Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературного чтения в школе I ступени как средство формирования читательской грамотности.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературного чтения в школе I ступени как средство формирования читательской грамотности.
Немного читай, да много разумей.
Вчитайся хорошенько - слюбится.
«Дети должны приобретать жизненный опыт и знания, общаясь с самыми светлыми умами современности и проникая в суть мироощущения самых ярких мастеров, чьи имена принадлежат вечности»
Директор Государственного Эрмитажа, академик Б.Б.Пиотровский«Познание происходит только в деятельности»
М. Монтень
Информационная карта педагогического опыта.
1. Адресная направленность.
Данный опыт используют учителя начальных классов МБОУ «СОШ №63 г.Владивостока».
2. Наименование ПО.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературного чтения в школе I ступени как средство формирования читательской грамотности.
3. Автор ПО.
Макаренко Галина Павловна.
4. Адрес ПО.
МБОУ «СОШ№63» (Владивосток, Бородинская, 7))
5. Сведения об изучении ПО.
Изучался творческой группой учителей школы 1 ступени в 2013-2014уч. г.
6. Условия возникновения, становления ПО.
В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях человеку необходимо ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. В современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации.
Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов образования.
Учебная исследовательская деятельность-это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребёнка.
7. Актуальность, перспективность ПО.
Для реализации личности ученика необходимо создавать благоприятные условия. Учителя находятся в поиске новых методов, приёмов, форм организации обучения. Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процесса обучения.
Социальный заказ по отношению к образованию школьников предъявляет требования в плане формирования личности.
Качества личности выпускника школы 1 ступени.
1. Креативность (творческость - умение действовать в новой ситуации),
2. Способность к аналитической деятельности,
3. Коммуникативная (информационная) грамотность,
4. Способность к саморазвитию, самоконтроль, самоанализ.
Актуальность опыта вытекает из анализа противоречий:
между коллективным и индивидуальным обучением, позволяет преодолеть читательский негативизм, позволяет сделать книгу позитивным фоном жизнедеятельности.
Опыт способствует решению задач, поставленных перед школой в рамках начального филологического образования в части литературного чтения:
-формирование у младших школьников навыка осознанного чтения, приёмов понимания текста;
-развитие творческих способностей учащихся,
-развитие устной и письменной речи,
-приобщение детей к литературе как к искусству слова,
-введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Перед учителем встал ряд вопросов:
Как помочь ребёнку раскрыть свои возможности?
Как развивать у ученика интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске?
Как научить ученика быть настоящим читателем, иметь собственную точку зрения, обладающим исследовательскими навыками работы с текстом?
Главная цель – развивать читательскую грамотность через формирование исследовательских умений.
Работая в данном направлении, учитель должен решить следующие задачи:
-изучить состояние вопроса по данной теме в психолого - педагогической литературе,
-подобрать, систематизировать, апробировать задания, направленные на формирование читательских исследовательских умений учащихся,
-диагностировать уровень исследовательских умений, уровень читательских умений,…8. Теоретическая база.
Современному обществу необходимы творческие личности, умеющие анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения, прогнозировать возможные варианты развития таких решений. Личность с творческим стилем мышления не просто готова к постоянным изменениям в технологиях, но рассматривает их как возможность получить жизненно необходимое моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач.
Особую роль в становлении творческой личности играют уроки литературного чтения.
Необходимо представлять, что современные дети обладают бессистемной информированностью. Через возможные источники дети «загружены» информацией. Дети живут в условиях клиповой культуры. Человеческое сознание не успевает перерабатывать поток информации. В памяти остаются « лишь мимолётные впечатления и осколки идей- знаний» [9].
Поэтому необходимо переосмысление в области образования, поиска методик, оптимально эффективно взаимодействующих с новым содержанием, необходимо расширение организационных форм урока и его структурной организации.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и в педагогике есть специальный термин «исследовательское обучение». Так именуется обучение, построенное на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося умений и навыков самостоятельно, творчески осваивать, перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в любой предметной сфере. Все виды деятельности таят в себе большие возможности в плане развития исследовательского поведения.
Читательский интерес объемлет все три функции процесса обучения: обучающую (информационную), развивающую, воспитательную. Благодаря читательской грамотности знания и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и фактором воспитания личности.
Чтобы учебная деятельность стала средством реализации и развития индивидуальных, личностных особенностей, необходимо создать развивающую среду, в которой бы ребёнок находил стимулы для самообучения и развития.
В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на опыт учащихся, и тогда целью обучения становится расширение этого опыта в ходе поисковой, исследовательской деятельности.
Чтобы процесс развития личности младшего школьника шёл интенсивно необходимо стимулировать исследовательскую активность ребенка, поддерживать жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Ребёнка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
Условием успешного выражения ребёнком себя, освоения школьной программы, успешного вхождения в информационное общество является его читательская грамотность. «Чтение-это системное психологическое явление, включающее нейрофизиологические, психофизиологические, психолого-педагогические основы» [2].
Важно представлять психофизиологические основы читательского развития, которые закладываются вместе с формированием речевой деятельности. Вначале происходит становление слышимой (акустической) речи и понимаемой, затем произносимой (двигательной) при контроле слышимой речи. Формируется сложная система условно-рефлекторных связей между слышимой, произносимой и понимаемой речью. В дальнейшем она всё более усложняется, когда осваивается «видимый»- напечатанный текст, воспринимаемый на основе слышимого, произносимого и понимаемого. На более поздних этапах читательского развития личности этот механизм сохраняется. Схемы последовательного формирования видов речевой деятельности и их взаимосвязи представлены на схемах (см. Приложения 1, 2).
Психологическая структура чтения выглядит так: ощущение и восприятие; воображение и соображение; сопереживание и сочувствие; эмоциональное и интеллектуальное соучастие, со- осознание и сотворчество, интегративно-ассоциативное созидание образов, понятий, чувств и смыслов; включение в психосемиотико - коммуникативную культуру личности.
Согласно К.Г.Юнгу, каждый человек для восприятия необходимой ему информации использует два способа, две воспринимающие когнитивно-психологические функции - сенсорику и интуицию, а для оценивания - две оценочные когнитивно - психологические функции - мышление и чувство. Одну из этих функций в каждой дихотомической паре человек использует более эффективно и часто, другую наоборот. У каждого человека существует некоторая предрасположенность к определённому способу взаимодействия с окружающей действительностью, которую необходимо учитывать, уделяя особое внимание формированию недостаточно развитых когнитивно - психологических функций учащихся, используя при этом как внутренние возможности самого процесса обучения, так и специальные развивающие и формирующие методы.
Недостаточный уровень сформированности когнитивно - психологических функций связан с неспособностью человека легко приспосабливаться к изменяющимся окружающим условиям и необходимая для личностного роста информация используется в минимальных количествах или не используется вовсе.
Гармоничное состояние когнитивно - психологического типа может быть достигнуто при условии безусловной развитости всех функций (см. Приложение 3) [8].
