Конспект занятия по экологическому направлению Люби и береги природу, человек! (1 класс)
«Люби и береги природу - человек!»Цели: усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром ;
Расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе , природоохранной деятельности
Обогащение словарного запаса
Задачи:
Образовательные
Обучить правилам поведения в природе
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к природе , дружелюбие , любовь к природе.
Развивающие
Способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка
Развивать навыки духовно-нравственного поведения в конкретных ситуациях
Оборудование:
ДИНАМИЧЕСКАЯ КАРТИНА «ЛЕС И РЕКА»
СТАРИЧОК ЛЕСОВИЧОК
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
МОДЕЛЬ АКВАРИУМА (ДЛЯ ОПЫТА)
АУДИОЗАПИСИ «ЗВУКИ ЛЕСА , РЕКИ»
РИСУНКИ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ: «ПРИРОДА»
презентация
Ход мероприятия
Организационный момент.
Приветствие.
Ребята , посмотрите какой чудесный день! Какие вы все красивые , нарядные. Посмотрите друг на друга , подарите своим товарищам улыбки. Возьмите в руки разноцветные карандаши и покажите своё настроение.
Дети встают в круг: «Приветствие я твой друг и ты мой друг»
Анализ:
Красный карандаш - клубничное настроение
Зелёный - весеннееЖёлтый - солнечное
Сообщение целей и задач мероприятия
На доске расположены в ряд цветы. Назовите мне их(ромашка ,мак , роза , одуванчик , колокольчик ,тюльпан ,гвоздика.) Сосчитайте(семь)
На обратной стороне каждого цветка по одной букве.
Ребята , давайте отгадаем загадки , перевернём цветы и узнаем о чём мы с вами будем беседовать на нашем занятии сегодня . Слово- природа.
ЗАГАДКИ
Показ слайдов
Под соснами , под ёлками лежит мешок с иголками(ёжик)
Зимой и летом одним цветом(ель)
Без рук , без топора построена изба(муравейник)
Летом серый - зимой белый (заяц)
Стоит Антошка на одной ножке (гриб)
Я по дереву стучу , червячка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой ! (дятел)
Дом со всех сторон открыт , он рукою крышей крыт
Заходи в зелёный дом ,чудеса увидишь в нём (лес)
Ребята , сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой знаток природы М. М. Пришвин писал: «Рыбе-вода ,птице-воздух , зверю-лес , а человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину» Ведь природа-это и есть наш большой общий дом , и мы все должны поддерживать в нём порядок. Ещё поговорим о том , как нужно
любить и охранять её богатства. Узнаем много интересного , познакомимся с новыми понятиями и выявим настоящих любителей природы.
СТАРТ.УЧАВСТВУЮТ ДВЕ КОМАНДЫ.
Лесные правила
Если в лес пришёл гулять , свежим воздухом дышать ,
Бегай , прыгай и играй . Правила поведения в лесу не забывай.
Любители природы
Мы любители природы , чтоб её покой хранить ,
Мы хотим от человека , всю природу оградить.
КОНКУРС «ОТГАДАЙКА»
Надо угадать по подсказке слова. Если не сможете отгадать с первой подсказки , то попробуйте со следующей.
КОСТЁР СЛАЙД
-- Служит защитой от животных;
-- Спасает от холода;
--Его разводят туристы;
--На нём можно кипятить воду и варить еду в лесу.
ПАЛАТКА СЛАЙД
--Помогает спрятаться от зверей и насекомых.
--Она необходима в походе для туристов , которые отправляются в лес на несколько дней.
КОНКУРС «БЫВАЛЫЕ ТУРИСТЫ»
Костёр , палатка .Куда мы с вами отправимся? Поход- разве это не прекрасно?!
Но туристами быть не просто много надо знать и уметь. А вот вы умеете укладывать свои вещи в рюкзак собираясь в поход брать с собой самое необходимое? Сейчас это мы проверим.
Каждая команда получает по рюкзаку. На столе лежат консервы , зубные щётки , полотенце ,мыло , пакеты для мусора и кошки-игрушки.
СОСТАВЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ «ЛЕС» Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Куда мы отправимся дальше , вы узнаете , если отгадаете загадку.
Богатырь стоит богат ,угощает всех ребят: Ваню-земляникой , Таню-костяникой , Машеньку-орешком , Петю- сыроежкой. (лес) СЛАЙДЫ
Ребята , а что это за слово КОСТЯНИКА ? Кто знает ,что оно означает ?
КОСТЯНИКА—лесная ягода , растёт в лесу , ярко красного цвета , вкус-кисло-сладкий. Растёт летом в августе. Богата витамином С , аскорбиновой кислотой.
Да , мы с вами отправимся в лес. Что такое лес?
Однажды один художник решил нарисовать лес. Вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Наш художник остался очень доволен. Он лёг спать. Проснувшись утром он увидел ,что лес завял , все деревья засохли. А рядом с картиной стоял Старичок Лесовик . Он сказал: «Лес – это не только деревья».
