Проект «Будущее за тобой» (профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних).


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30» г.Абакана.
Проект
«Будущее за тобой»
(профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних).
Автор проекта: Матвеева В.П- социальный педагог. МБОУ»СОШ№30»
Соавторы: студенты КПОИиП им. Н.Ф. Катанова.
Иванова А, Вальковская У. Шахматова В. Сабурова Н.
Абакан 2016-2017 учебный год.
Цель программы: разработка и внедрение мер, направленных на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Задачи:
выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях развития.
выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения;
создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых;
повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися;
развитие творческих способностей и социальной активности школьников.
Разработать меры по организации и совершенствованию внеучебной деятельности, направленной на вовлечение несовершеннолетних в досуговые и иные мероприятия;
Определить основные направления по активизации борьбы с антисоциальным образом жизни несовершеннолетних;
Обозначить меры по предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся школы и профилактике здорового образа жизни.
Участники проекта: Учащиеся в количестве 483, родители, педагоги 37 человек, врачи ГУЗ, специалисты центра психолого-педагогической и медико- социальной помощи семье и детям «Радость»,медико-социально-психологичсекий центр «Праксис»,центр социальной помощи семье и детям.
Сроки реализации: сентябрь 2011- май 2012г
Этапы реализации проекта
-подготовительный: сентябрь 2016
-основной: октябрь 6 апрель 2016г.;
-итоговый: май 2016г.
Организаторы проекта:
Руководитель проекта: социальный педагог МОУ СОШ №30 Матвеева Валентина Петровна.
Соавторы проекта: студенты 4 курса КПОИиП ХГУ им. Н.Ф. Катанова специальности социальная педагогика с дополнительной подготовкой в области психологии:
Иванова Анна Сергеевна, Вальковская Ульяна Владимировна, Шахматова Валентина Ренатовна, Сабурова Анастасия Леонидовна.
Смета расходов: проектор-15000тыс., ноутбук-25000т.р. ,колонки1000т.р., принтер и ксерокс-8000т.р.,безперебойник-1000т.р.
Привлечение школьных средств: использование компьютера, принтера, ксерокса, краски, бумаги, что составляет около 20000т.р.
Ожидаемые результаты:
Стабилизация и, в дальнейшем, снижение количества правонарушений среди школьников.
Увеличение числа школьников, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.
    Повышение уровня воспитанности, предотвращение правонарушений и преступлений, путем вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
   Вовлечение малоактивных учащихся во внеучебную деятельность и организацию общешкольных праздников.
Выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и самоутверждения учащихся среди своих сверстников.
  Развитие и совершенствование личностных качеств личности.
Перспективный план работы по реализации проекта:
Программа занятий клуба “Маленький правовед”
( для 1-4 классов)
Возрастные особенности школьников младшего возраста, в частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и умение играть – то, чего им обычно не хватает в школе, – способствуют эффективному применению на уроках обучения правам человека различных игровых методик. При разработке занятий следует помнить, что игра выступает как способ познания мира и поэтому желательно на занятиях создавать модели реальных жизненных ситуаций.
1 класс №1 «Давайте познакомимся!» праздник
№2 «Равенство людей в своих правах»
практическое занятие с элементами рисования
№3 «Путешествие со Светофориком»
Игра-путешествие
№4 «Как себя вести»
практикум по культуре поведения
2 класс №1 «Права и обязанности школьника»
час общения
№2 «Митинг сказочных героев»
(20 ноября - Всемирный день прав ребёнка) представление-митинг
№3 «Здоровым быть модно!»
беседа-диалог
№4 «Право на семью»
игровое занятие
3 класс №1 «Конвенция прав ребенка» игровое занятие
№2 «Мое право на образование» практическое занятие
№3 «Путешествие на Планету ЗиП (Закон и Право) на космическом корабле»
игра
№4 «Правовая Ассамблея сказочных героев» игра – ассамблея, на которую приехали жители государств.
4 класс №1 «Мы жители своего района…»
игра-путешествие
№2 «Я имею право» (12 декабря – День Конституции России)
литературный час
№3 «Государственные символы РФ и РТ»
классный час-путешествие
№4 «Турнир знатоков права»
турнир
1 КЛАСС
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!