Гармоничное развитие предполагает развитие логико-знакового мышления и раскрепощения образного. Развитие лишь тогда будет разносторонним, когда активация левополушарных компонентов мышления уравновешивается стимуляцией образного мышления. Вот почему у детей так важно осуществлять любое обучение с опорой на образы.
К трудностям детского мышления психологи относят абстрагирование, обобщение, выделение существенного и отбрасывание несущественного. Отсюда краткий пересказ даётся детям труднее, чем подробный. Озаглавить часть текста, чтобы заглавие выражало главную мысль отрывка- тоже трудная задача. [9]
В связи с функциональной ассиметрией полушарий мозга различают не только типы мышления, но и виды чтения и соответственно и методы обучения.
Стратегия левого полушария проявляется в способности к речевому общению, позволяет понимать обращённую к человеку речь, активизируется при чтении технических текстов, позволяет последовательно, ступенчато познавать, кропотливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей, любой материал организуется так, что создаётся однозначный контекст, простая и удобная модель реальности. Левое полушарие критически дорабатывает, очищает и упорядочивает воображение, благодаря чему достижения науки и искусства «видят свет».
Правое полушарие способствует различению интонаций речи, модуляций голоса, чувствительно к музыке, распознает сложные образы, обеспечивает эстетическое восприятие искусства, используется при чтении художественных текстов. Отличительной способностью правополушарной стратегии является формирование многозначного контекста и восприятие реальности во всей полноте её многообразия и сложности. Спецификой является готовность к целостному «схватыванию», к одномоментному восприятию явлений, улавливанию множества связей, к организации многозначного контекста.
Важно представлять, что чтение бывает информационное и созидающее.
Информационным чтением в литературе названо чтение с прагматической целью «надо», «велели». Этот вид чтения продиктован интересом к познанию, приобретению и обработке информации. При информационном чтении предельно сконцентрировано внимание, происходит восприятие формального смысла текста, задействовано конвергентное мышление. Это чтение-польза, чтение-работа, чтение-поиск сведений. При информационном чтении исключены ассоциативные связи, воображение, эмоции. Читающий ребёнок находится перед текстом.
Созидающее чтение обусловлено внутренней потребностью «хочу читать» и интересом к участию. При созидающем чтении происходит улавливание многих смыслов, задействовано дивергентное творческое мышление. Это чтение - эмоционально-творческая жизнь, когда при глубоком восприятии активизируется воображение и происходит выработка личностных качеств, раскрывается возможность свободы творчества. Читающий ребёнок находится внутри текста или за текстом.
Итак, читательское развитие учащихся напрямую связано с их общим развитием, поскольку читательская работа состоит в том, чтобы «думать, чувствовать, догадываться, воображать» (С.Я. Маршак).
Логика развития читательской грамотности проходит путь от мотивации к рефлексии. При этом включены потребностная, аксиологическая, креативная (творческая), когнитивная (познавательная), аффективная (эмоциональная), эстетическая, нравственная, деятельностно-прикладная и оценочно-рефлексивная стороны чтения.
Цель: формирование читательской грамотности через включение учащихся в различные формы исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать опыт по реализации исследовательского метода для достижения читательской грамотности;
2. Охарактеризовать модель оптимальных условий исследовательской образовательной среды для формирования читательской грамотности.
3. Разработать приемы, позволяющие внутреннее эмоциональное переживание произведения осмыслить и вывести во внешнюю деятельность, систематизировать задания, направленные на развитие исследовательских умений с целью повышения читательской грамотности.
4. Сформировать первоначальные навыки анализа на практическом уровне в результате исследовательской деятельности, апробировать приемы сравнительного анализа текстов, усложнять проявления читательской позиции путем создания учащимися собственных текстов.
5. Определить систему показателей, отражающих результативность опыта формирования читательской грамотности путем исследовательской деятельности.
6. На основе диагностики проанализировать результаты.
Под читательской грамотностью следует понимать:
-целостное гибкое восприятие произведения при единстве эмоциональной отзывчивости и рационального начала,
-интуитивное и дискурсивное постижение содержания и формы произведения,
-умение анализировать произведение и синтезировать при осмыслении,
-активно осмыслять и эстетически переживать ценность художественного произведения и красоты слова,
-аргументировано высказывать глубокие, самостоятельные суждения о прочитанном,
-умение установить связь между содержанием произведения и личным опытом (интерпретация),
-способность осмысленно ориентироваться в мире культуры и нравственных ценностях. [2]
Для того чтобы формировалась читательская грамотность, необходимо создать образовательную среду, в которой он мог бы выбрать исследовательское направление, осмысливать его и мыслить, подключая интеллект, воображение, чувства, интуицию.
Основными характеристиками исследовательской образовательной среды являются:
-вариативность способов и путей изучения темы урока, источников информации,
-проектный характер работы ученика: сам ставит цель работы, которая может выйти за рамки класса,
-сотрудничество с учителем, одноклассниками,
-создание условий для развития рефлексивности (размышления о методах познания, используемых учащимися).
Мир познаётся, осваивается, оценивается, усваивается, в конце концов, присваивается ребёнком - личностью только в ходе деятельности. В плане развития и саморазвития личности важно реализовывать исследовательскую активность ребёнка на уроках литературного чтения. [3]
В содержании учебников В.Ю. Свиридовой «Литература», Н.А.Чураковой «Литературное чтение» по системе Л.В.Занкова прослеживается линия формирования исследовательской деятельности. В 1-ом классе литература рассматривается как искусство слова, во 2-ом ещё и как один из видов искусства в контексте других его видов, таких, как живопись и музыка; в 3-ем и 4-ом классах - литература раскрывается ещё и как явление художественной культуры.
Основной обучающий приём, с помощью которого школьники учатся постигать специфику художественного слова,- это сравнение (научного текста и художественного, авторского произведения и фольклорного, поэтического и прозаического). Зона сравнительного анализа текстов последовательно наращивается. В освоении литературы как вида искусства у ребёнка задействованы ум, чувства, воображение, что является предпосылкой для глубокого личностного восприятия. Уже содержанием учебников предусматриваются следующие задачи:
-научить детей приёмам работы с текстом,
-формировать первоначальные навыки анализа на практическом уровне в результате исследовательской деятельности.
Развитие ученика-читателя идёт путём усложнения читательской позиции: через обучающий анализ к самостоятельному анализу художественного текста и создание собственного.
Реализация исследовательской деятельности по формированию читательской грамотности находит воплощение в разнообразных формах:
-от размышлений о причинах поступков героев до рисунков или исполнения пластических этюдов;
-от чтения по ролям до инсценирования,
-от мини-сочинения до дидактической игры.
Возможность и необходимость выбора таких форм объясняется особенностью возраста младших школьников, конкретностью их мышления, базирующегося на чувственном опыте и интуиции, а так же заботой о сохранении интереса детей к учебной деятельности, ситуации радости от исследования, общения со сверстниками и учителем, открытия нового.
