отмечается четыре стороны навыка чтения: правильность (плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого), беглость (скорость  чтения, обуславливающая понимание прочитанного), сознательность (способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему), выразительность (качество громкого чтения, проявляющееся в умении с помощью интонации передать замысел писателя).На примере обучения пересказу мы раскрыли, как проводится работа с текстом. Пересказ – письменное или устное изложение какого-нибудь текста.
Эта работа должна быть системной, продуманной, идти от простого к сложному (от известного к малоизвестному). Работа над пересказом также включает в себя составление плана, работу над темой и идеей произведения, структурой текста.
В начальных классах применяются следующие виды пересказа: подробный, выборочный, краткий и творческий.
подробный пересказ – пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении. Он способствует обогащению словаря детей, развитию связной речи учащихся. Более сложным является краткий пересказ, так как рассказать кратко – задача значительно более сложная, чем рассказать подробно, все подряд.
Выборочному пересказу предшествует выборочное чтение; оно помогает первоклассникам выделить часть рассказа, соответствующую вопросу, заданию. Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана.
Более сложным, требующим определенных навыков и умений, является творческий пересказ. Например, рассказ, ведущийся от лица автора, дети передают от 3-го лица.
Читательская самостоятельность – личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и система знаний, умений, навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.
В программе внеклассного чтения выделяются четыре этапа читательской подготовки. Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. Основной этап – это приобщение детей к умению выбирать и читать нужные книги без наблюдения учителя, ориентируясь на примеры, заданные учителем, на собственные читательские возможности. Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов.
Формирование литературоведческих понятий мы рассмотрели на примере сказки. В процессе обучения школьников усваиваются особенности этого жанра, происходит знакомство с классификациями сказок, изучается ряд композиционных особенностей.
В работе над сказками в младших классах полезно иллюстрирование сказки детьми: рисунки, фигурки из пластилина, словесное рисование. Выполненные во внеклассное время, они используются затем на уроках при
повторении сказки. Кроме того, сказки являются благодарным материалом для внеклассной деятельности учащихся: разыгрывание сказок в кукольном театре, постановка спектаклей по сказочным сюжетам.
На каждом уроке литературного чтения учитель организует работу как над технической составляющей навыка чтения, так и над умением проникать в смысл художественных произведений. На уроках внеклассного чтения предусматривается знакомство школьников с книгой и формирование у них библиографических умений: ориентироваться в книге, знакомиться с разными видами книг, выбор книг на основе рекомендованного списка или своих предпочтений. Умение работать с книгой помогает детям самостоятельно пользоваться учебником, находить информацию. Освоение основных литературоведческих понятий помогает им анализировать как содержание, так и форму художественного произведения.
Одновременная систематическая работа над всеми компонентами читательской компетентности позволяет сформировать её к концу обучения в начальной школе.