Занятие по РСВ и ФП в 3 классе по теме Дифференциация звуков йэ-э. Словесное ударение. Текст Осень

Занятие по РСВ и ФП

Тема: Дифференциация звуков [jэ –э]. Словесное ударение.
Текст «Осень».

Цель: учить дифференцировать звуки э-йэ; формировать умение произносить с ударением слова; совершенствовать навык восприятия на слух текст, слова, предложения, материал учебных дисциплин.

Задачи:
обучающие: учить дифференцировать звуки в словах, правильно произносить их в словах и предложениях; уметь произносить слова, соблюдая словесное ударение, уметь отхлопывать ритм в словах; совершенствовать навык восприятия на слух текст, слова, предложения, материал учебных дисциплин.
коррекционно-развивающие: следить за произношением и формировать навык самоконтроля за своим произношением у ученика;
воспитательные: прививать интерес к материалу учебных дисциплин,
воспитывать необходимость общения устной речью и использования слухового аппарата;

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1 часть занятия.
Произношение.
Приветствие.
Проверка слышимости (за экраном)
3. Сообщение темы занятия, постановка цели.
4. Работа над фразой. Словесное ударение.
Отхлопать ритм в словах
Отхлопать ритм и сказать с ударением слова.
Прочитать стихотворение
5. Работа над звуками.
Упражнения для губ и языка
Работа с профилями этих звуков.
Отработка звуков в словах, предложениях.
Работа по вопросам (краткие и полные ответы)
6.Работа без аппаратов (на голое ухо).
7. Окончание 1 части занятия.
2 часть занятия.
Слуховое восприятие.
1. Проверка слышимости.
2.Тема «Осень»
Восприятие на слух текста
Восприятие на слух слов и словосочетаний
Восприятие на слух предложений, соотнесение с картинками.
3.Материал учебных дисциплин (русский язык)
Воспроизведение на слух слов
Составление предложения
Соотнесения с картинкой
4.Работа без ЗУА
5.Окончание занятия


Произношение
1.Приветствие.
2.Проверка слышимости (за экраном)
-Как ты меня слышишь? / Я слышу хорошо./
-Как тебя зовут? /Меня зовут /
-В каком классе ты учишься? /Я учусь во втором «Б» классе/

3. Сообщение темы занятия, постановка цели.
-Тема занятия « Дифференциация звуков [э – йэ]», «Словесное ударение».
-На занятии ты будешь хорошо говорить, читать, соблюдая ударение, отвечать на вопросы.
4. Работа над фразой. Словесное ударение.
- Вчера на занятии мы учились произносить слова с ударением, отхлопывать ритм. Сегодня продолжим эту работу.
Отхлопать ритм в словах и сказать с ударением слова: молоТОК, стуЧИТ, отМЕТЬ, ЧЁТко, уДАРный, звуЧИТ.
Прочитать с соблюдением словесного ударения стихотворение стр. 5 ( по подражанию и отражённо)
Ударный слог,
Ударный слог –
Отметь его ударом!
И молоток
Стучит, стучит –
И чётко речь моя звучит!
5. Работа над звуками.
Упражнение для губ (улыбка).
Упражнение для языка (горка).
Работа с профилями этих звуков. /Объяснение учителем описания положения губ, языка при произнесении звуков [э – йэ].
Отработка звуков в словах, предложениях. /стр. 53, 54/
ес – эс есть – Эдик
ех – эх ехать – Элла
Прочитай и покажи.
Это Эля. (стр. 54)
Ответь кратко на вопрос: Что делает Эля?

· Едет, ест.
Ответь полным ответом.
Эля едет на лошади.
Эля ест кашу.
Выполни задание : Вставь пропущенные буквы в словах ( Слова: Энгельс, это, подъезд, этаж) « Я вставил букву »
Расскажи о своем доме по рисунку
(Я живу в городе Энгельсе, на улице Тельмана. Это мой дом. Я живу в первом подъезде, на пятом этаже)
Сними аппараты.
6.Работа без аппаратов (на голое ухо).
Отработка слов и фраз (молоток стучит, Эля ест кашу, едет на лошади).
Надень аппараты.
7. Окончание 1 части занятия.
- Что ты делал на занятии? / Я читал, отвечал на вопросы, говорил с ударением/.
- Какие дежурные звуки проходили сегодня? /Дежурные звуки э –е/

Слуховое восприятие (на слух и слухозрительно)
1.Проверка слышимости
-Встань на рабочее расстояние.( слухозрительно)
-Проверим, как ты слышишь.(за экраном)
Какое время года? (осень)
Какой сейчас месяц? ( октябрь)

- На занятии ты будешь слушать, отвечать на вопросы.
- Что ты будешь делать?
( Я буду слушать , отвечать на вопросы, составлять предложения)

3. Работа с текстом «Осень» (за экраном)
- Какой текст ты слушал на прошлых занятиях? / Текст «Осень»/.
- Сегодня мы продолжим работать с этим текстом.
Восприятие на слух слов и словосочетаний (за экраном): поздняя осень, дождливая погода, холодный ветер, убрали урожай
Восприятие на слух предложений, соотнесение с картинками. Лишние картинки убрать (Дети пускают кораблики. Весна в городе.)
Наступила поздняя осень. Стоит дождливая погода. Дует холодный ветер. На полях убрали урожай. Скоро будет зима.
Расположить картинки по порядку и рассказать по ним.

3.Материал учебных дисциплин (за экраном)
Повтори слова:
мальчик, гвоздь, забивает, молоток - молотком, топор – топором, ложка - ложкой.
Составь предложение по схеме «кто?+что делает?+что?+чем?, используя слова-таблички «Мальчик», «молоток», «молотком», «забивает», «гвоздь», «топор», «топором», «ложка», «ложкой».
Соотнесение с картинкой
- Какая картинка подходит?
Прочитай предложение. Выдели окончание в слове «молотком».
Ответь на вопросы:
-Забивает чем? /Молотком/
-Почему в слове «молотком» окончание «ом»? /Рассуждаю так: молоток – один(мужской род), значит, на вопрос «чем?» меняется окончание на «ом»/.

- Сними аппараты
4. Работа без ЗУА
Восприятие на голое ухо слов и фраз: поздняя осень, урожай; На полях убрали урожай. Скоро будет зима.
- Надень аппараты.

5. Окончание занятия
- Какая была тема занятия? (Тема «Осень»)
- Какие звуки мы повторяли? /Дежурные звуки э –е/
- Что ты делал? (Я слушал, отвечал на вопросы, составлял предложение)
- За каждое выполненное задание ты получил буквы. Составь из них слово.
- Какое слово получилось? (Умница)
-Ты хорошо работал, старался.
Спасибо за занятие.
15