Основные виды деятельности учащихся:
-правильное, осмысленное чтение художественных произведений методом перечитывания с остановкой на непонятных словах. Работа на уроке идёт вокруг слова и через осознание необходимости именно этого слова в тексте, его смысловой нагрузки, эмоциональной силы, важности для автора. Задача литературного развития решается именно в работе над словом, когда включается воображение, ученик входит в нарисованную художником слова жизнь, переживает её.
У исследователей литературного произведения возникают ассоциации по аналогии или по противопоставлению, прямые или опосредованные. Они скрещивают впечатления от произведения с впечатлениями жизненными или от других произведений литературы, музыки, живописи. Это позволяет охватить явление целостно и воспринять оценочно, т.к. одновременно происходит вычленение сущностных признаков, деталей, элементов, происходит переживание: соучастие, сочувствие, эмоционально заинтересованное принятие или отрицание.
Согласно исследованиям профессора М.Г.Качурина, трудности и недостатки чтения вызываются тем, что дети плохо понимают текст, не воспринимают его образного и эмоционального содержания. Исследовательская деятельность позволяет « включить» ребёнка в текст, стимулирует творческий потенциал младших школьников, создавая условия для порождения ими художественных приёмов и образов:
-составление портретов литературных героев, их нравственная оценка,
-деление текста на смысловые части, составление сюжетного плана,
-выделение основных проблем произведения, открытия главной мысли
-рассматривание иллюстраций и репродукций, соотнесение их с литературными текстами,
-чтение по ролям, инсценирование,
-написание сочинений по картинам художников,
-пересказы текстов кратко, подробно, выборочно.
9. Новизна ПО.
Исследовательская деятельность поддерживает интерес к учёбе, развивает инициативность, познавательную активность, наблюдательность, склонность к размышлению и аргументации своего мнения, даёт возможность почувствовать уверенность в своих силах.
Изучив методическую литературу по теме «Исследовательская деятельность детей», «Теория и технология читательского развития», учитель проводит уроки литературного чтения, используя исследовательские методы для повышения читательской грамотности учащихся. Подобраны, систематизированы и апробированы задания, направленные на развитие исследовательских умений учащихся с целью повышения читательской грамотности. Созданы педагогические условия для развития учащихся.
10. Ведущая педагогическая идея.
Одним из принципов реализации поставленных целей образования является принцип целостного представления о мире. У ребёнка должно быть сформировано целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук, о структуре процесса познания этого мира. Формируемые умения учащихся должны представлять собой систему, которая адекватна процессу познания. Современная форма образования переживает переход к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Это заставляет на деле переходить к развитию интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка. Одним из шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов для формирования читательской грамотности и развития интеллектуально - творческого потенциала личности.
11. Технология опыта.
Исследовательская деятельность - форма организации образовательного процесса, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
В своей педагогической деятельности определяю цели, выбираю средства и методы, исходя из основной задачи школы первой ступени, в основе которой лежит развитие ребёнка как субъекта разнообразных форм человеческой деятельности, укрепление его психического и физического здоровья. Формирования личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Обучение происходит на основе самостоятельного поиска ребёнком новых познавательных ориентиров.
Развитие исследовательских навыков требует целенаправленного вмешательства учителя.
В основе технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Занятия проходят в классно - урочной форме.
Основная цель технологии - осуществлять пропедевтическую работу по развитию исследовательской деятельности учащихся.
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
-возможность освоения методов исследования,
-возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов,
-возможность развития интереса к процессу познания.
Для организации учебной деятельности необходимо выделить четыре блока умений:
1. Умение организовать работу (рабочее место, планирование)
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умения выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации)
3. Умения работать с информацией (пользоваться источниками информации, умение выбрать главную мысль, составить план прочитанного, сравнивать и сопоставлять информацию с другими источниками, критически оценивать прочитанное)
4. Умения представлять результаты своей работы (сообщения, доклады, выступления)
В работе использую рекомендации доктора педагогических наук А.И.Савенкова по организации структуры исследовательской деятельности:
1. Актуализация проблемы.
Под руководством учителя учащиеся формулируют проблему (противоречие между потребностью и возможностью знать что-то) и определяют направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования.
Учащиеся формулируют вопросы
3. Выбор темы исследования.
Что хотелось бы узнать глубже?
4. Определи цели исследования.
Зачем буду исследовать?
5. Задачи исследования.
Какие шаги необходимо предпринять?
6. Выработка гипотезы.
Предположим … Допустим… Возможно…
7. Организация и методика исследования.
Что я знаю? Что могу узнать?
Могу почитать, понаблюдать, поразмышлять, посмотреть фильмы по теме.
8. Сбор и обработка информации.
9. Подготовка к защите исследования.
Текст-описание или текст-рассуждение с выводом.
Реальность субъективна: объект исследования - отношение личности к реальности, чувства, которые эта реальность вызывает в душе. Эта реальность может вызывать чувства нежности (котёнок, щенок, цветок) или горечи, отчаяния, презрения (погубленное дерево, умершая собака, предательство). Чувства, порождённые некой реальностью, составляют содержание произведений литературы и искусства.
Для развития ребёнка, обогащения души необходимо изучать и проживать произведение. На каждого ребёнка произведение литературы влияет по-своему, т.к. у каждого разная способность сопереживания жизни (природе, человеку). Через сопереживание происходит становление личности. Литература остаётся внешним по отношению к ребёнку, не оказывает серьёзного влияния, пока не превратиться с помощью эмоционального переживания во внутреннее состояние личности.
На уроке литературного чтения главный вид исследования - исследование текста, включающее в себя:
- выявление системы образов,
- особенностей композиции текста,
- особенностей языка произведения,
- выявление авторской позиции.
Цель исследования текста - осмысление его и выявление авторской позиции, что позволяет сформировать читательскую грамотность.
Так, в первом классе, исследуя произведение Е. Чарушина «Томка», дети выявляют характеристику героя: Томка маленький, решительный, сообразительный, умный, любопытный, трусливый щенок. Учащиеся делят текст на три части и озаглавливают их:
1.Томка увидел корову.
2. Томка нюхает воздух.
3. Томка убегает.
В каждой части дети находят сравнения: «корова не больше воробушка», «корова с кошку ростом», «корова с козу выросла». Наблюдая за словами- действиями ( увидел, бежит загрызать корову, хвост кверху поднял, немного потише побежал, страшно стало, близко не подошёл, нюхает..), дети выявляют авторскую позицию. Сначала автор наблюдает, затем улыбается, ему мил этот щенок.