Форма проведения: праздник посвящения в первоклассники
Вопросы собрания: мотивация первоклассников, первое знакомство со школой, руководством школы, законами школьной жизни, Президентом детской организации.
В театрализованном виде ребятам рассказывается о школьной жизни, правилах поведения в школе, ребята разучивают гимн школы, изучают эмблему или герб школы, её значение, вручаются значки и удостоверения жителя школьной республики, первоклассники произносят клятву. Им объясняют смысл новых для них слов.
РАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ В СВОИХ ПРАВАХ
Форма проведения: практическое занятие с элементами рисования
Вопросы собрания: сформировать у учащихся представление о равенстве людей, вне зависимости от физических признаков, что все люди имеют одинаковые и равные права.
Изучая тему “Равенство людей в своих правах” дети рисуют свой паспорт, “Кто я?”, в нём помещают свой нарисованный портрет “Как я представляю себя”, пишут своё заветное желание, а на одной из страниц изображают пиктограммами “Мои права”.
Таким образом, дети работают над понятиями: права всех людей в обществе и осознание самого себя в этом обществе. Дети замечают, что все страницы паспорта у всех разные, но только одна получилась у всех одинаковая – о правах человека. Занятие заканчивается мыслью о том, что все люди имеют одинаковые права.
ПУТЕШЕСТВИЕ СО «СВЕТОФОРИКОМ »
Форма проведения: внеклассное мероприятие- путешествие
Вопросы собрания: пропаганда правил дорожного движения; формирование образа хорошего пешехода, знающего права и обязанности участников дорожного движения.
В путешествии принимают участие родители школьников, заранее подготовивших аудиторию и лозунги, проведен конкурс рисунков «Соблюдай правила дорожного движения», организована выставка самоделок и игр по правилам дорожного движения. В стихотворной форме герои путешествия инспектор ГАИ - Свистулькин, Петя Светофоров - ученик, Незнайка и др. доводят до ребят информацию о ПДД, путешествуя по проезжей части, тротуару.
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
Форма проведения: практикум по культуре поведения
Вопросы собрания: развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета
Классный руководитель заранее предлагает детям прочитать книги по культуре поведения, создать инициативную группу, которая готовит: - выступления учащихся, читающих наизусть стихи Г.Остера;
-инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета,
-выбор ведущего.
Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди. Детям предлагается просмотреть ситуации и найти все ошибки поведения героя. За каждый правильный ответ ребята получают жетоны, а в конце практикума подсчет результатов.
Ситуации: в театре, идёт спектакль, в транспорте, на остановке общественного транспорта, в гостях, принимаем гостей.
После подведения итогов, запись в специальной тетрадке правил поведения. Ребята приветствуют своих одноклассников, набравших большее количество баллов. Классный руководитель предлагает продолжить работу и в следующий раз поставить сценки на другие темы.
2 КЛАСС
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА
Форма проведения: час общения
Вопросы собрания: познакомить с правами и обязанностями школьника в школе и дома
В начале учитель сообщает тему классного часа, формируя понятие Конституции-Основного закона государства и его граждан, где отражены права и обязанности, которые должны знать и выполнять жители нашей страны. Далее проводится беседа о том, какие права и обязанности есть у каждого школьника. На доске появляется схема, далее организована работа в группах - необходимо разложить картинки с правами в одну сторону, с обязанностями в другую. Следующим этапом часа общения – беседа классного руководителя по теме с примерами из школьной жизни. По окончанию работа в группах, дети получают задание придумать свои правила поведения в школе (в классе, на уроке, на перемене), где есть права и обязанности.
Подводится итог классного часа.
МИТИНГ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
(20 ноября - Всемирный день прав ребёнка)
Форма проведения: представление-митинг
Ведущая -Астред Лингрен и герои сказки узнали, что 20 ноября – Всемирный день прав ребенка. И что тут началось, обычно герои её книг ведут себя хорошо, а тут не на шутку расшалились. Выбегают герои и требуют конфет и пирожных, дружить с кем хочется, уволить Фрекен Бок. Герои писательницы играют с детьми в игры. Астред Лингрен подводит итог, что самое главное право ребёнка на счастье, и его нужно отстаивать. Учитель с помощью ребят озвучивает права по Конвенции. Права с самого рождения, в 1,5 года - посещать ясли, в 3 года -посещать садик, в 6 лет вправе посещать школу, в 10 лет дает согласие на изменение своего имени или фамилии, на усыновление, выражает мнение с кем из родителей, расторгающих брак в суде , он хотел бы остаться. Ребенок вправе быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства, может вступать в детские общественные организации.