Ребята , давайте оживим наш лес. Лесовик нам поможет в этом. Дети отгадывают загадки. Отгадки закрепляют на картине.
ЗАГАДКИ СЛАЙДЫ
Ну – а, кто из вас ответит:
Не огонь, больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (СОЛНЦЕ)
Нет ног, а идут,
Глаз нет, а плачут. (ТУЧКИ)
Землю пробуравил, корешок оставил,
Сам на свет явился, шапочкой накрылся. (ГРИБ)
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают
Мёдом угощают.(ЦВЕТЫ)
В ярком платье модница –
Полетать охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – ожидает.(БАБОЧКА)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю натружусь.(ЖУК)
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой!(ДЯТЕЛ)
ПООЩРЕНИЕ.РАЗДАЮ ФИШКИ ЗА ОТВЕТЫ ПРАВИЛЬНЫЕ.
Значит лес – это не только деревья, но и солнце, цветы, бабочки и т.д.
ФИЗМИНУТКА
Утром дети в лес пошли (шаги, поднимая ноги)
И в лесу грибы нашли (разменное приседание)
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд)
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны)
Лес – наше богатство. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес даёт нам грибы и ягоды.
Посмотрите, какой красивый уголок природы у нас получился!
Ребят, а у нас в школе есть уголок природы?
ПОКАЗ СЛАЙДОВ
Давайте посмотрим. Кто вспомнит? Кто живёт в нашем живом уголке?
Черепахи – Татоша и Какоша, Тартила. Попугаи – Кеша, Маша и Шура. Карелы. Волнистые попугайчики больше 30-ти. Рыбы – 2сома, ГураньяЖемчужная, гуппяшки, Катя – кролик .Но, к сожалению, природа в опасности: человек всё сильнее ранит природу. Об этих тревожных сигналах мы поговорим.
КОНКУРС ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
Ребята берут знак и объясняют, что он обозначает.
ЗНАКИ
Не рвать цветы.
Не стрелять из рогатки.
Не вырубать деревья.
Не оставлять мусор.
ОБСУЖДЕНИЕ ЗНАКОВ
Вырубить все леса, люди будут ходить в противогазах .Лес – это лёгкие природы.
Уничтожать птиц, например сову нельзя, потому что она уничтожает грызунов. Совы спасают от болезней.
Если уничтожать цветы, то погибнут пчёлы и люди останутся без мёда, который так полезен для нашего организма.
Давайте, подумаем, будет ли нашей природе хуже, если проходя по тропинке, вы сломаете веточку или наступите на цветок?
Да, природе будет хуже! Ведь каждая веточка или цветок – это маленькая рана, нанесённая природе. Природе трудно залечивать даже маленькие раны. Кто же виноват ? (Человек)
Природа должна нам быть родной. И леса, и цветы, звери, птицы. Они оказываются на краю гибели. И наша задача – подкармливать птиц, не рвать цветы, не уничтожать муравейники. Тогда природа отблагодарит нас своей щедростью.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТА «Последствия разлива нефти»
Цели:
Продемонстрировать опасность разлива нефти
Выяснить, какой вред нефть наносит обитателям рек или морей
Оборудование:
«Модель аквариума» На дне камушки, водоросли из пластилина, рыбки; птичка муляж, чёрная краска вместо нефти. СЛАЙДЫ
Представьте себе, что плыл корабль, произошла авария и нефть утекла в море. Я буду капать в наше море нефть, а вы понаблюдайте, что будет происходить дальше.
Как вы думаете , какой вред нанесёт обитателям ?
-- Солнечный свет не проникает в глубину, растения перестают вырабатывать кислород, рыбы выныривают на поверхность, покрываются плотным слоем маслянистой жидкости.
А вот какой вред нефть наносит птицам. Представьте, что наша птичка долго летала и решила отдохнуть на поверхности воды, покачиваясь на волнах. Я буду опускать птичку, а вы наблюдайте, что будет происходить.
Все пёрышки покрылись нефтью, она не сможет летать и погибнет.
Ребят, мы наглядно видим, какой вед приносит нефть. Это говорит о том , что человек не должен ошибаться, потому что одна ошибка может привести к массовой гибели.
НЕФТЬ- это природная горючая маслянистая жидкость, почти всегда чёрного цвета.
РЕФЛЕКСИЯ
-- Какие ощущения вы испытывали во время похода? Опыта с нефтью?
(Любопытство, радость, интерес).
--- Что узнали нового? Какие правила запомнили?
В результате конкурсов победили обе команды, победила – дружба.
ПРИЗЫ – АЛЬБОМЫ.
А теперь возьмите в руки карандаши(фломастеры) и покажите своё настроение. У Серёжи было пасмурное настроение, а теперь солнечное, прекрасно! Всем большое спасибо за внимание!