Чтобы выявить эмоциональную окраску произведения, нужно внутреннее впечатление- чувствование вывести во внешнее действие. Для этого в тетрадке рисуем радугу настроений, где полоска красного цвета соответствует действию Томки «увидел», следующая за красной оранжевая полоска соответствует действию «бежит загрызать», жёлтая полоска - «потише», чёрная - «страшно стало», коричневая – «нюхает», зелёная – убежал. Затем дети обосновывают нарисованную радугу настроений словами из текста
В исследовании рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» работа по радуге настроений усложняется тем, что детям приходится рассматривать две линии. Радуга настроений Вани выглядит так: зелёная полоска ( очень хотел съесть), оранжевая (съел), коричневая (покраснел), тёмно-коричневая (заплакал). Радуга эмоционального состояния папы выглядит так: коричневая («А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Одной сливы нет. Папа обеспокоен..), фиолетовая («Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.». Беспокойство и понимание того, как трудно сознаться сыну.), зелёная («И все засмеялись» Всё прояснилось. Ваню простили…). Обе радуги настроений сходятся на оранжевом цвете понимания и прощения.
В плане исследования интересны два поэтических произведения, имеющие контрастную эмоциональную окраску: стихотворения Н. Орловой «Дерево-жираф», Л. Друскина «Там ива, опираясь на костыль..»
Н. Орлова
Дерево- жираф.
Проснись, чуть свет, пойдём с тобой скорее
Туда, где речка прячется в рукав,
Где дерево гуляет, как жираф,
Смешную выгнув шею.
Жираф пятнист,
Он весь покрыт цветами,
Он слушает, как мы с тобой поём,
И шевелит весёлыми ушами,
И на плече украшен воробьём.
-Почему, чтобы посмотреть необычное дерево, надо проснуться очень рано? Разве нельзя это сделать днём?
(Рано утром мир не совсем проснулся, природа может приоткрыть свои тайны особо любознательным)
-Какая особенность дерева, похожего на жирафа, кажется невероятно сказочной?
( Гуляет, слушает, шевелит ушами, украшен воробьём)
Выводим радугу настроений на внешний уровень: жёлтая (проснись, пойдём), оранжевая (покрыт цветами, слушает как мы поём), оранжево-красная («шевелит весёлыми ушами», т.е. мы и дерево-жираф вместе, как бы слышим одну музыку)
Л. Друскин***
Там ива, опираясь на костыль,
Стояла хмуро- горькая калека.
Теперь уж я немного поостыл,
А раньше всё в ней видел человека.
И так жалел!
Забрать бы груз обид,
Шагнуть с тропинки,
Взять её за локоть.
И привести под крышу,
И не трогать:
Пусть отойдёт-
Сама заговорит.
-С кем сравнивается дерево? (горькая калека)
-Что значит горькая калека? ( Горькие слёзы, горькая доля)
-Почему поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает его с несчастным, искалеченным человеком? Что важнее: внешнее сходство? Погода (ясная или дождливая)? Разное время года, когда поэты увидели свои деревья (весна, лето, осень, зима)? А может разное настроение поэтов?
-«А раньше всё в ней видел …? Какого человека?
(Старого, больного, нуждающегося в защите, внимании).
-Докажите, что герой чуткий человек.
(Жалел, готов забрать обиды, хочет взять домой, понимает, что нужен отдых)
-Что побуждает героя видеть в согнутой иве человека? Горькую калеку?
( грустное настроение)
Радуга настроений выглядит так: чёрная («горькая калека»), чёрная, фиолетовая (поостыл, жалел), фиолетовая, голубая, зелёная (взять и привести), жёлтая (пусть отойдёт, заговорит).
Сравнительный анализ произведений и обоснование выбора цвета настроения словами из текста помогает детям глубже постичь авторскую позицию, что способствует формированию читательской грамотности.
Во втором классе происходит углубление анализа текста путём выявления системы образов, их взаимодействия, исследования характеров героев. Использование заданий на сопоставление жанров (русская народная и авторская сказки), видов искусства (литературный портрет, портрет-иллюстрация, живописный портрет) способствуют углублению исследования текста, расширению читательского кругозора, повышению уровня читательской грамотности. Используются проблемные вопросы. От коллективных форм работы осуществляется переход к групповым и индивидуальным.
Например, А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Задачу выявления выразительности поэтических образов решаю путём сравнительного анализа русской народной сказки «Чивы-чивы-чивычок.» и сказки А.С.Пушкина. Дети в парах помечают на нити сюжета узелки событий русской народной сказки и сказки А.С.Пушкина. Благодаря созданному образу клубка жизни и узелков событий дети имеют возможность наглядно представить прозрачную сюжетную конструкцию, где все элементы сюжета делаются явными. Дети делают вывод, что сказка А.С. Пушкина построена по жёстким законам народной сказки Русская народная сказка «Чивы-чивы-чивычок.»: старик и старуха желали иметь лучину, дров, избу, стать чиновником, чиновницею, царём, царицею, богом, богинею, стали быком и свиньёй. В сказке А.С.Пушкина старуха пожелала новое корыто, избу, стать столбовою дворянкою, затем вольною царицею, владычицей морскою, а осталась у разбитого корыта. Это для них открытие. Затем дети разбиваются на группы и работают над образами.
В одной группе с помощью текста дети выявляют черты характера старика. Старик терпелив (не посмел), бескорыстен, добр (так пустил рыбку), ласков («сказал ей ласковое слово»), робок. Анализируют портрет- иллюстрацию. У старика поза–поклон. Выявляют отношение автора. В цветовой гамме рисуют смену отношений к старухе: жёлтая («моя старуха»), жёлтая с синими пятнами («сварливая баба»), маленькое жёлтое пятнышко окружено синими холодными завитушками («старуха вздурилась»), синяя (барыня, сударыня дворянка), тёмно-синяя (грозная царица), чёрная (проклятая баба).
Во второй группе с помощью текста выявляют черты характера старухи, обращая внимание на слова действия. Старуха терпеливая, смирная («пряла свою пряжу»), злая (забранила старика), глупая («ещё пуще браниться», «на чём свет мужа ругает»), грубая, безжалостная («усердные слуги, она бьёт их, за чупрун таскает»). Анализируют портрет - иллюстрацию. Художник В.М.Конашевич изобразил старуху на фоне новых теремов. Каждый новый краше предыдущего, с высокими крылечками, со столбами-кубышками, с чешуйчатыми главами, а старуха всё величественнее и злее. В цветовой гамме дети рисуют смену отношений старухи к старику: жёлтая с чёрными точками («дурачина»), чёрные и синие пятна («простофиля»), чёрно-синее пятно («ударила мужа»). Выявляют отношение автора.
В третьей группе исследуют характер рыбки. Рыбка является волшебным помощником, исполняющим желания, утешающим, лишь в конце сказки высказав упрёк молчаливым уходом.
Цветовые полосы таковы: синяя (неизвестность), жёлтая, красная, зелёная (исполнение желаний), синяя (ушла в море).
В четвёртой группе исследуют образ моря: спокойное, слегка разыгралось, помутилося, неспокойное, почернело, чёрная буря. Последняя картина моря:
«Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют».