Выступают представители детской организации школы, со своей презентацией.
ЗДОРОВЫМ БЫТЬ МОДНО!
Форма проведения: беседа-диалог
Вопросы собрания: расширить знания детей о ЗОЖ, показать отрицательное отношение к употреблению алкоголя представителей древних цивилизаций.
Предлагается обсуждение ситуации «Как боролись с употреблением алкоголя в древности», учитель ведет рассказ о первом антиалкогольном законе в Древнем Китае, о мерах в Древней Индии и Древней Греции.
Диалог по вопросу о пьянстве на Руси. Меры, принимаемые у нас в прошлом. Трезвенные движения в России, меры принимаемые сегодня.
ПРАВО НА СЕМЬЮ
Форма проведения: игровое занятие
Вопросы собрания: подчеркнуть важность для каждого семьи и хороших семейных отношений, формировать правильные представления о семье, укрепить привязанность к членам своей семьи,
Работая над темой “Право на семью”, подчёркивается значение семьи для каждого человека во вступительном слове классного руководителя ( автор А.В.Камкин).
Дети придумывают пиктограмму “Право на семью”, такой вид деятельности позволяет легче запомнить материал. Далее предлагается детям нарисовать общее занятие, которым занимается вся семья, традиции семьи, семейные праздники. Дети с удовольствием говорят о взаимоотношениях в семье, рассказывают об общих делах семьи. Заранее заготовлены пословицы и поговорки о семье. Итогом работы могут стать рассказы детей и мысль о том, что слово семья сложено из двух частичек: “семь” и “я” не случайно, так как самое главное - ты на свете не один. Домашнее задание к данному занятию - составить и защитить своё родословие. Лучшие дети отмечаются медальками и дипломами.
3 КЛАСС
КОНВЕНЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА
Форма проведения занятия: игровое занятие
Вопросы собрания: познакомить с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка, соотнести понятия «права» и «обязанности», развивать чувство патриотизма
Ребята с помощью учителя повторяют понятие «конвенция». Дается опережающее задание группам, которые должны проиллюстрировать статьи документа по усмотрению педагога. Дети инсценируют, а все присутствующие, отгадывают какое, право нарушено в данной сказке. Представляются сказки: «Колобок» (право на жизнь), «Три поросёнка» ( право на жилище, право на неприкосновенность), «Золотой ключик» (право на образование).
Ребята-ведущие читают стихи известных авторов, а все присутствующие определяют о каком праве идет речь.
Предлагается игра «Что если…» (формируется понятия « обязанность»).
Обобщается материал, и вывешиваются на доску основные права. Называются граждане, которые хорошо выполнят свои обязанности (имитация доски почета).
МОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
Форма проведения: практическое занятие
Вопросы собрания: познакомить со статьями Конвенции о правах ребёнка, соотнести понятия «права» и «обязанности»,
Изучить ст.43 Конституции РФ, ст26 ч.1,2,3 Конвенции. По теме “Моё право на образование” дети обсуждают, как у них самих выполняется это право и как у взрослых. Подводится разговор к тому, что у каждого ребёнка есть мечта стать взрослым и приобрести какую-то профессию, т.е. дело, которое помогает развитию личности. Детям предлагается нарисовать свою будущую профессию. Применение различных видов деятельности – рисования, аппликации – позволяет детям наиболее полно усвоить материал.
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ЗИП (ЗАКОН И ПРАВО) НА КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ
Форма проведения: игра-конкурс
Вопросы собрания: расширить знания детей о Декларации прав человека и Конвенции прав ребенка
В начале дети делятся на команды, в зависимости от дней рождения: Весна, Лето, Осень, Зима, “долететь до Планеты ЗиП” – значит освоить четыре блока и какое-то число статей Декларации прав человека и Конвенции прав ребенка.
Этапы урока:
1. Старт игры, учитель просит пристегнуть ремни, перед стартом капитаны сообщают о готовности своих команд: наличие выполненного домашнего задания и всех необходимых материалов. Объявляется готовность № 1 и старт.