Дети выявляют приём олицетворения: волны воют как волки. Наблюдая цветовую гамму иллюстраций (нежно - голубое море под чистым небом, море с белыми барашками, чёрно-синее море с белыми барашками волн, море сливается с лиловыми тучами), дети делают вывод, что море всё мрачнее на фоне яркой жизни старухи.
Общий вывод урока-исследования: народная и авторская сказки похожи наличием зачина, повтором просьб, есть волшебный помощник, зло наказано. Отличия авторской сказки А.С.Пушкина: стихотворная форма, герои обладают характерами, причём они меняются, природа помогает понять героев, можно выявить авторское отношение, концовка сказки наводит на размышления о жизни.
«Сказка о спящей царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина исследуется в сравнении со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» в опоре на иллюстрации В.М.Конашевича, А.Елисеева, Уолта Диснея. По итогам исследования дети пишут отзыв, в котором выражают свою душевную близость к тому или другому произведению, что способствует формированию одного из навыков читательской грамотности: аргументировано высказывать самостоятельные суждения о прочитанном.
В связи с тем, что портрет является неотъемлемой частью характеристики персонажа, во втором классе впервые проводится исследование живописного портрета. Как художник кисти с помощью позы, выражения глаз, интерьера, цветового решения помогает раскрыть образ. Во втором классе «Портрет Микки Морозова» кисти Валентина Серова. По результатам дети пишут письменную работу.
В третьем, четвёртом классах увеличивается степень самостоятельности, дети выходят на творческий уровень: исследуют самостоятельно, создают собственные художественные тексты.
Например, при исследовании произведений классика японской литературы Мацуо Басё группам детей предлагается выполнить задания на поиск художественных изобразительных средств и сравнить произведения японского поэта и русских поэтов. Дети приходят к выводу, что русские поэты создают образ с помощью сравнений, олицетворений, рифмы, ритма, заставляя нас сопереживать. Японские поэты создают образ в трёх строках, часто без сравнений, что подталкивает читателя к воображению, осмыслению и переосмыслению образа. Дети совершают открытие: поэты используют разные приёмы, а образы созвучны.
Осознание глубины проникновения в образ выводится в практическое действие (интеграция с уроком трудового обучения): дети создают аппликацию по стихотворению (учитывается цветовое и композиционное построение). Поэтический образ воплощается в картину-образ. Задание развивающего характера предлагает картину-образ по мотивам хокку перевести в образ, наполненный сравнениями и олицетворениями в традиции русской пейзажной лирики, т.е. происходит переосмысление на творческом уровне.
В третьем, четвёртом классах продолжается линия работы над портретом. «Портрет Сарры Фермор» кисти Ивана Вишнякова, «Автопортрет с 7 пальцами» Марка Шагала, «Моя бабушка и её ковёр» Виктора Попкова, «Портрет В.И.Даля» Василия Перова, «Дети» Богданова-Бельского, «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» Бориса Кустодиева, «Мать и дитя» Пабло Пикассо, «Семейный портрет» Анри Матисса, «Семья крестьянина» Павла Филонова. Исследовательская работа на уроках литературного чтения над живописными портретами, портретами-иллюстрациями, художественными портретами персонажей позволяет не только глубже понять персонаж, но и заглянуть внутрь себя, формирует ориентир в мире нравственных ценностей, формирует читательскую грамотность.
Рассмотрим приёмы, позволяющие формировать навыки исследовательской деятельности.
Приём описания.
Описание природы летом, зимой, осенью, весной, в разное время суток, в разную погоду, в городе, в парке, в минуты душевного подъёма или печальные моменты жизни помогают учащимся создавать свой вариант описания, тот, который лучше отвечает их состоянию души на момент рассказа. Живая мысль должна цениться превыше всего. Слова запоминаются тогда, когда затрагивают струны души.
Можно описать животное и сравнить с литературным описанием, с описанием А.Э.Брэма (Жизнь животных, М.,1992), с описаниями сделанными одноклассниками.
Сравнение позволяющее выявить сходство и различие явлений.
Природа составляет большую часть мира ребёнка и является темой для обсуждения, воспитания внимательности, ответственности, рассудительности, для формирования аналогового мышления.
Важно сопоставлять описания времён года, фрагментов пейзажа, жизненных ситуаций, переживаемых эмоций в произведении, с описанием аналогичных ситуаций в уже прочитанных произведениях. С одной стороны происходит оживление в памяти прочитанного, с другой стороны есть возможность показать разное восприятие различными людьми похожих ситуаций, времён года, пейзажей.
Сопоставив метафоры, образы научим анализировать, находить более интересные сравнения, метко найденный образ.
Такого рода работа приводит к рождению собственной мысли, собственного образа
Сравнивая, ребёнок может сказать: «Этот автор мне ближе», «Я вижу мир таким же», «У нас за окном такая же осень». Творчество автора станет ближе, а с другой стороны, ребёнок получает возможность отметить несхожесть своих взглядов на мир с взглядом автора, сказав «Я такой весны никогда не видел». Есть возможность заинтересовать другим видением мира, может произойти открытие нового.
На уроках литературного чтения дети соприкасаются с произведениями других народов. Другая культура - другой взгляд на жизненные реалии, которые в свою очередь, по-разному отражаются языками. Русское дерево верба в переводе на английский, звучит как «кошечкина ива». Сопоставление помогает проникнуть в суть вещей, заметить особую красоту. Пушистые серо-рыжие шарики на вербе похожи на дремлющих, свернувшихся в клубок котят.
Творения Природы прекрасны и талантливы. Творения художников восхищают детей и пробуждают мысль, открывают детские души красоте, а мозг начинает создавать образы.
Дар тонко чувствовать, остро видеть, который дан каждому ребёнку от рождения, соразмышления по поводу литературных произведений, опыт наблюдения жизни (природы, людей) позволяют ребёнку войти в мир изобразительного искусства. Учебник литературного чтения А.Ю.Свиридовой (1, 2 кл.), Н.А.Чураковой (3, 4 кл.) по системе Л.В.Занкова построен так, что репродукции полотен мастеров подобраны созвучно литературным произведениям. У ребёнка имеется возможность прикоснуться к переживаниям и восприятию разных мастеров, прочувствовать глубину раскрытия темы. Используя возможности учебника, ребёнок говорит с художниками слова и кисти, учится понимать настроение, предмет вдохновения, мысли, образы, с помощью которых художники выражают себя. Ребенок может с чем-то не согласиться, т.е. увидеть пейзаж или портрет по-своему, это разбудит его собственные мысли, даст импульс рождению своих образов, аналогий сравнений.
К знакомым картинам и образам, с которыми уже связаны свои воспоминания, полезно возвращаться. Это создаёт особую атмосферу знакомого дома, где живут любимые люди, способствует лучшему восприятию и пониманию художника слова и кисти как умного, интересного собеседника. Повторная встреча высвечивает новые грани восприятия мира ребёнком, который видит картину или образ уже другими глазами.
В литературном чтении достаточно широко представлены художники-импрессионисты. Субъективность восприятия, выраженная с помощью кисти и красок, даёт уникальную возможность взглянуть на мир другими глазами, попытаться поймать свои мгновения, когда всё в природе меняется на глазах, ощутить что «всё будет так - и всё не так через одно мгновение» (В. Шефнер, Стихотворения., Л., Лениздат). Неоднозначность цвета, его изменение и преломление в нашем сознании в зависимости от нашего настроения может помочь детям понять неоднозначность жизненных ситуаций, зависимость их интерпретации от того, под каким углом зрения и в момент каких «атмосферных явлений» на них посмотреть.
Невозможно понять, что написано на картине Моне, если смотреть на неё, стоя близко. Лишь отойдя на расстояние, можно увидеть, что изображено на полотне.
Точно так же и в повседневной жизни. Происходящее на глазах часто может быть оценено категорично, и привести к неправильным и трудным для ребят решениям и поступкам.
Когда ребёнок воспринимает мир, предложенный импрессионистами в живописи, это даёт возможность найти аналогию с виденьем жизненной ситуации, когда её оценка требует «отступить назад», т.е. спустя некоторое время как бы отодвинуть ситуацию, чтобы посмотреть на неё с разных сторон, понять неоднозначность оценочных высказываний.
Образовавшееся очередное когнитивно-эмоциональное пространство в когнитивной картине мира ребёнка позволяет воспринять пейзажи, причём не только пейзажи Шишкина, Левитана, но и Моне, Ренуара. Ребёнок становится готовым к восприятию новых картин, может осмыслить информацию, касающуюся техники письма художника, его мировоззрения.
Виды заданий:
-к пословице подобрать персонаж,
-поиск общего в литературных героях,
-в двух произведениях найти, что их роднит, сравнить нравственные позиции героев,
-что добавил художник-иллюстратор от себя? Что изменил?
Приём наблюдения, как, вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, тесно связан с приёмом сравнения.
Вся красота мира описана языком Пушкина, Тютчева, Тургенева, Никитина, но важно, чтобы эти строчки возникали в памяти при встрече с живой красотой. Нельзя, чтобы они оставались заученными, как скороговорки, а за словами ребёнок не представлял бы реальной красоты. Слова остаются мёртвыми и непонятными, если они не оживляют эмоции, связанные с картинкой, описываемой этими словами.
Так, например, «повисли перлы дождевые» - если ребёнок не ловил рукой или не видел глазами жемчужины дождя, скатывающиеся с листьев на землю, то «перлы дождевые» его не вдохновят. Если он остановился и удивился этим капелькам дождя, то тут можно помочь сравнить с жемчужинами, хрусталиками, слёзками, а в классе открыть Тютчева и ….О, чудо! Перлы дождевые, какая красота!
«Вся комната янтарным блеском озарена». «Янтарным блеском» - это каким? Сначала надо показать янтарь, который легко проассоциируется с солнечным светом. Мягкий, тёплый камень. Рассматривая камень, можно найти и другие сравнения: Жёлтые листья осенью, как кусочки янтаря, рассыпанные лесной нимфой; солнечные зайчики весной, как янтарное ожерелье.
Если стихи ложатся на стойкие эмоциональные следы в памяти детей, то запоминание более естественно, и, более того, возможно появление собственных оригинальных сравнений, метафор, описаний.
Чем больше светлых символов помочь создать ребёнку, тем ярче и вдохновеннее будет его мир, тем легче будет ему в жизни преодолевать трудности, его память подскажет выход из неприятных эмоциональных состояний.
Активизирование, установление связей между реальной жизнью и произведением пробуждает внимание ребёнка к описаниям.
Приём наблюдения используется при исследовании палитры настроений, динамики эмоций, чувств, мотивов поведения героев.
При исследовании обращается внимание ребёнка на язык произведения, помогающий выразить восторг, смятение, восхищение, ужас, удивление, страх, наслаждение, недоумение. В языке классиков есть эталон выражения радуги чувств, испытываемых разными людьми в различных ситуациях. Глубина мыслительной работы открывает ребёнку возможность постичь мир во всём его многообразии.
Учебником литературного чтения А.Ю.Свиридовой (1,2кл.), Н.А.Чураковой (3, 4кл.) по системе Л.В.Занкова предусмотрена работа над портретом. Есть возможность объяснить семантику портрета, обратить внимание на позу, глаза, положение рук, сами руки, обстановку, в которой изображён человек, его одежду, предметы, которые его окружают или, наоборот, отсутствуют, цветовое решение. Это откроет мир портрета, позволит найти аналогии в произведении литературном. Эти знания приоткроют внутренний мир человека, научат всматриваться в человека, обращая внимание на детали.
Глядя на портрет можно разгадать мысли, посетившие художника, почему именно так художник расставил цветовые акценты, выбрал ракурс, линии, оставил ощущение завершённости полотна или деталей, хорошо вырисовывая их или, наоборот, оставляя ощущение недосказанности, оставляя детали не прорисованными.
Картины, как поэзия, музыка, танец воздействуют на чувства. Исследование-разговор о картинах учит воспринимать произведения художников и испытывать по этому поводу свои сильные чувства.
Ребенок – читатель, следуя ориентирам писателя, как бы проходит его дорогой познания и оценки действительности. На этой основе у читателя рождается иллюзия самооткрытия поэтической истины. Это является импульсом становления, развития личности. Происходит приобщение к творчеству, эмоциональному освоению действительности, самого себя, самооценка, самопознание.
Произведения искусства слова изменяют сознание и чувствования человека.
При условии систематического чтения и эстетического восприятия произведения искусства становятся внутренней проекцией переживаний и поведения в будущем.
Л.С.Выготский называл эту особенность средством формирования поведения, «по преимуществу отсроченного во времени».
Приём лингвистическое комментирование, т.е. разъяснение «тёмных мест» произведения, которые мешают правильному пониманию информации или образной системы.
Приём акцентирования направлен на умение подметить и выделить главное, будит творческое воображение.
Задания:
-отметь черты внешнего облика героя,
-расскажи о характерных особенностях героев.
Приём «посмотрите на мир чужими глазами» развивает умение видеть проблемы, способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Так ,рассказ Л.Н.Толстого «Косточка» после первичного прочтения воспринимается детьми как рассказ на тему «не укради», а в результате направленного исследования учащимися делается открытие того, что рассказ о доброте, взаимопонимании, великодушии, согласии в семье, радости прощения.
Система упражнений для формирования навыков необходимых в исследовательской деятельности на уроках литературного чтения.
Упражнения по развитию творческого воображения позволяют прочувствовать образный строй произведения, «эмоционально достроить» его, по отдельному фрагменту, штриху, детали, восстановив, представив картину в целом.
Силу и интенсивность воображения определяет степень эмоциональности ребёнка. Упражнения, тренирующие воображение, рождают творческую смелость, веру в свои силы, создают ситуацию успеха.