2. Если дети пришли на урок уставшие, учитель может их пригласить в “тренажерный зал”, пока “корабль набирает высоту”. Подойдет любая легкая разминка, например, “Мы делили апельсин”:
3. Основная часть урока: проверка домашнего задания по командам с вынесением результатов на стенд, игра или внеигровое задание, каждый этап которого тоже может быть оценен на стенде
4. Подведение итогов занятия.
ПРАВОВАЯ АССАМБЛЕЯ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
Форма проведения: игра – ассамблея, на которую приехали жители государств (итоговое занятие)
Вопросы собрания: закрепить знание статей Всеобщей декларации прав человека, развивать умение работать в группах
Ассамблея, на которую приехали жители сказочных государств, чтобы обсудить проблемы сказочных героев. Присутствует сказочное жюри, во главе которого - омбудсмен (защитник прав человека) - бывший ученик учителя. Ребятам предстоит выполнить несколько заданий.
Учащиеся представляют свою страну, что характеризует её граждан
Разбирают письма от сказочных героев (гадкого утенка, Емели)
Узнать сказку, какую статью иллюстрирует данный эпизод.
Инсценировка басни «Крестьянин и овца» И.Крылова, находят судебную ошибку
Показ видеосюжетов из сказок «Красная Шапочка», «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Три поросёнка» с обсуждением вопроса о нарушении прав человека.
Далее подводятся итоги игры, жители различных стран желают друг другу добра. Исполняется финальная песня.
4 КЛАСС
МЫ ЖИТЕЛИ СВОЕГО РАЙОНА…
Форма проведения: игра-путешествие
Вопросы собрания: познакомить учащихся с административными учреждениями и их функциями, воспитывать чувство патриотизма, коллективизма.
Учитель предлагает поиграть в шашки, заведомо нарушает правила. Подводит детей к мысли, что вся жизнь страны и нашего района в том числе, подчинена правилам, главному закону, который называется Конституция. Далее задается вопрос о том, какие учреждение нашего района призваны следить за соблюдением этих законов?
На карточках написаны названия этих учреждений. Каждая группа берет карточки и через минуту отвечает на вопрос: « Какую работу выполняет это учреждение?».
1. Паспортно-визовая служба. ( Работники этой службы осуществляют выдачу паспортов, регистрируют тех людей, которые приезжают жить в наш город).
2. Государственная налоговая инспекция. (Занимается сбором сведений о доходах и расходах предприятий, находящихся на территории района, города, а также о доходах граждан, которые в нем живут.)
3. Отдел социальной защиты. ( Здесь жители района могут получить пособие на детей, льготы ветераны войны и труда, выдаются путевки в санатории, дома отдыха.)
4. Администрация. ( Руководит и направляет работу всех госучреждений города.)
5. УВД (Следит за порядком в городе, ловит преступников, предупреждает правонарушения.)
6. Городской суд, Ювенальный суд. (Рассматривает судебные дела: уголовные и гражданские.)
7. Городской военкомат. (Занимается военной подготовкой будущих солдат и осуществляет призыв в ряды Российской Армии.)
8. Отдел образования. (Руководит работой детских садов и школ.)
9. Центр занятости населения. (Работники этой службы занимаются трудоустройством безработных граждан.)
(По ходу учитель показывает месторасположение этих служб на карте города.)
- Есть еще и Бюро технической инвентаризации, в котором хранятся планы домов нашего города; ПТЖХ – которое осуществляет контроль над работой ЖЭУ, за ремонтом домов, за подачу воды и тепла в домах.
Все эти учреждения призваны защищать права и сделать, жизнь жителей города лучше. Теперь и вы знаете, куда обращаются ваши родители, если у них возникают какие-то проблемы.
Подводится итог, что в нашем городе проживают люди, которые сделали много хорошего, много добрых дел для нашего города. Это настоящие граждане. Их имена должны украсить Доску Почета нашего города. Дети рассказывают о них. Учитель выражает уверенность, что имена её учеников в будущем украсят эту Доску Почета.
Мероприятие можно провести также в форме экскурсии с посещением отдела социальной защиты, государственной налоговой инспекции, ОВД, паспортно-визовой службы, военно-учетного стола города, отдел образования и центра занятости населения.