С.Я.Маршак: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них ,на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель. [6] На уроках литературного чтения важно воссоздающее воображение, чтобы по авторскому словесному описанию представить созданную писателем картину жизни (портрет, пейзаж, эпизод)
-словесное рисование с использованием картин. Картина служит опорой для возникающих в воображении представлений,
-устное иллюстрирование с переходом в драматизацию,
-словесный рисунок без зрительной опоры,
-составление диафильма,
-анализ иллюстраций,
-рассматривание и анализ иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению, что помогает глубже понять читаемое и ярче его пережить,
-создание собственных образов, метафор.
Упражнение «Слушаю – чувствую - осознаю - выражаю в общении с другими».
Дети слушают поэтическое произведение, затем высказывают по очереди своё впечатление в слове: что я вижу, что я слышу, что я чувствую. Каждый должен повторить высказывание предыдущего ученика и дополнить его своим.
Упражнения на выявление и объяснение использованных в произведении языковых единиц в их значении и употреблении. Единицы языка (слова, фразеологизмы, сочетания) должны быть раскрыты во всех значениях, присущих культурно-историческому содержанию. От вхождения слова в сознание ребёнка зависит его целостное миропонимание. Необходимо дать возможность увидеть и понять слово.
Упражнения на умение анализировать ситуации, т.е. устанавливать причинно - следственные отношения, обнаруживать скрытые зависимости и связи, умение обосновывать и рассуждать, умения предвидеть последствия, установление аналогий с жизненным опытом, обдуманное обсуждение произведения с использованием лексики, словарных оборотов из текста, ярких выражений.
Анализ поступков героев с разных точек зрения. Выявление подтекста, того, что стоит за событиями, поступками, что было их причиной.
В результате анализа эмоции переводятся в сферу размышления и метафор.
При анализе произведения важны вопросы, которые задаются ребёнку. Почему? Почему ты считаешь так? Что натолкнуло тебя на эту мысль? Почему ты выбрал это решение? Что стало причиной? В вопросах должна содержаться ситуация выбора.
В процессе исследования вопрос играет ключевую роль. Вопрос направляет мышление на познание.
Вопросы бывают: уточняющие (прямые или «ли», Верно ли, что…Надо ли….Должен ли); восполняющие (непрямые, неопределённые. Где? Когда? Кто? Что? Почему? Какие?); установление сходства и различия; установление причинно - следственных связей; выбора, требующие подтвердить закономерности.
Ответы на вопросы предполагают две позиции ученика - читателя:
-ученик выражает свою позицию по отношению к герою, сопереживает («внутренняя позиция» читателя)
-ученик принимает позицию «по-иному» мыслящего человека, осознаёт мысли автора, которые не совпадают с его собственными («внешняя позиция»).
В результате формируется двойная позиция читателя, без которой немыслимо исследование произведения в целостности.
Извлечение новых смыслов благодаря последовательно проведённому анализу произведения может привести к созданию собственных текстов, поиску новых произведений автора.
Важно сочетать переживание с поисками маленького учёного, исследующего литературный текст.
Упражнения на умение интегрировать текст и синтезировать информацию, т.е.умение организовать информацию и делать выводы.
Разгадывание образа.
Красота и мелодия стихов детей завораживает. Стихи воздействуют на эмоциональную сферу детей, но глубину метафор, образных выражений они часто не понимают. Стоит задача разгадывания - исследование образа.
Борис Пастернак
«Весна»
Разве только птицы цедят,
В синем небе щебеча,
Ледяной лимон обеден
Сквозь соломину луча.
Образ выражен с помощью символов. Детям необходимо помочь разгадать значение слов, найти связи между значениями разных слов, общие черты разных предметов. Нащупывая эти нити, дети проникают в значение слов и метафор.
Дети понимают, что синее небо, лёд («ледяной лимон обеден»), лучи, щебетанье птиц- всё это создаёт ощущение ранней весны. Слово «обедня» ассоциируется со службой в церкви, и, таким образом, «лимон обеден»- это образ золотых куполов, парящих в лазурном небе.
Теперь, когда разобраны понятия, найдены ассоциации, установлены аналогии и увидены образы, получается следующая картинка, которую образно увидел Б.Пастернак.
Ранняя весна. Воздух хрустален и свеж. Тоненький лёд на лужицах поблёскивает на весеннем солнце. Звон колоколов, созывающий прихожан в церковь, вспугнул птиц, и они кружатся над куполами, похожими на большие жёлтые лимоны, парящие в лазурном небе. Кажется, что соломины лучей, отражаясь в золотых куполах, тянутся к птицам, даря им божественные звуки, и поднимаются вверх к небесам. Образ видимых солнечных лучей может возникать при виде сверкающего на солнце креста, отражающего солнечный свет, и создаётся иллюзия золотых нитей, соединяющих души людей с Богом.
Использование глагола «цедят», а не пьют, глотают и т.д., говорит о том, что не только птицы, но и люди с удовольствием впитывают этот малиновый звон и струящийся золотой свет от куполов, которые символизируют тайну общения между душами, открытыми добру и свету.
Разгадывание - исследование смысла созданного образа и прояснение того, что конкретно видел автор, чем он был вдохновлен, является интересной интеллектуальной работой, способствует активному развитию воображения, образного мышления, ассоциативного мышления, умения интерпретировать символьные представления.
Упражнения в разгадывании образа можно проводить на произведениях, содержащих описание природы. Это удивительно красивые и эмоционально наполненные фрагменты текста. Исследование этих фрагментов позволяет обратить внимание учеников на красоту, которую они видят, но ,может быть, не замечают.
Слова, обороты, образы, метафоры, используемые автором, для описания пейзажей дадут ребёнку импульс для рождения собственных образов, аналогий и метафор.
Борис Пастернак
Разве только грязь видна вам,
А не скачет таль в глазах?
Не играет по канавам
Словно в яблоках рысак?
Исследуя эти строчки, приходим к пониманию того, что автор выразил изумление.
Есть люди, которые весной замечают только грязь, которую образует тающий снег, а другие видят красоту ранней весны. На краях канавы, пригретой солнцем, появляются пятна жёлто-серой прошлогодней травы, разбросанные беспорядочно среди серого тающего снега. Уже, через несколько часов количество пятен увеличивается и создаётся ощущение скачущего рысака в яблоках.
Ранняя весна, увиденная Б.Пастернаком, становится понятна детям. Вдохновение Б.Пастернака зажигает мысли в головках учеников.
Одна из граней исследования произведения - установление своеобразия персонажа.
В чём своеобразие героя? Его Мыслей? Чувств? Поведения? Речи? Чем выделяется он среди других? Как в произведении достигается показ самобытности героя? Затем рассматривается линия его развития.
Нахождение многогранности характера персонажа - увлекательная исследовательская работа, дающая ученикам радость творческих открытий.
Умение видеть персонаж в развитии неотделимо от поисков побудительных сил его развития, от скрытых мотивов поведения, слов, поступков. Почему герой действует именно так? Почему он сказал именно эти слова? Почему у него возникла именно эта мысль, это чувство, а не другое? Чем объяснить расхождение мысли и произнесённых слов? Каков мотив лжи, лести, хитрости у данного героя в данной ситуации?
Привлечение к высказыванию прогнозов учащихся.
В сказке «Русалочка» Г.Х.Андерсена есть строки: «Русалочка положила принца на песок и уплыла обратно в море. Она стала ещё более задумчивой, чем была». Можно попросить объяснить, почему Русалочка стала ещё более задумчивой.
Вот некоторые ответы:
«Русалочка стала задумчивой потому, что увидела ноги принца. Ведь все сёстры Русалочки имели хвосты вместо ног, даже её бабушка - Русалочка. Для Русалочки было большим удивлением увидеть человека с ногами. Она призадумалась, скольких вещей в мире она ещё не знает, даже бабушка ей не рассказывала. (Ананьев Евгений)
«Русалочке очень понравился принц, ей было грустно прощаться с ним. Его мир-земля, а её мир- море. Они рядом, но не вместе» (Саблин Константин)
Неоднозначные ответы показывают рождение мысли. Мыслительный процесс приносит радость.
Вопросы, побуждающие к прогнозам:
-Если бы ты оказался среди героев произведения, что бы ты испытывал, как действовал, как чувствовал?
-Как, по-твоему, будут развиваться события, как сложатся судьбы героев?
Итоговым материализованным продуктом исследовательской деятельности в области литературного чтения могут быть:
Сочинение сказки.
Писатель Джанни Родари утверждал, что в сказках обычно бывают такие события:
-предписание или запрет,
-нарушение,
-вредительство или недостаток,
-отъезд героя.
-задача,
-встреча с дарителем,
-волшебные дары,
-появление героя,
-сверхъестественные свойства противника,
-борьба,
-победа,
-возвращение,
-прибытие домой,
-ложный герой,
-трудные испытания,
-беда ликвидируется.
-узнавание героя.
-ложный герой изобличается,
-наказание противника
-свадьба.
Мини-зарисовки.
Темы могут быть свободными, могут быть заданы: «На что похожи облака, морозные узоры, старинные корабли, рисунки волокон на дереве, падающие капли дождя, жемчужная роса, звёзды, цветы, кошки, и т.д.»
Составление рассказа от имени персонажа.
Например, «Один день камешка на дороге», « Один день моего котёнка»
Отзыв о прочитанном произведении.
Отзыв ценен своей неповторимостью и уникальностью.
«Банк лексики для письменного отзыва: заставило задуматься (пережить, ощутить), навело на мысль, запомнилось, вызвало настроение, пробудило воспоминание (мечты, фантазии, ассоциации), привлекло внимание, поразило, удивило.
Театрализация.
Театрализация - обучение через действие, в котором реализуются знания, умения, впечатления учеников.
Ценный вид деятельности детей – игра. Игровой характер эстетического переживания искусства рассматривался еще И.Кантом в «Критике способности суждения».
В отечественной педагогике и психологии проблеме игры посвящены труды А.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Т.А.Полозовой, И.И.Тихомировой.
Мотив игры лежит в содержании самого действия, в наслаждении действием (А.Н.Леонтьев). В игре одновременно реализуются практическое и условное поведение. Продуктивное включение произведений литературы в игру, театрализацию благоприятно для формирования воображения и фантазии. Умение жить в искусстве по законам искусства делает человека творческим. Искусство само продукт воображения и поддерживает и развивает эту человеческую способность.
Театрализация:
-отвечает потребности ребёнка в перевоплощении,
-побуждает к творческому чтению произведения,
-стимулирует развитие памяти,
-учит проникать в глубину характера персонажа,
-развивает творческие способности через создание декораций, костюмов, антуража.
Игра «Путешествие в глубь строки»
Игра позволяет управлять обдумыванием произведения, направлять мысль в глубину и побудить выразить своё понимание в слове.
*Залив Созерцания.
Какие картины предстали перед вашим умственным взором? Какие звуки?
*Бухта Радости и печали.
Какие моменты показались радостными? Какие заставили погрустить?
* Мыс Проникновения.
Почему персонаж действовал так, а не иначе? Почему у него возникли такие мысли?
*Утёс Творчества и Фантазий.
Как представляете будущее героев?
*Земля Сущности.
О чём это произведение? Почему оно так названо?
*Пролив Воспоминаний.
Не напомнило ли это произведение что-либо из вашей собственной жизни?
*Риф Самопознания.
Нет ли в произведении чего-либо созвучного вашему характеру? Почему? Что ещё интересует тебя в этой проблеме? Что ещё хотелось бы узнать?
Исследовательская деятельность формирует интеллектуально - творческие способности, выполняет важнейшую функцию - функцию развития. «Знание не даётся как готовое, а получается в результате работы самих детей над материалом». [9]
В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации на практике:
- учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит найти учащимся самостоятельно,
-учитель ставит проблему, но уже метод её решения ученик ищет самостоятельно (допускается коллективный поиск),
-на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно. [10]
Способы стимуляции исследовательской активности:
-обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность, отказ от высказывания оценок и критики способствуют свободному проявлению дивергентного мышления;
-обогащение окружающей среды новыми стимулами с целью развития его любознательности;
-поощрение высказывания оригинальных идей;
-обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа.
-предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Качества обучающегося, формируемые исследовательской деятельностью, на уроках литературного чтения:
-внимание, память, мышление, воля - как основные условия познавательного и образовательного процессов,
-интеллектуальные качества: любознательность, вдумчивость, образность, логичность, сообразительность, пытливость, способность к анализу и синтезу, нахождение аналогий, сравнение, сопоставление, обобщение, конкретизация,
-умение задавать вопросы, формулировать гипотезы и проблемы, находить способы решения, делать выводы,
-видение текста, его пространственных и временных связей,
- личностное понимание смысла текста,
-нестандартность и критичность мышления,
-эмпатия, способность к сопереживанию как способ познания,
-овладение культурными нормами и традициями, умение видеть сходства и отличия норм и традиций разных культур,
-осмысление чтения и результатов работы с текстом.
Грамотное чтение формирует универсальную способность, необходимую в любой профессии, - способность к творчеству. В творчестве происходит развитие индивидуальности. Грамотное восприятие, анализ, оценка прочитанного, использование освоенных нравственных знаний, идеалов, идеалов, раскрываемых в произведениях литературы, способствует развитию эстетического компаса личности:
1) Процесс чтения берет начало из имеющихся в природе человека задатков вкуса, чувства слова, художественной интуиции.
2) Чем более творческим и систематическим является чтение, тем интенсивнее и продуктивнее формирование личности, обладающей творческими способностями восприятия и освоения не только произведений искусства, но и реальной жизни.
3) Диалектика развития и становления личности в процессе чтения и под его влиянием заключается в том, что чем духовно богаче человек, тем больше возможности у него для чтения – творчества.