Я ИМЕЮ ПРАВО
(12 декабря – День Конституции России)
Форма проведения: литературный час
Вопросы собрания: познакомить учащихся с ООН, задачами которые стоят перед данной организацией, главными документами, принятыми ООН
Герои литературного часа ведут диалог, с целью мотивации учащихся, проводится викторина на знание эпизодов сказок. Далее Знайка и Незнайка ведут диалог, обращая внимание на знание прав и свод людей, показывая необходимость в их знании. Буратино просит Знайку рассказать о том, что такое права, откуда они взялись, и зачем они нужны. Знайка поведал ребятам об ООН, когда организация возникла, на экране появились основные даты и права людей.
Ведущий проводит викторину «Права в сказках», «Права в песнях». Для восприятия детей на экране появляются понятия, не новые но необходимые для знания по вопросам права (государство, поликлиника, дом детского творчества, милиция, суд, библиотека, цирк, музей, театр).
Подводится итог, ведущие выражают уверенность в уважении учащимися прав других людей.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РФ И РТ
Форма проведения: классный час-путешествие
Вопросы собрания: продолжить знакомство с символами России: (флагом, гербом, гимном, березой, матрешкой, частушкой), развивать творческие способности, воспитывать чувство патриотизма.Во вступительной части учитель проводит беседу, что значит быть настоящим гражданином? Под импровизированной яблоней появляются: надписи на листах настоящий гражданин выполняет свой долг, соблюдает законы, уважает людей, стремится делать добро, является патриотом, заботится об общем благе. Учитель предлагает отправиться в виртуальное путешествие, где дети должны пройти несколько этапов игры и разгадать символ нашей Родины. Класс разделен на 3 группы. Каждая группа в этой игре набирает звездочки за правильный ответ. В конце игры подводится итог.
1 этап «Моя страна»
2 этап «Моя республика».
3 этап «Магазин игрушек».
4 этап «Концерт».
5 этап «Лес». Символ России
Домашнее задание - нарисовать символ класса – герб, отражающий жизнь и цели класса.
ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА
Форма проведения занятия: турнир
Вопросы собрания: проверить усвоение теоретического материала, полученного на занятиях по правовому воспитанию.
Проводится формирование 3-х команд по равным силам, выбор командира команды, турнир проходит по аналогии ТВ-программ (интеллектуального содержания). Ведущий представляет команды и их кураторов. Викторина проводится по следующим конкурсам:
Знатоки права (командам задаются вопросы: что такое права человека, что такое декларация, что дают человеку права…)
Сценки: «Сменная обувь», «Буфет», «В квартире». Команды должны дать правильный ответ на ситуации, где были нарушены права и какие.
Конкурс рекламных проспектов на выбранную тему (по правам ребенка) с последующей защитой.
Подведение итогов турнира. Награждение победителей.
Задание на дом.
Программа занятий клуба «Наши права и обязанности»
(для учащихся 5-8 классов)
Гражданское становление личности человека происходит на протяжении всей его жизни.
Говоря о подростковом возрасте, хочется отметить, что особенностью восприятия детей в 11-15 лет является повышенная любознательность, активность, креативность мышления. Именно поэтому при разработке занятий следует опираться на самостоятельную подготовку детей, выбирать нестандартные формы проведения мероприятий.
Класс Тема мероприятия Форма проведения
5 класс Законы школы – наши законы Детско-родительская гостиная
«Культура поведения на переменах» Диспут
Внимание: опасная компания! Путешествие в сказку
Права человека через призму русской народной сказки Беседа
6 класс Человек. Личность. Гражданин Мозговой штурм
Изучаем «Конвенцию о правах ребёнка» Беседа-тренинг
Наши права Диспут
Права человека в современном мире Диспут
7 класс Конституция – основной закон государства Беседа-практикум
Мы – граждане России Классный час - размышление
Как себя защитить? Практикум
Каждый правый имеет право Классный час- деловая игра
8 класс Преступление и наказание Диспут
Свой путь мы выбираем сами Беседа - практикум
«Знатоки права» Брейн-ринг5 КЛАСС
ЗАКОНЫ ШКОЛЫ – НАШИ ЗАКОНЫ
Форма проведения: детско-родительская гостиная
Вопросы собрания: осознанное принятие норм и правил, регламентирующих жизнедеятельность участников образовательного процесса в школе; привлечение учащихся и родителей к участию в управлении школой.
Познакомить учащихся с действующим Уставом школы; создать творческие группы учащихся и родителей по разработке дополнений к действующему уставу.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ НА ПЕРЕМЕНАХ
Форма проведения: диспут
Вопросы собрания: учить детей культуре поведения, воспитывать уважительнее отношение друг к другу и окружающим.
Помочь детям задуматься о самих себе, побудить их к самокритичной оценке, исправлению своих недостатков.
ВНИМАНИЕ, ОПАСНАЯ КОМПАНИЯ!
Форма проведения: путешествие в сказку
Вопросы собрания: ознакомление с приёмами самозащиты в условиях асоциального окружения, развитие навыков общения, духовно-нравственного здоровья, отрицательного отношения к негативным привычкам.
Познакомить детей с отрицательным воздействием асоциального окружения, научить способам отказа от асоциальных поступков.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РУССКОЙ
НАРОДНОЙ СКАЗКИ
Форма проведения: классный час - игра
Вопросы собрания: дать общее понятие, что означает право и права человека, что такое ответственность; объяснить, что послушание выражается в исполнении повеления, а своеволие – в самоуправстве.
Подвести учащихся к выводу, что русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром платят».
6 КЛАСС
ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН
Форма проведения: мозговой штурм
Вопросы собрания: ознакомить учащихся с понятиями «индивид», «человек», «личность», «гражданин»; провести сравнительный анализ различных гражданских позиций.
Диагностика гражданских позиций учащихся
ИЗУЧАЕМ КОНВЕНЦИЮ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Форма проведения: беседа-тренинг
Вопросы собрания: познакомить учащихся с основными положениями Конвенции, соотнести права и обязанности детей; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других.
Государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей.
НАШИ ПРАВА
Форма проведения: диспут
Вопросы собрания: обобщить знания учащихся об основных правах ребёнка; развести понятия «право», «права», «обязанности»; показать единство прав и обязанностей для подростков; повышать правовую компетентность учащихся
Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Форма проведения: диспут
Вопросы собрания: объяснить значимость и актуальность Декларации о правах человека для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира; сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их; закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации.
Сформировать основные понятия: права человека, принципы прав человека, поколения прав человека, толерантность, декларация, Всеобщая декларация прав человека, механизм защиты прав человека; правовой статус личности.
7 КЛАСС
КОНСТИТУЦИЯ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА
Форма проведения: беседа-практикум
Вопросы собрания: ознакомить учащихся с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Хакасии; объяснить основные обществоведческие понятия.
Воспитание чувства патриотизма через формирование знаний гражданских прав и обязанностей.
МЫ — ГРАЖДАНЕ РОССИИ
Форма проведения: классный час-размышление
Вопросы собрания: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин»
Размышление о том, кто такой «гражданин», что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества
КАК СЕБЯ ЗАЩИТИТЬ?
Форма проведения: практикум
Вопросы собрания: формирование социально-правовой компетенции учащихся; знакомство со способами защиты прав ребёнка, организациями и специалистами, которые могут помочь в сложной ситуации.
Формирование понимания ответственного поведения, знания, куда и к кому нужно обращаться за помощью.
ДЕТСКИЕ И МОЛОДЁЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Форма проведения: лекция
Вопросы собрания: познакомить учащихся с различными детским и молодёжными общественными организациями, содержанием их деятельности.
Целесообразно начать занятие с сообщения классного руководителя об истории возникновения детского и молодежного движения в России и Республике Хакасия. Дальнейший ход мероприятия можно выстроить в форме выступления представителей различных детских организаций с презентацией своей деятельности.
8 КЛАСС
КАЖДЫЙ ПРАВЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО
Форма проведения: классный час - деловая игра
Вопросы собрания: повышение социально-правовой компетентности старшеклассников посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав.
Осознание социальной ценности права как средства защиты личности и общества; усвоение совокупности конкретных правил поведения в семье, в школе, на улице, в учреждениях культуры, местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан; приобретение практического опыта применения прав человека, самостоятельного решения конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав подростка.ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Форма проведения: диспут
Вопросы собрания: ознакомить учащихся с положениями Уголовного Кодекса РФ, разъяснить предусмотренные меры ответственности за совершение преступлений, сформировать правовые навыки у подростков.
Незыблемость и авторитет закона - это непременное условие охраны общественного порядка, благополучия общества, гарантия того, что каждый гражданин может не опасаться покушения на свою жизнь, здоровье, имущество. Ни один гражданин в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм.
СВОЙ ПУТЬ МЫ ВЫБИРАЕМ САМИ
Форма проведения: беседа
Вопросы собрания: ознакомление учащихся с правовыми нормами и законами по профессиональному самоопределению.
Подвести учащихся к пониманию того, что человек сам творец своей судьбы, и от выбора поступков, интересов, профессии зависит его дальнейшее будущее.
КОНКУРС ЗНАТОКОВ ПРАВА
Форма проведения: брейн-рингВопросы собрания: обобщение и закрепление правовых знаний учащихся в игровой форме.
Права человека – это естественные, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов.
Программа занятий по профилактике правонарушения
(для учащихся 9-11 классов)
Негативное поведение среди подростков, на наш взгляд, одна из важнейших проблем современного общества, что вызывает острую необходимость решительной и активной профилактики этих проявлений среди подростков. Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы.
Поэтому мы должны объяснить подрастающему поколению основные понятия правовой компетентности в части защиты основных прав и свобод личности, закреплённых Декларацией, способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков. Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.
9 класс №1 «Семья: взаимоотношения и конфликты» Диспут
№2 «Мы все такие разные» Ролевая игра, беседа- диалог
№3 «Преступление и наказание» Диспут
№4 «Сквернословие и здоровье» Круглый стол
10 класс №1 «Противостоять агрессии» Диспут
№2 «Кодекс чести» Круглый стол
№3 «Свой путь мы выбираем сами» Беседа
№4 «Я среди людей и я сам строю свою жизнь» Диспут
11 класс №1 «Права человека в современном мире» Круглый стол
№2 «Самодисциплина и самовоспитание школьника» Дискуссия
№3 «Агрессия и стресс» Беседа
№4 «Честь и Закон» Игра «Брейн – ринг»

9 КЛАСС
СЕМЬЯ: ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И КОНФЛИКТЫ
Форма проведения: диспут
Задачи:
1. Сформировать основные правила поведения в конфликтной ситуации с родителями
2. Формирование умения правильно выйти из конфликтной ситуации.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое конфликт?
2. Понимают ли вас ваши родители?
3. Что чаще всего становится причиной конфликтов с родителями и можно ли его избежать?
4. Какую линию поведения нужно избрать, чтобы выйти из состояния конфликта с наименьшими потерями?
5. Рассмотреть конфликтные ситуации.
(обсуждение конфликтной ситуации, обсудить вопрос: как с самого начала следовало повести себя всем участникам конфликтной ситуации, происходит поиск решения, выработка правильного стиля поведения).
Рекомендации психолога.
МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ
Форма: ролевая игра, беседа диалог.
Задачи:
1. Воспитывать нравственные принципы собственного развития.
2. Умение критически оценивать свои поступки, потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков.
3. Способствовать пониманию значения саморазвития и самосовершенствования в жизни человека.
Вопросы для обсуждения:
1. Достоинства и пороки человека.
2. Как справится со своими слабостями, и воспитать в себе силу воли?
3. Разобрать жизненные ситуации.
4. Рекомендации психолога.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Форма проведения: диспут
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с основными законами УК РФ по правонарушениям.
2. Формирование правовых навыков у несовершеннолетних
Вопросы для обсуждения:
1. Какие виды преступлений среди несовершеннолетних вы знаете?
2. Правовое просвещение. Ознакомить учащихся с основными статьями по правонарушению.
3. Каковы причины преступлений и какие факторы могут влиять на совершений преступлений?
4. Виновато ли общество, что преступность в нашей стране растёт?
5. Разобрать ситуации по правонарушению.
6. Консультации инспектора ПДН.
СКВЕРНОСЛОВИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Форма проведения: круглый стол
Задачи:
1. Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества
2. Пробуждать к нравственному самосовершенствованию
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое сквернословие?
2. Какую меру наказания несут несовершеннолетние за сквернословие?
3. Как влияет СМИ и социальная среда на подростка?
4. Искусство правильно и красиво говорить.
Данное занятие можно также провести в форме Дня этикета и хорошего тона, посвятив один день в школе правилам хорошего тона и этикета. О проведении мероприятия объявляется заранее на линейке. Назначаются дежурные для соблюдения норм и правил хорошего тона. За несоблюдение установленного порядка, т.е. сквернословие, предусмотрено начислять штрафные баллы. В конце дня подведение итогов и обмен мнениями.
КЛАСС
ПРОТИВОСТОЯТЬ АГРЕССИИ
Форма проведения: диспут
Задачи:
1. Предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведение подростков
2. Формировать чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих.
3. Обучение способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приёмам регуляции психического равновесия.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое агрессия?
2. Почему подросток проявляет свою агрессию?
3. Какие причины провоцируют вашу агрессивность?
4. Могу ли я контролировать своё психическое состояние?
5. Упражнения на снятие агрессивности.
6. Рекомендации психолога.
КОДЕКС ЧЕСТИ
Форма проведения: круглый стол
Задачи:
1. Формирование правовой и нравственной культуры у старшеклассников.
2. Способствовать развитию критического осмысления своих поступков.
Вопросы для обсуждения:
1. Изучение статей административного и уголовного кодекса
2. Какие права и обязанности мы имеем учась в школе.
СВОЙ ПУТЬ МЫ ВЫБИРАЕМ САМИ
Форма проведения: беседа
Задача: подвести учащихся к пониманию того, что человек сам творец своей судьбы, и от выбора поступков, интересов, зависит его дальнейшая судьба.
Вопросы для обсуждения:
Как жить и что делать?
Что нужно делать для того, чтобы поступки не шли в разрез с нравственной позицией?
На чем держится мир на добре или зле?
Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ И Я САМ СТРОЮ СВОЮ ЖИЗНЬ
Форма проведения: диспут, беседа
Цели и задачи:
1. Усвоение учащимися основных нравственных принципов
2. Формировать у воспитанников потребности к нравственным нормам поведения, требованиям общества.
Вопросы для обсуждения:
Что влечёт за собой нарушение правил и норм поведения в обществе?
Нарушали ли вы эти правила?
Можно ли в жизни обойтись без правил?
КЛАСС
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Форма работы: круглый стол
Задачи:
1. Сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности.
2. Закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации
Вопросы для обсуждения:
1. Основные понятия: права человека, толерантность, декларация.
2. Какие права и обязанности есть у несовершеннолетнего подростка.
3. Рассмотреть ситуации нарушения прав в отношении несовершеннолетнего подростка и куда нужно обратиться, чтобы защитить свои права в данной ситуации.
САМОДИСЦИПЛИНА И САМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА
Форма проведения: дискуссия
Задачи:
1. Научить объективно, оценивать свои возможности, настойчиво работать над собой.
2. Научить подростка контролировать свои действия.
Вопросы для обсуждения:
1. Самодисциплина – это «дисциплина преодоления, дисциплина борьбы и движения вперёд».
2. Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности.
3. Ответственность перед коллективом, обществом, родителями и собственной совестью за свои поступки и дела.
4. Влияет ли ответственность на формирование самоконтроля и самооценки?
АГРЕССИЯ И СТРЕСС
Форма проведения: круглый стол, беседа.
Задача:
1. Показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.
2. Научить упражнениям, направленных на обучение учащихся способам разрядки негативных эмоций.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие агрессии
2. Критерии агрессивности и характерологические особенности
3. Специфика проявления агрессии
4. Причины проявления агрессии
5. Что такое стресс?
6. Каковы главные стрессоры для каждого из вас?
7. Как справиться со стрессом?
ЧЕСТЬ И ЗАКОН
( «Брейн – ринг» по праву)
Форма проведения: игра
Цели и задачи:
1. Формирование правовой и нравственной культуры у старшеклассников
2. Способствовать развитию критического осмысления своих поступков
Вопросы для обсуждения:
В процессе игры ребятам задаются вопросы по Административному и Уголовному кодексу. Разыгрываются проблемные подростковые ситуации. Ребята должны сами, определить к какой статье относится предлагаемая ситуация.
Вывод: поскольку предполагается охват по ранней профилактики обучающихся всей школы в системе, ожидаемый результат- это снижение правонарушений и преступлений, употребления ПАВ.